Принципы социально-педагогического партнерства в образовании. Взаимодействие семьи, школы и общества в воспитании учащихся. Эффективные формы работы с родителями в современной школе.


Принципы социально-педагогического партнерства в образовании. Взаимодействие семьи, школы и общества в воспитании учащихся. Эффективные формы работы с родителями в современной школе.
Принципы социально-педагогического партнерства в образовании
В педагогику понятие «партнерство» вошло из социально-трудовой и экономической сфер, трактующих его как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами (ст. 24 ТК РФ).
Партнерство - особый тип совместной деятельности между родителями и образовательным учреждением, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования. Храктеристики: Доверие, общие цели и ценности, добровольность и долговременность отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования. Тезаурус «Новых ценностей образования» (2005)
Социальное партнёрство -тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Характеристики: Равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Новая философская энциклопедии.
Социальное партнёрство - это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Б.М. Генкин
Ш. АрнштайнПредложила рассматривать социальное партнерства с учетом уровня включенности каждой стороны в совместную деятельность. Характеристика: Уровень подчиненного включения предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Разрешающее включение предусматривает разработку одной стороной проекта деятельности с учетом пожеланий другой стороны и последующей реализации этого проекта.
Согласованное включение строится с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей совместной ее разработкой. Инициирующее включение отличается высокой активностью одной стороны, при этом другая сторона выступает в качестве консультанта или координатора деятельности. Высшим уровнем участия является самостоятельное обоюдное включение, где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной, осуществляется двусторонняя поддержка идеи, ее разработка и реализация совместными усилиями с обоюдной ответственностью за успешность достигаемого результата. Выбор уровня включенности в совместную деятельность определяется ситуацией и результатами, которых стремятся достичь стороны
Социальное партнерство является первым необходимым шагом на пути к содружеству школы и семьи, способом разрешения противоречий между ними, источником взаимообразного повышения воспитательного потенциала. Характеристика: Повышение воспитательного потенциала семьи и школы. О.Ю. Кожурова
Социальное партнерство в образовании - это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована   на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данного региона и общих требований к образованию на современном этапе. Характеристика: Наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
взаимная заинтересованность всех партнеров;
соответствующие юридические документы, оформляющие партнерство и закрепляющие цели и ответственность сторон;
определение роли   каждого социального партнера;
адекватная система взаимодействия и управления;
точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, педагогов, представителей учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций;
желание работать в команде для достижения общих результатов по подготовке молодежи к жизни в обществе, инициативность участников. О.П. Гришакина
Социально-педагогическое партнерство - это такое содружество семьи и образовательного учреждения, в котором оба субъекта имеют равные права и в равной степени отвечают за качество результатов. Характеристика: Равноправие и ответственность за педагогический результат. 15-й Российский образовательный форум.
Социально-педагогическое партнерство (СПП) в системе «семья образовательное учреждение» - вид социального партнерства, которое представляет собой форму взаимодействия, объединенного общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации ребенка. Т.Н. Касимова
Проведенный анализ показал, что партнерство — особый тип совместной деятельности между родителями и образовательным учреждением, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.
Активное взаимодействие педагогов и родителей подразумевает открытие образовательного учреждения социуму, что в свою очередь предполагает изменения в области управления, организации образовательно-воспитательного процесса и многих других.
Чувство  уверенности  ребенка  в  собственных  силах,  социальная  активность,  ориентация  на  общечеловеческие  нравственные  ценности,  стремление  к  согласию,  формам  цивилизованного  взаимодействия  могут  формироваться  только  в  условиях  тесного  сотрудничества  педагогов  и  родителей,  так  как  взаимоотношения  школы  с  семьей,  а  педагога  с  родителями  имеют  одно  назначение  —  помочь  ребенку.  Несомненно,  что  школа  и  семья  сегодня  являются  основными  социальными  институтами,  от  согласованных  действий  которых  зависит  эффективность  процесса  воспитания  ребенка.  Одним  из  начальных  этапов  построения  образовательного  взаимодействия  является  определение  педагогических  принципов  сотрудничества  между  семьей  и  школой.
Принцип  (от  лат.  cлова  principium  —  начало,  основа)  —  это  основное  исходное  положение  какойлибо  теории,  учения,  науки,  мировоззрения,  теоретической  программы;  внутреннее  убеждение  человека,  определяющее  его  отношение  к  действительности,  нормы  поведения  в  деятельности.
Согласно  Г.М.  Коджаспировой,  «принципы  общения  семьи  и  детских  образовательных  учреждений  —  сотрудничество,  взаимодействие,  доверие,  взаимоуважение;  взаимопомощь  и  взаимоподдержка;  терпение  и  терпимость».
Л.В.  Байбородова,  считает,  что  формирование  сотруднических  отношений  между  педагогами  и  семьей  —  длительный  процесс,  успешность  которого  зависит  от  того,  как  будут  реализованы  следующие  принципы:
1.  Обеспечение  субъектной  позиции  всех  участников  педагогического  процесса. 
2.  Организация  совместного  творчества  учителя,  учащихся  и  их  родителей.
3.  Гуманистическая  ориентация  во  взаимодействии  с  семьей.
4.  Интеграция  и  дифференциация  целей,  задач  и  действий  участников  педагогического  процесса,  направленных  на  воспитание  и  развитие  детей. 
5.  Управление  взаимодействием  детей  и  родителей.
Анализ  работ,  посвященных  проблемам  взаимодействия  семьи  и  школы  (Ш.А.  Амонашвили,  В.А.  Караковский,  А.В.  Мудрик,  Н.Д.  Никандров,  Л.И.  Новикова,  А.Б.  Орлова,  В.Ю.  Питюков,  В.Д.  Шадрикова,  Н.Е.  Щуркова  и  др.),  и  многолетняя  экспериментальная  работа  по  осуществлению  сотрудничества  педагогов  и  родителей  позволили  нам  выделить  основные  принципы,  на  которых  базируется  процесс  формирования  сотруднических  отношений  между  педагогами  и  семьей.  К  ним  относятся: 
·     принцип  обеспечения  эмоциональной  безопасности  родителей; 
·     принцип  социального  партнерства;
·     принцип  полилога;
·     принцип  гуманизации.
Дадим  характеристику  каждому  из  предложенных  нами  принципов.
Первый  принцип  —  обеспечение  эмоциональной  безопасности  родителей.  Особенности  взаимодействия  родителей  и  школы  таковы,  что,  как  правило,  школа  ассоциируется  у  родителей  с  опасностью,  тревогой  и  чувством  вины.  Важно  понимать,  что,  находясь  в  этих  состояниях,  родитель  закрыт  для  конструктивного  сотрудничества,  все  его  душевные  силы  уходят  на  обеспечение  психологических  защит.  Для  родителей  важно  осознавать,  что  образовательная  среда  для  них  комфортна  и  не  способна  причинить  им  вред.  Психологически  безопасной  средой  можно  считать  такую  среду,  в  которой  «большинство  участников  имеют  положительное  отношение  к  ней  и  которая  характеризуется  высокими  показателями  индексов  удовлетворенности  взаимодействием  и  защищенности  от  психологического  насилия  –  неуважения,  недоброжелательного  отношения,  неприятия,  критики,  публичного  оскорбления,  унижения  достоинства,  обвинений,  угроз,  игнорирования,  изоляции,  чрезмерных  требований  и  принуждения  —  и  психологической  травмы».  Реализация  этого  принципа  требует:
·     создание  спокойной,  доброжелательной  атмосферы,  располагающей  к  диалогу;
·     взаимное  доверие  во  взаимоотношениях  между  педагогом  и  родителями;
·     возможность  обменяться  мнениями,  переключиться,  пошутить;
·     учет  личных  проблем  и  затруднений  родителей  в  воспитании  детей;
·     внимание  к  просьбам  и  предложениям  со  стороны  родителей;
·     способность  к  оказанию  психологической  поддержки.
Второй  принцип  —  принцип  социального  партнерства.  Этот  принцип  означает: 
·     формирование  общего  воспитательного  «поля»  вокруг  ребенка,  обеспечивающего  согласованность  действий  родителей  и  педагогов;
·     взаимную  договоренность  между  родителями  и  педагогами  об  основах  воспитания  школьника;
·     эмоциональный  отклик  на  события,  происходящие  как  со  школьником,  так  и  с  семьями  отдельных  учеников;
·     единство  требований  и  стиля  отношения  к  ребенку;
·     взаимное  оповещение  о  значимых  событиях  в  жизни  ребенка;
·     исполнение  просьбы  педагогов  со  стороны  семьи  и  исполнение  просьбы  родителей  в  адрес  учителей,  оказание  взаимных  услуг;
·     совместную  деятельность  педагога,  детей  и  родителей.
Третий  принцип  —  принцип  полилога.  Одним  из  базовых  принципов  взаимодействия  семьи  и  школы  является  принцип  субъект-субъктного,  полилогического,  партнерского  общения.  Данный  принцип  предусматривает  взаимное  доверие  и  уважение,  поддержку  и  помощь,  ответственность  по  отношению  друг  к  другу,  восприятие  родителей  как  субъектов  со  своими  интересами,  потребностями,  своей  позицией.  Мы  согласны  с  Г.Л.  Бардиер,  которая  полагает,  что  взаимодействие  с  родителями  наиболее  точно  отражается  формулой  «Мы  вместе  помогаем  детям».  Следовательно,  наиболее  продуктивна  субъект-субъектная  позиция  по  отношению  к  родителям,  позиция  «Мы»,  которая  способствует  установлению  контакта  и  сотрудничеству.  К  сожалению,  на  практике,  принцип  полилога  реализуется  далеко  не  всегда.  Довольно  часто  педагог  по  отношению  к  родителю  занимает  позицию  «сверху»,  поучая,  угрожая,  приказывая,  навязывая  свою  точку  зрения.  Очень  важно,  чтобы  учитель  в  процессе  общения  с  родителями  поддерживал  трансакции  «Взрослый-Взрослый»,  и,  в  частности,  избегал  фраз  типа  «Вы  должны»,  «Вам  необходимо»,  «на  Вашем  месте  я  бы…»,  «если  Вы  не  примите  меры,  то…».  Важно  помнить,  что  у  каждого  родителя  есть  собственный  жизненный  опыт,  к  которому  он  может  апеллировать,  есть  право  на  собственное  мнение  и  задача  педагога,  придерживаясь  принципа  безоценочности,  понять  и  принять  услышанное. 
Четвертый  принцип  —  принцип  гуманизации  во  взаимодействии  с  семьей,  что  предполагает: 
·     опору  на  положительные  качества  родителей  и  детей;
·     осуществление  действий,  направленных  на  укрепление  и  повышение  авторитета  родителей;
·     учет  своеобразия  условий  жизни  каждой  семьи,  возраста  родителей,  уровня  подготовленности  в  вопросах  воспитания;
·     доверие  к  воспитательным  возможностям  родителей;
·     недопустимость  неосторожного  вмешательства  в  жизнь  семьи;
·     опору  на  сильные  стороны  семейного  воспитания,  ориентация  на  успешное  развитие  личности.
Таким  образом,  выделенные  принципы  взаимодействия  семьи  и  школы  позволяют  осуществлять  педагогическую  деятельность,  направленную  на  установление  сотруднических  отношений  педагогов  и  родителей  более  эффективно  и  только  их  целостное  применение  будет  способствовать  успешному  достижению  поставленных  целей. Взаимодействие семьи, школы и общества в воспитании учащихся
В 2011-2012 учебном году в школе введён Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, призванный обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Основные воспитательные цели и задачи, которые должны быть реализованы при переходе на новую систему обучения:
1)Духовно-нравственное, гражданско - патриотическое, социальное, личностное, интеллектуальное развитие и воспитание обучающихся;
2)Укрепление физического и духовного здоровья детей;
3)Развитие способностей учащихся через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
4)Организация социального партнерства образовательного учреждения, семьи, управляющих и общественных структур различной направленности;
5) Социализация личности учащегося;
6) Предоставление учащемуся возможности самостоятельного выбора.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и др.
Ярко выражена социальная направленность стандарта. Впервые в его основе лежит общественный договор между семьей, обществом и государством. Это позволяет обеспечить большую активность учащихся и их родителей, педагогов и общественности в разработке образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании индивидуальных маршрутов обучающихся.
Важной предпосылкой успешного осуществления воспитания и социализации в условиях внедрения современных образовательных стандартов является организация социального партнерства.
Социальное партнерство – это не только партнерская помощь в реализации ведущих целей учреждений, но и разумное объединение специфических возможностей, усилий в организации среды жизнедеятельности ребенка как фактора, активно влияющего на развитие его личности.
Цель социального партнерства в современных условиях – формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов для воспитания жизнеспособной личности.
Принципы социального партнерства, принимаемые субъектами образовательного процесса:
Открытость системы образования, которая выражается в ее способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания, включению образовательных инноваций, новых механизмов социального партнерства.
Гуманизация как ведущая идея развития общества, пронизывающая все категории и сферы взаимодействия партнеров с целью создания благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности школьника.
Демократизация – расширение доступа всем членам общества к сотрудничеству в области удовлетворения социальных и образовательных потребностей на основе социального партнерства.
Дополнительность всех видов социального партнерства в школе предусматривает возможность человеком выбирать любые формы взаимодействия с целью реализации потребностей в области формального, информального (самообразования) и неформального образования.
Интеграция образовательных структур - создание единого образовательного пространства, которое сегодня целесообразно рассматривать в региональном аспекте.
Гибкость системы и ее звеньев заключается в способности к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества и личности. Обеспечение максимальной гибкости и разнообразия форм взаимодействия.
Принцип добровольности, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т. д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т
Принцип взаимовыгодности и взаимодополняемости.
Принцип закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах.
Принцип взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям .
Принцип существования документально закрепленной стратегии долгосрочного сотрудничества с потенциальными партнерами,
Принцип распределения зон ответственности, равные права по использованию результатов совместной деятельности.

Сотрудничество школы с семьей.
К основным функциям семейного воспитания можно отнести.
1.Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована никакими другими воспитательными учреждениями.
2.Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее. Именно в семье идет процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) и фемининностью (женскими свойствами). Исследователи доказали важное значение для гармоничного воспитания ребенка в семье и матери, и отца.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. Образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека.
4.В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, проявляющиеся в социальных и межличностных отношениях, определяющих стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют то, насколько семья становится средой саморазвития и самореализации ее членов.
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано как в школе, так и в каждом первичном объединении /классе, клубе, кружке/.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на общих собраниях.
Важными участниками образовательного процесса являются родители. Родители — именно те люди, которые во взаимодействии со школой берут на себя роль по поддержке молодого поколения. Важно, чтобы их усилия согласовывались с работой учителей, это одна из задач новых ФГОС. Изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитываем её при организации классов, дополнительного образования, выборе направления воспитательной работы. Регулярно проводим социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используем информацию с родительских собраний, результаты бесед психолога с родителями. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям. В школе разработана программа «Семья и школа»
Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе "Праздник семьи”, конкурс "Семья года”, соревнования с участием мам и дочерей, отцов и сыновей, организовывать выставки семейных творческих работ. В классах могут проводиться совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях. Классный руководитель предусматривает и стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам, приобщает их к совместной деятельности с детьми в коллективах клубного типа. Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.
Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.
Цель программы:
Активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно-значимый характер.
Задачи:
Выявить взаимоотношения семьи и школы.
Оказать психологическую помощь и поддержку родителям.
Изучить образ жизни семьи, выяснить особенности семейного воспитания.
Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Пропагандировать здоровый образ жизни
Направления сотрудничества с родителями:
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Участие родителей в совместной с детьми деятельности.
Оказание психолого- педагогической помощи родителям.
В работе с родителями используем следующие формы:
Формы совместной деятельности.
Традиционные Нетрадиционные
Родительские собрания
Индивидуальные консультации педагога
Посещения на дому  Родительские тренинги
 Дискуссии
 Психологические разминки
 Круглые столы
 Устные журналы
 Практикумы
 Родительские вечера
 Родительские чтения
 Родительские ринги
Общесемейные праздники
Дни открытых дверей
Совместный отдых с родителями
День дублёра
Осуществляется ежедневная связь с родителями через электронный журнал, домашнее задание ученика, расписание, связь с учителем по электронной почте, через сайт школы.
Далее остановимся на используемых нами формах сотрудничества с родителями.
 Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
 Конференция - предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
 Индивидуальные тематические консультации - обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
 Посещение семьи -индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
 Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Родительские собрания проводим в различных нетрадиционных формах. Вот некоторые:
- Заседание семейного клуба ( «Адаптация первоклассника»)
- Родительский практикум («Как учить детей мыслить»)
- Организационно-деятельностная игра («Как помочь ребёнку стать внимательным»)
- Ситуационная игра («Методы семейного воспитания»)
- Проблемный семинар («Непослушный ребёнок»)
- Мастерская общения («Разговор на трудную тему»)
- «Мозговой штурм» («Семейное воспитание и здоровье наших детей»)
- Диалог с элементами тренинга («Семейное воспитание»)
- Семейная гостиная («Нравственные законы семьи-законы жизни»)
-Педагогическая викторина («Кто? Как? Почему?»)…
К собранию готовим выставки творческих работ детей, ученические тетради, проектные и исследовательские работы.
 Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
 Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать.
 Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей.
Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Вечера вопросов и ответов проводятся после выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.)
Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
День открытых дверей. Родители посещают уроки. Открытые уроки ставят цельюознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
День дублёра проводится с целью ознакомления родителей со спецификой работы учителя. Родители получают практический опыт работы с ребёнком при подготовке домашних заданий, опыт общения с одноклассниками своего ребёнка.
Совместные праздники проводятся с целью сплочения коллектива детей и родителей. Ежегодно проводим праздники мам, «Прощание с азбукой», «Прощание с начальной школой».
Совместный досуг. В каникулярное время организуется совместный отдых детей и родителей. Мы ездим вместе с родителями в Ледовый дворец, музеи, выходим на природу, совершаем туристические походы, проводим спортивные соревнования с родителями.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями даёт положительный результат. Посещаемость родительских собраний почти стопроцентная. Родители являются единомышленниками, помощниками классных руководителей. Они заинтересованы в сотрудничестве с учителем.
Партнёрство с учреждениями культуры.
Внеурочную деятельность, предусмотренную новыми ФГОС, невозможно организовать без сотрудничества с учреждениями культуры.,
Поэтому при организации внеурочной деятельности обучающихся образовательное учреждение широко использует возможностидома культуры.
Большая работа может осуществляться библиотекой. Такие мероприятия, как «Неделя детской книги», «День птиц».
Совместно с работниками ДК проводятся такие мероприятия, как «День матери», «День пожилых людей», «Рождественские встречи», концерты к знаменательным датам. Дети участвуют на различных театральных постановках.
Социальное партнёрство в сфере формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
3.1.Формирование экологической культуры.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды как ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Одним из средств достижения и путей реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся также является партнёрство с различными структурами. Опыт участия в природоохранной деятельности; проведения доступных эколого-биологических исследований, опытной работы; опыт участия в общественных движениях «Зеленый патруль», «За чистоту родного края»; «Школьное лесничество».
3.2.Формирование здорового и безопасного образа
Формирование здорового и безопасного образа жизни происходит средствами здоровьесберегающей инфраструктуры школы, в образовательном процессе, рациональной организацией учебной и внеучебной деятельности обучающихся, организацией физкультурно-оздоровительной работы , реализацией дополнительных образовательных программ. В систему работы школы включены комплексы оздоровительных мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, среди которых можно выделить:
классные часы по темам:
·  «Если хочешь быть здоров»;
·  «В здоровом теле – здоровый дух»;
·  «Как сохранить зрение»;
·  «Полезные привычки»;
·  «Режим дня школьника»
·  «Профилактика простудных заболеваний»;
·  «Витамины – наши друзья»;
·  «Личная гигиена» и др.;
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, по профилактике вредных привычек;
массовые мероприятия для учащихся, родителей:
·  Дни здоровья; 
·  конкурсы «Мама, папа и я – спортивная семья», «Сильные, смелые, ловкие» , «Весёлые старты»;
·  праздники «В гостях у Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули», «Уроки доктора Айболита» и т. д.
·  прогулки, игры;
·  экскурсионная работа;
- В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Партнёрство в сфере духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
За основу разработки системы взаимодействия школы и религиозной организации взята Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования.
Воспитательная деятельность школы осуществляется посредством реализации комплексных целевых  программ  воспитания.
Одной из этих программ является программа спортивно - патриотического клуба «Ястребы». Небольшая часть детей являются членами этого клуба. Дети формируют опыт участия в гражданских патриотических акциях; опыт заботы о ветеранах военных действий; опыт охраны памятников, ухода за могилами ветеранов войн.
В плане внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению предусмотрены часы на кружок «Истоки».
Реализация программы по духовно-нравственному воспитанию предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания.
В целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школа взаимодействует с такими социальными партнерами:
- С согласия родителей организуются встречи со священнослужителями, экскурсии.
Формируют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми, расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
- Совет ветеранов. Содержанием совместной деятельности является сохранение исторической памяти; поддержка ветеранов; содействие патриотическому воспитанию населения. В начальной школе проводятся встречи с ветеранами войн, классные часы, утренники, посвященные историческим датам.
Формируется опыт общения с людьми разных поколений; опыт проявления нравственно ценного отношения к героическому прошлому народа, заслугам ветеранов; опыт помощи, заботы о них; формирование позитивного отношения к старшему поколению в своей семье.
Партнёрство с общественными организациями.
В целях формирования личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности школа активно взаимодействует с партнёрами общественных организаций.
В школе существует детская общественная организация «Шонанпыл».
Содержанием совместной деятельности является взаимодействие с общественными организациями детей и молодежи. Формируется опыт участия в деятельности общественных организаций; опыт социальной активности, проявления самостоятельности и ответственности, рефлексивной оценки результатов социальной практики; опыт реального управления и действия.
Партнёром является Центр детского творчества. Дети участвуют во всех проводимых творческих конкурсах. Содержанием совместной деятельности является расширение сферы творческой самореализации учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и возможностей. При этом формируется опыт интеллектуального, технического, художественного творчества; опыт инициации социальных акций и участия в них; опыт делового взаимодействия.
Партнёрство со СМИ
Расширению информационного поля социализации учащихся; отражению жизни школы способствует партнёрство со средствами массовой информации. Дети получают корреспондентский опыт; опыт участия в теле-
радиопрограммах. В этом направлении среди школьников работа только начинается. В школе практикуется проект «Мы журналисты». Дети выпускают стенгазету, где помещаются заметки, рассказы, стихи собственного сочинения. Лучшие работы отправляются в районную газету «Перемена».
Таким образом, система работы с социальными партнёрами является связующим звеном между деятельностью школы по достижению целей развития и воспитания, заявленных в ФГОС, активизации родителей в вопросах развития и воспитания детей, а также реализацией направлений социального партнерства. Организации – партнёры, представленные в нашей системе взаимодействия, позволяют выстраивать отношения партнёрства на личностно-ориентированной основе. Таким образом, социальное партнерство как средство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС способствует реализации основной идеи современной школы – формирование жизнеспособной личности.
Механизмом реализации сотрудничества является система договоров с социальными партнёрами. В школе разработан договор с родителями, обеспечивающий ответственность за реализацию ФГОС всех заинтересованных в качественном результате образования сторон.
Эффективные формы работы с родителями в современной школе
Индивидуальные и групповые формы работы с родителями
Для нормального обучения и воспитания учащихся очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия для решения общей цели. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения . Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом. Если форма работы - элемент организации, то метод - это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия - постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально- технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Итак, эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Главными формами взаимодействия школы с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые. К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.
Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Родительские собрания
Традиционной и важнейшей и наиболее распространённой коллективной формой взаимодействия семьи и школы являются классные родительские собрания, которая является школой просвещения родителей, расширяющей их педагогический кругозор. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека.
Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности
При проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Существуют следующие виды родительских собраний: - собрания-беседы на воспитательные темы - собрания по обмену опытом воспитания детей в семье - собрания-консультации - собрания в форме круглого стола. Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома».
На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха . Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов. Тематические родительские собрания это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, школы. Поэтому в содержание родительских собраний можно ввести следующие традиционные рубрики: "Из истории воспитания детей в семье"; "Традиции воспитания народов мира"; "Азбука воспитания детей в семье"; "Книжная полка родителей"; "Обсудите вместе с ребенком"; "Шкатулка мудрости"; "Творческая мастерская семьи". Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе учитель ученик родитель. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. Родительские конференции
Огромное значение в системе воспитательной работы школы имеют родительские конференции (общеклассные, общешкольные). Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.
Индивидуальные консультации
Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др.
В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше. Чем больше сведений классный руководитель, социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления. Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть письменными или устными Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя .
Очень распространенной формой работы с родителями является собрание в форме консультации. Такое собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.
Тематическая консультация – интересная форма общения с родителями. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т. д. Примерная тематика консультаций для родителей:
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей - друзья дома или враги?
Три поколения под одной крышей.
Проблемы общения.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. Поэтому, в практику педагогов важно включить нетрадиционные формы проведения собраний.
Дискуссия - обмен мнениями, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения.
Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы. В ходе диспута можно обсудить такие темы, как «Карманные деньги. Нужны ли они?». «Отцы и дети - это вечное противостояние» и т.д. Подготовка подобного диспута, конечно, требует определенного мастерства от педагога. Целесообразно в старших классах при проведении некоторых диспутов привлекать и учащихся. Их мнение часто является компетентным и открывает для родителей новые горизонты во взаимодействии с собственными детьми (проблемы общения «дети-родители», вопросы молодежной моды и т.д.). При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.
Семинар - эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.
Круглый стол - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда родители высказываются по очереди или в определенном порядке. Круглый стол - предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития. «Круглые столы» характеризуются тем, что:
- проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;
- обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;
- в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
- участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.
При организации и проведении «круглого стола» следует обратить внимание на следующее:
- время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов; - количество участников не должно быть очень большим;
- следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
- время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
- ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.
- вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.
Для того чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и уверенно, необходимо в начале работы определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу ведущий обязательно сообщает об этом участникам. Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Деловая игра. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития класса на ближайшее время и определить функционал учителей и родителей для реализации этой программы; в рамках одного класса.
Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов – психолого- педагогическое просвещение родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны:лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа» и т.д. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции. Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса. Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие: Плохие привычки наследственность или влияние социума? Что выделаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка? Можно ли наказывать ребенка собственным домом? Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка? "За" и "против" школьной формы. Нужны ли ребенку праздники? Трудности школьного урока. В чем они состоят?
День открытых дверей в школе - одна из самых эффективных форм работы, но и требует большой подготовки. Родители могут посетить подготовленные для них открытые уроки, а потом принять участие в их обсуждении. Учитель должен продумать, что он хочет показать: это какие-то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строить работу на уроках. Тщательно продумать нужно не только уроки, но и переменки. В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены, поведение в столовой. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе и дома).
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе без присутствия детей. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители могут достаточно откровенно говорить о своих проблемах, спрашивать совет, предлагать помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик. Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями газеты, в которой они обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих ребят на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс. С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерные темы родительских вечеров: Год рождения ребенка, - каким он был, этот первый год? Первые книжки ребенка. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? Песни, которые пели мы и поют наши дети. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. По результатам участия в тренинге даются рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей. В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одаренных, а также детей, тяжело переживающих семейные драмы и часто болеющих. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться. Итак, если педагог сможет выбрать для своей работы эффективные формы взаимодействия с родителями и детьми, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей.