Роль социального партнерства в повышении качества профессиональной подготовки




ГБОУ СПО МО КК
Звенигородский филиал





Педагогическая конференция
20.06.2014г.




Выступление



Тема: «Роль социального партнерства в повышении качества
профессиональной подготовки».






Подготовил заместитель заведующего филиала

Вершинина Нина Николаевна











2014 г.

Роль социального партнерства в повышении качества
профессиональной подготовки.

В концепции модернизации российского образования сформулирована задача развития среднего профессионального образования. Важнейшим условием повышения качества подготовки рабочих и специалистов в учреждении среднего профессионального образования является социальное партнерство в первую очередь с работодателями. Его эффективность определяется востребованностью выпускников на рынке труда и их закрепляемостью на производстве.
Это одно из приоритетных направлений в работе колледжа. Но развивать это направление достаточно не просто, т.к. это связано с тем, что в нашем регионе нет крупных предприятий, а лишь только как правило частные небольшие предприятия сферы услуг. Еще одна причина – это разрыв образования и производства друг от друга. Социальное партнерство должно быть основано на принципах соучредительства, попечительства, независимой аттестации выпускников учреждений профессионального образования, их интегрированного финансирования, других эффективных форм взаимодействия.
Но на наш взгляд, чтобы социальное партнерство заработало, необходимо определить его статус на государственном уровне, создать экономическую основу для взаимодействия предприятий и образовательных учреждений. Причем поддержка системы профессионального образования работодателями должна быть для них не обязанностью, обузой, а экономически выгодной, общественно значимой.
Еще один хороший подход – это обучение временно не работающих по профессиям и специальностям с учетом заявок Центра занятости населения района; целевая подготовка и переподготовка специалистов на основе договоров с районными администрациями; индивидуальное обучение жителей города по профессиям, перечисленных в лицензии учебного учреждения. Эффективное функционирование системы профессионального образования возможно лишь при ее ориентации на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, т.е. когда профессиональное образование становится инструментом решения экономических проблем, обеспечения соответствия спроса и предложения специалистов по профессиям, соответствующие запросам работодателей и имеющие необходимые навыки, знания и умение.
Решение этой проблемы требует формирования принципиально новой системы отношений – отношений социального партнерства между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями, объединениями работодателей, трудящихся, органами труда, т.е. со всеми потребителями продукции образовательных учреждений.
Новая система отношений позволит профессиональным образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и в конечном итоге позволит учебным учреждениям выполнить свое главное предназначение – обеспечивать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда.
Установление и укрепление связей с предприятиями, органами труда, территориальными органами управления позволит профессиональным учебным заведениям обеспечить:
- доступ к информации о рынке труда (специалистов каких профессий и сколько требуется на рынке труда);
- учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (профессиональный профиль, квалификационные характеристики);
- корректировку старых и разработку новых учебных материалов и программ обеспечивающих подготовку специалистов, отвечающих требованиям работодателей;
- более широкие возможности для организации практики учащихся ;
- возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;
- более широкие возможности трудоустройства выпускников;
- инициирование новых совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений (открытие курсов по повышению квалификации работников предприятий, создание совместных мастерских, магазинов, центров обслуживания населения и др.).
Вместе с тем, очевидная заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что процесс этот будет идти гладко и без проблем. Этому мешают многие объективные и субъективные причины: разобщенность работодателей не только индустрии, но и учебных учреждений; отсутствие должного контакта между органами управления образованием и органами труда и др.
В этой связи успех в формировании системы социального партнерства в профессиональном образовании в значительной степени зависит от самих образовательных учреждений, инициативы, энергии их руководителей, понимания ими всей важности партнерства, способности убедить в его необходимости и вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров, как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, а также продуманности и последовательности этапов организации этого процесса.
1. Важной задачей первого этапа, без решения которого невозможно перейти к следующему, является достижение мотивации всего коллектива учебного заведения на необходимость выполнения сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров.
2. Целью второго этапа является установление устойчивых связей с социальными партнерами. В рамках его подготавливаются договора о сотрудничестве, отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров, т.е. создаются элементы будущей системы социального партнерства, определяются формы социального партнерства, формируется круг социальных партнеров учебного заведения.
3. Не всегда профессиональным колледжам удается успешно установить контакты с работодателями. Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Порой это может случиться из-за отсутствия взаимных интересов, или неумения найти взаимные интересы из-за отсутствия определенных коммуникативных навыков, из-за неумения со стороны представителя учебного заведения правильно выстроить переговорный процесс, подготовиться к встрече, закрепить результаты переговоров. Для чего рекомендуется тщательно готовить каждый визит социальному партнеру.
4. Третий этап – системообразующий
Целью данного этапа является объединение в систему имеющихся и создающихся элементов социального партнерства. Взаимодействие с партнерами становится устойчивым и постоянным, поддержка контактов с работодателями переходит в разряд важнейших функциональных обязанностей персонала профессионального колледжа. Для этого вносятся уточнения в должностные инструкции, мероприятия по социальному партнерству включаются в план работы учебного заведения и т.д.
5. Одной из важнейших составляющих социального партнерства является формирование у студентов социальной активности. Необходимо нацеливать студентов на работу и в свободное от учебы время, во время каникул, а также оказывать безвозмездную помощь пожилым людям, работать вожатыми в отрядах дневных лагерей для детей, участвовать в благоустройстве территории города и др. Педагогический коллектив колледжа должен быть заинтересован в том, чтобы выпускники были конкурентоспособны, профессионально компетентны, востребованы на рынке труда. Большое значение имеет материально-техническое обеспечение мастерских, кабинетов, лабораторий. А для этого мы все должны работать командой для получения необходимых результатов. Развивать внебюджетную деятельность, для того, чтобы была возможность улучшать материально-техническую базу. Активизировать кружковую работу для того, чтобы создавать наглядные пособия в учебные кабинеты своими руками, развивать творчество у наших студентов. И не смотря на много трудностей пытаться привлекать к этой работе и родителей студентов, а также искать другие способы ее развития и реализации в системе среднего профессионального образования.



Заместитель заведующего
Звенигородского филиала Н.Н. Вершинина
20.06.2014г.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15