Изучение личности учеников, как необходимый элемент дифференциации и индивидуализации обучения


О.А.Шуллерт
учитель биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 1
(г. Мценск)
«Изучение личности учеников, как необходимый элемент дифференциации и индивидуализации обучения»
Всем известно, что школа - это учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит не только учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Для решения данной задачи необходим личностно - ориентированный подход, который способен создать условия для развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьника. Всестороннее изучение личности обучающегося - необходимый элемент для разработки образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности и активности каждого ребенка.
В настоящее время для изучения личности обучающегося можно использовать различные виды диагностики. Приведем пример, показывающий, как можно использовать диагностику индивидуального познавательного стиля обучающихся (по Селивановой О.Г.). Существует интегральный, дифференциальный, деятельный, теоретический и эмоциональный познавательные стили обучающихся [1]. Школьники с интегральным стилем лучше усваивают информацию от общего к частному, а с дифференциальным стилем - от частного к общему. Необходимо на уроке сочетать эти виды логики (например, в учебнике материал изложен от частного к общему, а на уроке учитель его преподаёт наоборот). Школьникам с интегральным стилем трудно запомнить конкретные факты, названия, цифры, привести примеры - им нужно подсказать: «Уточни» или «Приведи пример». Школьники с дифференциальным стилем могут долго и подробно рассказывать (у них очень хорошая память), но им трудно выстроить логику и сделать вывод - чаще нужно подсказать: «Давай обобщим» или «Что является главным», или «Сделай вывод» Школьники с теоретическим стилем в своих суждениях лаконичны, хорошо усваивают теории, теоремы, законы, однако не могут применить знания на практике - им нужно подсказать: «Как можно это применить?» или «Где это встречается в природе?» Школьники с деятельным стилем отличаются активностью, любят самостоятельную работу, однако не всегда бывают к ней готовы - им необходима помощь в выработке алгоритма действия. Школьники с эмоциональным стилем имеют на всё своё мнение, ко всему у них складывается своё отношение, но они не могут аргументировать, доказывать свою точку зрения – их нужно нацеливать на поиск фактов и аргументов.
Помочь выбрать правильную образовательную стратегию поможет диагностика: «Психологическая модель мышления» (по И.Я.Каплуновичу) Мышление представляет собой пересечение пяти подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической и композиционной. У каждого человека все эти подструктуры развиты в разной степени, но одна из них является доминантной. В зависимости от доминантной подструктуры разные люди в одних и тех же объектах выделяют разные признаки, свойства, по-иному видят мир [2]. Обучающиеся с топологической подструктурой Они в любом объекте в первую очередь выделяют отношения непрерывности, связанности, компактности, принадлежности (внутри – вне). Они не любят торопиться, каждое действие осуществляют подробно, стараясь не пропустить ни одного звена. Своими поисками логических обоснований каждого действия, вниманием к любой мелочи часто раздражают других. Исключили вторую ромашку, так как у нее6 лепестков и 4 листа, а у остальных: 4 и 2 – метрическая подструктура. Они акцентируют свое внимание на количественных характеристиках, главный вопрос для них: сколько (какова длина, площадь, расстояние, величина в числовом выражении). Там, где нет числа, для них – нет конкретики, проблемы, предмета деятельности. Исключили третью ромашку как единственную расчлененную и состоящую из отдельных частей – композиционная подструктура. Они постоянно стремятся к всевозможным комбинациям и манипуляциям, вычислению частей и их сбору в единое целое, к сокращению и замене нескольких действий одним. Они те самые «торопыги», которые с огромным трудом заставляют себя подробно прослеживать, записывать, объяснять все шаги решения или обосновывать собственные действия. Думают и делают они все быстро, но при этом часто ошибаются. Исключили четвертую ромашку как нарушившую логическую закономерность, так как она единственная отбрасывает тень,- проективная подструктура. Они любят рассматривать и изучать объект с разных точек зрения, под разным углом, устанавливать соответствие между объектом и его изображением, и наоборот: искать и находить различные возможности использования предмета в практике. Если им непонятно, «зачем это надо», то они просто игнорируют информацию .Исключили пятую ромашку, так как она заметно больше других – порядковая подструктура: они предпочитают сравнивать и оценивать в общем качественном виде (равно – неравно Больше – меньше, ближе – дальше, выше – ниже, до – после)., вместе с тем им очень важна форма объекта, направление движения, эти люди действуют логично и последовательно, они выделяются педантичностью, работа по алгоритму – их любимое занятие, именно они не могут приступить к работе до тех пор, пока точно не выяснят, сколько клеток нужно отступить от края строчки
Рекомендации по использованию результатов диагностики «Психологическая модель мышления» (по И.Я.Каплуновичу).
Зная структуру мышления учеников, можно реализовать индивидуальный подход на уроках, например, при проведении контрольных работ: всем учащимся предлагается одно общее задание из вопросов, которые требуют от ученика не обычного воспроизведения информации (опоры на память), а интеллектуальных усилий.
Например, 6 класс. Тема «Органы и системы органов животных» (учебник Н. Сонина):
1. Учёные обнаружили неизвестное древнее животное. При его изучении было выявлено, что оно обладало способностью перелетать на расстояние до 9-10 м и одновременно активно передвигалось по суше со скоростью до 70 км/ч. Питалось оно сырой растительной пищей. Каковы ваши предположения о возможном строении дыхательной и пищеварительной систем у данного животного?
Вспомните, по какой системе поступает кислород ко всем органам и тканям у насекомых. Может ли такая дыхательная система быть у крупных животных? Ответ обоснуйте.
Предположим, что через миллиард лет рыбы будут порхать в воздухе, а улитки скакать по деревьям. Какие изменения в строении систем органов этих животных могут произойти? Ответ поясните.
С чем связано то обстоятельство, что у многих паразитических червей пищеварительная система не развита?
Участвует ли кровь в переносе газов у насекомых? Ответ поясните.
Подобные вопросы будут способствовать продвижению ученика в зоне его ближайшего развития.
Ученикам, затрудняющимся ответить на вопросы, могут быть предложены подсказки. Например, при ответе на 1-й вопрос:
• Ученику-«проект висту» предлагают: «Рассмотри иллюстрации с изображением дыхательной и пищеварительной систем и подумай, какие функции выполняют отделы этих систем».
Для учащихся с композиционной структурой стимулом для дальнейших рассуждений становится задание: «Какие принципиальные отличия в строении пищеварительной и дыхательной систем должны произойти?»
«Метристу» поможет акцентирование внимания на числах, приведённых в задаче, и возможности их соотнесения со строением систем.
«Тополог» ухватится за предложение построить логическую цепочку между строением отдельных систем органов и их взаимосвязи в организме с образом жизни животного.
•Детям с порядковой доминантой в качестве подсказки можно предложить следующий алгоритм рассуждений: с изучения какой системы следует начать анализ проблемы? Рассмотри строение системы и порядок расположения в ней органов, установи связи между особенностями жизнедеятельности организмаи строением системы.
Практика показывает, что индивидуально дозированных подсказок оказывается достаточно для стимуляции мыслительной деятельности.
После завершения любой темы необходима рефлексия. Например:
Что было сложным для тебя в процессе изучения темы?
Чем ты объяснишь эти сложности?
Как бы ты сам оценил свои знания по теме?
Какие ошибки тебе нужно учесть при изучении следующей темы?
Заметим, что ответы у разных по психологической модели мышления учеников будут разными:
-«проект вистам» будет трудно без графики и практических выводов;
-«порядковцам» - без алгоритмов, правил, текстовых выделений;
«метристам» - без чисел;
«топологов» будет угнетать лаконичность описания, которая очень понравится «композиционистам».
Список литературы:
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога. – М.: Владос, 2003.
3.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994. 
5.Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики – М.: ВЛАДОС, 2001