ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Тасеменова Г. М., логопед Кабинета инклюзивного образования
при ДО № 17 «ШaCыла» г. Актобе

Вопрос о социальном положении в обществе лиц с ДЦП актуален во всех странах, поскольку везде существует определённое количество таких людей и тенденции к снижению его не наблюдается.
Это инвалиды, у которых двигательный дефект сочетается с незрелостью психического развития и поражения речедвигательных анализаторов. Они не совсем способны к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке, однако при создании для них специальных условий, они частично трудоспособны, могут быть социально адаптированы и быть полезными обществу в силу своих возможностей. Между тем отсутствие или недостаточность необходимой помощи этим лицам ведёт к неблагополучным последствиям, многие из них выпадают из системы обучения и становятся домашними сиделками. Всего этого можно избежать, если создать для них посильную систему коррекционного обучения и воспитания. Правильная и своевременная постановка диагноза о задержке физического и психического развития и проведение компенсаторных мероприятий с младенческого периода являются профилактикой дальнейшего отставания и неправильного формирования познавательной деятельности и речи.
При формировании познавательной деятельности ребёнка с ДЦП возникают трудности, поэтому есть необходимость разрабатывать коррекционные мероприятия, направленные на компенсацию этих нарушений. Существенной помощью при этом является предоставление возможности детям с ДЦП учиться в коллективе сверстников. Совместное обучение (инклюзия) позволит подготовить детей к будущей самостоятельной жизни.
Общие цели и задачи коррекционно-педагогической работы – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных привычек, воспитание детей полезными членами общества. При осуществлении этих задач, необходимо учитывать более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. У них иногда затруднено самостоятельное использование имеющихся у них знаний. Перенос полученных знаний и умений в жизни, можно считать законченным, лишь в том случае, если навыки будут доведены до привычек. Это поможет детям, став взрослыми, самостоятельно обслуживать себя в быту, выполнять простую работу, жить в семье.
Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребёнка, но и как надёжное средство диагностики. Поскольку при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются возможности и особенности каждого ребёнка, вторичные нарушения, в результате чего к началу школьного обучения может быть безошибочно определён тот тип школы, в котором он должен обучаться. Социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее её приспособление к жизни через развитие психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекции их недостатков. Детям с ДЦП инклюзивное обучение приносит явную пользу, особенно в плане социального развития и навыков общения.
Сотрудничество предполагает, что учреждения и специалисты ставят общие цели и используют согласованные подходы. Это возможно только при условии, что работа построена на развитии профессионального сотрудничества.
·С учетом принципов комплексности, индивидуальных особенностей ребенка и дифференцированного подхода составляются индивидуальные микро-программы для детей с ДЦП. Лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие мероприятия осуществляются логопедом с участием невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, специалистов (психолог, дефектолог и др.).
Следующее условие для благоприятного развития ребёнка с ДЦП – правильная организация его семейного воспитания. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Но им не хватает знаний и умений. Воспитание таких детей требует много терпения, настойчивости, педагогической изобретательности и понимания. Правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупаются сторицей. Можно использовать привязанности, склонности, которые есть у детей – любовь к музыке, прогулкам, интерес к играм и игрушкам – как меру поощрения и стимуляции выполнения заданий.
Отношение родителей к своему ребёнку должно определяться правильным пониманием целей и перспектив его обучения и воспитания. Основное внимание родителей направляется на развитие общей моторики и моторики рук и пальцев; самообслуживание; умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их свойства; слышать и различать звуки; осязать предметы; практически пользоваться предметами, соответственно их назначения; развитие речи детей; привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим. Правильный подход, спокойная, доброжелательная требовательность – даёт хорошие результаты. Социальный опыт ребёнок получает вне стен дома (в транспорте, кинотеатре, в парках) весьма положительно влияет на его развитие. Тесная связь семьи со специалистами, их взаимная помощь – важное условие успешности этой работы.
Решающее условие для развития всей познавательной деятельности – применение программ и методик согласно возрасту, умственных и физиологических возможностей детей с ДЦП. Обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития. В работе с детьми с ДЦП применяется метод предметно-практической деятельности с речевым сопровождением. Обучение должно быть направлено на выработку правильных представлений и практических умений. Умение сотрудничать с семьями и оказывать родителям квалифицированную помощь с тем, чтобы они научились поддерживать развитие своего ребёнка. Вопросам взаимосвязи детских учреждений с семьёй уделяется большое внимание, так как личность формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.
Весь сложный процесс коррекционной работы, должен содействовать выявлению положительных возможностей детей с ДЦП, с тем, чтобы направить их на развитие, воспитание, трудовую подготовку и социальную адаптацию. Это позволит им занять определённое место в современной жизни.
Все дети с ДЦП должны с раннего возраста иметь возможности для лечения и обучения, которые стимулируют их познавательную активность. Для этого создаются специальные условия. Здесь с детьми должны работать квалифицированные специалисты, которые хорошо знают, что нужно этим детям и способствуют развитию и использованию специальных навыков необходимых детям с особыми нуждами.

15