Статья Образовательный туризм: сотрудничество Гимназии 67 с английской частной школой Баксвуд как пример социального партнёрства

Образовательный туризм: сотрудничество Гимназии 67 с английской частной школой Баксвуд как пример социального партнёрства

Цыганова Лидия Анатольевна,
заместитель директора по иностранным языкам, методист ГБОУ Гимназия № 67,
"Заслуженный учитель Российской Федерации"

Строки эти я пишу в школе Баксвуд, что в Восточном Суссексе на юге Англии. Баксвуд - наш давний и надежный партнер. Каждый год две недели в ноябре и три недели в июне там наша группа. Баксвуд - частная школа. Это единственная из всех мне известных, которая принимает группы в учебное время. Обычно частные английские школы открывают свои двери для групп только во время каникул. Так однажды в пасхальные каникулы мы были в школе Гленалмонд, что в Шотландии. Кампус был пустой - ни учеников, ни преподавателей. И хотя Гленалмонд - школа, основанная ещё премьер - министром Королевы Виктории Уильямом Гладстоуном, расположена на красивейших холмах в исторических зданиях, нам не удалось почувствовать особую атмосферу частной английской школы, так как школа без учеников и преподавателей - мертвая школа. Баксвуд даёт эту уникальную возможность. Школа Баксвуд расположена на территории бывшего поместья в пяти милях от Ламанша в сельской Англии, воздух здесь отменный. Основное здание постройка 16 века. Вот слова наших учеников: "Я думал, что школа Баксвуд - это просто здание, а это парк". Здесь есть все для занятий спортом, искусствами и для отдыха - футбольное поле, теннисные корты, спортивные площадки, поле для гольфа, конюшни и даже виноградники. Очень красив Баксвуд в июне, когда цветут рододендроны и розы. У нас полу интеграционная программа: сочетание английского и уроков по программе английской средней школы. На время пребывания участники поездки становятся учениками Баксвуда, присоединяются к классам и живут жизнью обыкновенного "баксвудца" с её радостями и разочарованиями. Следуя традициям английской частной школы, ученики Баксвуда носят школьную форму, префекты (авторитетные старшеклассники - помощники) и учителя носят мантии, в конце недели вся школа собирается на ассамблею в местной церкви с тысячелетней историей, чтобы подвести итог прошедшей недели, отметить успехи и слушать выступления, дающие пищу для ума. В большой общей столовой, следуя традиции Баксвуда, положено держать вилку "по-баксвудски", всегда накалывая еду и никогда как "совковую лопату", хлеб и бананы отламывать, а не есть от целого. Ученики Баксвуда называют учителей "сэр" и "мэм", уступают дорогу и обязательно благодарят, когда уступили им. Встают, когда взрослые входят в класс, вежливы и приветливы. Мы тоже быстро учимся говорить: "Да, пожалуйста, и нет, спасибо" вместо простого "да и нет", когда предлагают еду. Как только наших учеников распределили по классам, к ним прикрепляют баквудских студентов, которые и класс помогут найти, и подскажут, что делать, если непонятно. Английские учителя приветливы и любят пошутить, что нравится нашим ученикам. Особенно необычно выглядят уроки естествознания, где обязательно присутствуют опыты и основные постулаты науки формулируют сами учащиеся, и уроки музыки, драмы и искусства, когда итогом занятий может стать, например, мюзикл. Русские школьники всегда будут вспоминать с восторгом уроки верховой езды, стрельбу из лука, гольф, пейнтбол или дружеский футбольный матч. День в английской школе начинается с регистрации в 8.45, нет перерыва после каждого урока, а только после первых трёх, зато ланч целый час - можно и в мяч поиграть. Заканчивается день подготовкой домашнего задания, каждый в своей группе в положенной аудитории с преподавателем в течение часа. В 17.00 школьный автобус развезет дневных учащихся по домам так же, как он забирал их утром. Текущих оценок нет, но обозначены набранные баллы и есть написанная словесная оценка труда. В конце и средине триместра тестирование, вот тут и будет понятно, кто есть кто. Набранные итоговые баллы прозвучат на Ассамблее, а по окончанию триместра родители получат от каждого учителя словесную оценку труда ребёнка.
Интересная и разнообразная экскурсионная программа помогает лучше понять Англию и англичан. Это мюзикл - очень английская музыкальная форма, к тому же это, например, "Оливер" или "Матильда", в основе которых произведения английской классики. Это посещение Тауэра - сама история Англии, к тому же узнаешь и поверье о воронах: "Английской монархии ничто не угрожает, пока вороны живут в Тауэре". На самом деле, им просто подрезают крылья, чтобы они не улетели. В музее "Мадам Тюссо" можно сфотографироваться со знаменитостью, но самая популярная экспозиция «Дух Лондона», в которой представлены сцены лондонской жизни, относящиеся к различным эпохам, начиная с времен Елизаветы Английской, заканчивая современным периодом. Школа Баксвуд находится недалеко от Гастингса, где англичане проиграли битву нормандцам в 1066 году, начале правления нормандских королей. Гастингс - это также город контрабандистов. Восточный Сассекс красив своими парками и садами, поместьями, старинными небольшими городками. Особенно красивы прибрежные места. Какое удовольствие съесть национальную английскую еду "рыбу с картошкой" и сыграть в мини гольф на побережье или выпить чай на пирсе.
С группой всегда есть преподаватели английского языка, для них это своеобразная стажировка в английской школе. Можно поприсутствовать на уроках, позаимствовать идею, попросить совета или помощи. Как наш партнёр школа Баксвуд регулярно присылает свою школьную газету и мы всегда в курсе новостей. Некоторые ученики приезжают в Баксвуд регулярно и дружат с учениками Баксвуда. Мы используем разработки школы Баксвуд. Например, брошюра про английский чай, сделанная Баксвудом, используется учителями гимназии в проекте "Английский чай". Из неё мы узнали об истории английского чаепития, поведении за столом, традиционных закусках, рецептах блюд. Как замечательно иногда придти в школу нарядными, важно просить по-английски "Не могли бы передать сахар или молоко?" и слышать в ответ "Вот пожалуйста!" Участники проекта называют его "очень вкусным" проектом. У Баксвуда есть ресторан, который используют для особых случаев. Таким особым случаем стал для нас чай по всем правилам в Англии. В меню были традиционные английские булочки "сконы", любимые сэндвичи Королевы с огурцами и пирожные, которые надо брать вилкой, а все остальное руками. Второй пришедший из Баксвуда проект это уроки страноведения с использованием разработок Баксвуда - "Кусочек Британии", как он называется в Баксвуде. Гимназия 67 также как и Баксвуд занимается здоровье сберегающими технологиями. Для нас было полезно узнать мнение учителей и учащихся о здоровом образе, как они его понимают и что делают, чтобы быть здоровыми. В нашей школе в классах стоят бойлеры, чтобы у каждого ребёнка была возможность выпить воду, когда захочет. В Баксвуде у каждого ребёнка специальная непроливающаяся бутылка с водой, которая может быть и на уроке, так как англичане считают, что пить надо постоянно и много. Наши группы тоже сразу получают такую бутылочку и быстро начинают соблюдать предлагаемые "правила игры", правда иногда забывают или даже теряют эту волшебную бутылочку. Все также получают баксвудскую толстовку с надписью "Баксвуд" и гордо в ней фланируют во время поездок. Совсем по-английски, так как в Англии ученики во время школьных поездок должны быть в форме. Ну, просто полная адаптация. Девиз Баксвуда: " Вложи своё время в ребёнка!" близок нам. Учителя Гимназии 67, и учителя английского языка в частности, отдают много времени внеклассной работе с детьми, стремясь помочь каждому раскрыть свой талант, найти себя и максимально использовать свой потенциал.
Значение наших поездок трудно переоценить. Они важны, конечно, в первую очередь для английского языка. Наверное, его лучше всего учить в стране изучаемого языка. Однако, нет цены приобретаемому опыту в этих поездках. Закончить хочется высказываниями учеников - участников поездок, которые считают, что посещая Баксвуд, они приобретают опыт образования за рубежом, знакомятся с тем, что изучается и как изучается в английской средней школе, имеют возможность сравнить русскую и английскую систему образования, заводят новых друзей, пробуют себя в различных ранее незнакомых видах деятельности, таких как верховая езда, другие иностранные языки, например, китайский и французский, занимаются английскими видами спорта, такими как крикет, знакомятся с новой культурой, в том числе и этикетом поведения за столом. В Баксвуде все вежливые и добрые, здесь смех и улыбки и семейная атмосфера. Есть школьная собака, павлины, лошади и много других животных, которых можно потрогать и покормить. В Баксвуде нас любят, неоднократно отмечали хорошее поведение и знания наших учеников. Мы тоже любим Баксвуд и всегда рады приехать снова. Для многих из нас он стал вторым домом.