«Электронные учебные пособия как средство реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранному языку»










«Электронные учебные пособия как средство реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранному языку»







Подготовила: Леонова Н.Н





















Белгород, 2015.

Использование на уроках иностранных языков достижений информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Эффективным средством реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам является использование электронных учебных пособий. Объём такого пособия, по сравнению с аналогичным печатным, на порядок выше.
Электронные учебные пособия предоставляют учащимся гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, возможен переход на другой уровень сложности. Электронное пособие экономит время, позволяя обходиться без словаря. Гиперссылки помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря возможности навигации по информационному пространству пособия при помощи меню. Электронные пособия, содержащие интерактивные игры, анимацию, помогают решить проблему мотивации: занимательность, разнообразие заданий, смена видов деятельности, привнесение элементов творчества – всё это способствует оптимизации учебного процесса
Урок с применением современных педагогических и информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором преподаватель согласовывает методику изучения нового материала с методикой применения компьютерных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.
Не секрет, что современное компьютерное поколение выбирает информационные технологии, пренебрегая печатными изданиями. Электронная форма представления образовательной информации является удобной альтернативой традиционным бумажным учебным материалам: учебникам, пособиям, журналам и т. д.
Электронное учебное пособие представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее студентам и преподавателю оценить уровень знаний по определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию. Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов – компактность, большие выразительные возможности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения – анимация, виртуальная реальность), интерактивность, низкая стоимость. Электронное пособие обеспечивает проведение занятий различного типа, а также самостоятельное изучение учебного курса. Ориентировка конкретной учебной деятельности определяется предметными знаниями, имеющимися в электронном учебнике. Пособие не навязывает жесткой структуры и методики изучения учебного материала. В тех учебных курсах, где образовательная информация содержит большое количество текстового материала, использование электронного представления информации позволяет лучше структурировать учебное содержание с целью предоставления студентам альтернативных путей его изучения. Обучающийся может выбрать путь и темп изучения материала в зависимости от имеющегося уровня знаний, сложившихся приемов работы и психологических особенностей личности. Кроме того, имеется возможность организации быстрого и эффективного поиска нужных сведений в огромных массивах информации. Электронный учебник удобен для преподавателя, потому что он позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий; позволяет индивидуализировать работу со студентами или в аудитории. При этом электронные учебники выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов. Происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом.
В связи с этим повышается роль учебно-методического обеспечения учебного процесса, часть которого преподаватели переносят в информационные среды.
Пользуясь электронным учебным комплексом, ученики могут самостоятельно организовывать усвоение материала, устанавливать свой рейтинг, экономить время для творческой работы. Деятельность преподавателя при этом сводится к информационно-контролирующей, консультирующей и координирующей.
Электронные учебные средства позволяют осуществлять дифференцированный подход при управлении самостоятельной деятельностью учащихся. Индивидуальные задания составляются с учетом личностных возможностей учеников. Для школьников с высоким уровнем обучаемости предлагаются задания повышенной сложности, даются задания творческого характера. Ученикам со средним уровнем обучаемости предлагаются задания базового уровня в соответствии с требованиями стандарта и задания повышенного уровня с приложением образцов решения аналогичных задач. Для учеников с низким уровнем обучаемости разрабатываются инструкции, алгоритмы для выполнения заданий базового уровня, либо они получают необходимую консультацию у преподавателя.
Использование электронных средств обучения позволяет значительно усилить мотивацию учения, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, предоставлять школьникам возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности. Электронные средства обучения обеспечивают условия для профессионального саморазвития, самореализации учеников и являются средствами для осуществления индивидуально-ориентированного обучения.
Для изучения нового материала, повторения ранее пройденного или обобщения и систематизации знаний перспективно использовать мультимедийное сопровождение компьютерных презентаций тем, каждый слайд которых представляет собой либо фрагмент теоретического материала темы, наглядно и красочно оформленный, либо подробное решение задачи, фотографии, музыкальные фрагменты, дикторский текст, видеоматериалы, компьютерную анимацию. Все это позволяет сделать преподавание иностранных языков содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее и повысить мотивацию студентов к изучению предмета.










15