Создание эффективной среды делового сотрудничества с предприятиями, как новой формы социального партнерства.

Создание эффективной среды делового сотрудничества с предприятиями, как новой формы социального партнерства.

С.В. Осипова, старший мастер
КГУ « Зыряновский технологический колледж»


Цель – способствовать качественной профессиональной подготовки специалистов в КГУ «Зыряновский технологический колледж» путём эффективного взаимодействия социальных партнёров как одного из решающих факторов улучшения ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования Республики Казахстан
Задачи:
Вовлечение социальных партнеров в процессы разработки учебных
планов и программ .
Продолжить опрос новых потенциальных социальных партнеров с целью выявления их отношения к возможностям и перспективным взаимодействиям
.
Организовать производственное обучение и практику на базе предприятии партнеров

Вовлекать мастеров производственного обучения и преподавателей в сотрудничество с предприятиями работодателями через повышение квалификации,
а) содействовать повышению квалификации работников предприятии партнеров

Ожидаемые результаты успешного взаимодействия с социальными партнёрами для КГУ «ЗТК»
решение вопросов трудоустройства выпускников;
обеспечение качества их подготовки;
стажировка и повышение квалификации мастеров п/о;
определение и установление квалификации выпускников;
прогнозирование потребности в специалистах тех или иных профессий на предприятиях региона;
совершенствование содержания профессионального образования, учебных программ в соответствии с требованиями современного производства, работодателей;

Сегодня одной из главных задач системы профессионального образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства. И предприятия, и государство осознали необходимость социального партнерства в сфере начального профессионального образования. Суть термина «социальное партнерство» состоит в том, что сфера образования должна готовить специалистов и осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями стандартов начального профессионального образования и рынка труда, в то время как работодатели должны принимать активное участие в определении содержания, стратегии образования, контроле его качества.
На данный момент у нас заключены договора с 27 предприятиями нашего города, практически по всем специальностям. Это такие предприятия как:
ТОО «Казцинк – Ремсервис». ТОО «Шыгыс Строй». ГП «Водоканал». ГП «Теплоцентраль». ГУ «Государственный архив Зыряновского района ВКО». ТОО «Колор». ТОО «Колизея» и др.
2010г – 18шт, 2011г – 23шт, 2012г – 27шт




С работодателями согласовываются рабочие программы по спец, предметам и производственной практики .

Производственная практика – важная точка пересечения деятельности НПО и промышленных предприятий. Изучение и обобщение опыта интеграции НПО и производства свидетельствует о том, что на уважительное отношение к профессии у студентов в значительной степени влияют условия и организация труда в производственном коллективе.
Предприятие предоставляет студентам места для прохождения производственной практики, инструмент, оборудование, спецодежду, проводит инструктаж по ТБ.

Согласно графика производственной практики ,на предприятия отсылаются письма с просьбой предоставить рабочие места для студентов. Практически все работодатели предоставляют рабочие места в том колличестве, которое мы запрашиваем, но не всегда студенты с охотой идут на эти предприятия, так как в основном производственная и преддипломная практика не оплачивается и студенты идут туда, где за их работу производится оплата.
Во все времена в экономике всех государств образование является тем объектом вложений, который воспроизводит рабочую силу. И если работодатель вкладывает ресурсы в техническое перевооружения производства, то он должен заботиться о развитии основной производительной силы. Студенты должны применять на практике и совершенствовать свои профессиональные навыки, получать оценку своих умений, а не являться дармовой рабочей силой для работодателя. Работодатель информирует учебное заведение не только об успехах практикантов, но и о навыках, которые необходимо развивать у учащихся для их успешной работы на производстве. ( при заполнении производственной характеристики).
Для обеспечения качества профессионального обучения, выявления недостатков, с работодателями проводилось анкетирование:

Анкета работодателя.
Оценка знаний и навыков практиканта.
Уважаемый работодатель, наше учебное заведение высказывает Вам сердечную признательность за предоставленную возможность прохождения практики на Вашем предприятии. Совсем скоро они завершат учебу и начнут самостоятельную трудовую жизнь. Насколько они готовы к этому, соответствуют ли их знания и навыки требуемому уровню, в чем видятся основные упущения в их профессиональной подготовке?
Заранее благодарим Вас за помощь!
Укажите, пожалуйста, по какой профессии (специальности) проходит практику данный студент


Оцените, пожалуйста, уровень теоретических знаний и практических навыков практиканта.

Характеристика уровня знаний и навыков
Оценочный балл
Ф,И,О практиканта
Ф,И,О практиканта

Практическаи нулевой,необходимо всему обучать заново
1



Довольно слабый, очень многого не знает и не умеет
2



Посредственный, хотя необходимая база имеется
3



Хороший, вполне может работать по специальности
4



Отличный, способен выполнить любое задание
5




Специалисты, какого профиля Вам необходимы:
узкой специализации:
широкого профиля
Считаете ли Вы возможным заключение трудового договора с выпускником проходившим у Вас практику? - да - нет.


Обработав результаты анкеты (30 выпускников) получили следующее:



Характеристика уровня знаний и навыков
Оценочный балл


Практическаи нулевой,необходимо всему обучать заново
1


Довольно слабый, очень многого не знает и не умеет
2


Посредственный, хотя необходимая база имеется
3


Хороший, вполне может работать по специальности
4
18

Отличный, способен выполнить любое задание
5
12

Специалисты, какого профиля Вам необходимы:
узкой специализации:
широкого профиля 30
Считаете ли Вы возможным заключение трудового договора с выпускником проходившим у Вас практику?
- да - 30
- нет.
Вывод: Продумать получения смежной профессии за счет факультативных занятий и курсовой подготовки.
Также в нашем колледже проводятся «круглые столы» с работодателями, в ходе которых осуществляется обмен информацией, формируются и принимаются рекомендации по подготовке квалифицированных специалистов. Экскурсии, организуемые на предприятия с целью ознакомления с производством и демонстрацией современной техники, используемой ведущими промышленными предприятиями города и района, в рамках социального партнерства. Работодатели входят в состав комиссии на выпускные квалификационные экзамены и приглашаются на конкурсы профмастерства. Анализируя эти мероприятия, выявили основные причины, приводящие к недостаткам в профессиональной подготовке рабочих:

недостаточно активное и эффективное участие работодателей в разработке и экспертизе профессиональных стандартов, учебных планов и программ; в оценке качества подготавливаемых специалистов;
несовершенство организационных и финансовых механизмов взаимодействия предприятий и учебного заведения;
отсутствие отлаженной системы анализа и прогноза развития рынка труда ;

устаревшее оборудование и недостаток оборудования в учебных мастерских;
недостаточное бюджетное финансирование.

Самый больной вопрос для нашего колледжа – трудоустройство. Трудоустройство – главный критерий конкурентноспособности выпускников и в первую очередь зависит от специальности
Появление на рынке труда свободной рабочей силы, а также, все возрастающее число специалистов, прошедших профессиональную переподготовку обуславливает появление у выпускников государственных учебных учреждений профессионального образования серьезных проблем с трудоустройством. Для сравнения рассмотрим данные таблицы




Год выпуска
Кол-во выпускников
% трудоустроенных (всего)
% трудоустроенных (по специальности)
% трудоустроенных (на предпр. соцпартнеров)



2010
108
43,5
19,4
21



2011
97
34,8
26,7
45



2012
84
54,8
35,5
22


























Выпускники нашего колледжа не закрепляются на рабочих местах. На это есть свои причины:

незаинтересованность работодателей в молодых кадрах
низкая заработная плата (преобладает ручной труд,нет механизации)
работодатели не хотят официально заключать трудовые договора
сезонность работы
По предварительным данным по трудоустройству выпускников 2013года только 17 человек имеют перспективу закрепиться на местах прохождения практики.

Заключение: Реалии сегодняшнего дня требуют создания высокоэффективной и конкурентоспособной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров и специалистов . Нужно продолжить выстраивать систему взаимодействия с работодателями, расширять сеть социального партнерства, для создания новых рабочих мест ,изучать рынок труда





Заголовок 115