СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»


СТАТЬЯ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»
Автор: учитель изобразительного искусства Дворниченко М.В.
Дети с диагнозом ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушения движений при церебральном параличе могут выражаться в разных формах, в одних случаях больше страдают руки, в других - ноги. Бывают случаи, когда поражаются все конечности. Есть дети, у которых двигательные нарушения настолько тяжелы, что полностью лишают их возможности самостоятельно передвигаться и взаимодействовать с предметами. Данное заболевание характеризуется ранним поражением головного мозга, наряду с двигательными нарушениями могут проявляться серьезные нарушения речи и других психических процессов. Для развития детей с диагнозом ДЦП очень важны занятия изобразительным искусством и лепкой, ведь движения рук тесно связаны с мышлением и речью.
Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, способствуют совершенствованию коммуникативных навыков а также развивает мелкую моторику рук. Начиная рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой - воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, глину. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги), в других - с помощью предметов-орудий (карандаша, кисти, ножниц). Во всех случаях нужно владеть каким-то минимумом технических навыков обращения, как с инструментом, так и с материалом. Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм. Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием ребенка. Производя то или иное движение в рисовании, лепке или аппликации, ребенок испытывает мышечнодвигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины при раскатывании. Одновременно происходит зрительное восприятие, развивается моторика рук. У детей, страдающих заболеванием ДЦП, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых детей. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не только нарушением тонуса мышц, наличием насильственных движений - гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие дизметрий, что проявляется в виде неточности движений рук. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительным искусством, поскольку эта область открывает перед детьми с ограниченными возможностями очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них.
На занятиях по изобразительному искусству необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук, подбирать как можно больше разнообразных заданий, с использованием разнофактурных материалов. Полезно чередовать практические задания с пальчиковыми играми и разминками. Кроме рисования необходимо заниматься с детьми с ДЦП аппликацией, лепкой из пластилина и соленого теста, осваивая разные приемы и техники. В результате занятий изобразительной искусством происходит постепенное совершенствование тонкой моторики рук. Процесс изображения требует от ребенка определенного уровня сформированности таких компонентов ручной умелости, как технические навыки, освоение формообразующих движений и регуляции рисовальных движений по скорости, размаху, силе. У детей, страдающих детским церебральным параличом, нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук: нарушению тонуса мышц, наличию насильственных движений - гиперкинезов, неправильной установке конечностей, неточности движений рук. Перечисленные нарушения указывают на то, что процесс освоения изобразительных навыков протекает у них иначе, имеет свои особенности, и это нужно учитывать при работе с такими детьми.