Рефлексивный отчет по исследованию в действии «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроке английского языка?»


Рефлексивный отчет
по исследованию в действии
«Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроке английского языка?»
Цель: помочь повысить активность отдельных учащихся на уроке английского языка через групповую работу
Ожидаемый результат: подтвердить влияние групповой работы на повышение активности учащихся на уроке английского языка
Методы сбора данных:
Наблюдение за профессиональной деятельностью педагога и деятельностью учащихся на уроке английского языка
Анкетирование учителей и учащихся
Интервьюирование учащихся
Фотосъемка деятельности учащихся на уроке
Мнения учащихся об использовании групповой работы на уроках английского языка
База исследования: школа-гимназия № 1 им А.С.Пушкина г. Шымкента
Место проведения исследования: 6к «А» класс с казахским языком обучения на уроке английского языка
Время проведения исследования: 29 октября-24 ноября 2012 года
Введение
Информация о школе
Исследование проводилось в школе-гимназии № 1 им А.С.Пушкина г. Шымкента, которой уже более 40 лет. В школе обучается 1776 учащихся, и преподает 102 учителя, имеющих высшую, первую и вторую квалификационных категории. Учителя и учащиеся данной школы являются призерами городских и областных олимпиад, научных проектов и различных конкурсов, проводимых среди школ. В школе имеется один мультимедийный кабинет, 4 интерактивные доски в кабинетах информатики, казахского языка, физики, биологии.
Информация о педагогах, участвовавших в исследовании
В исследовании принимала участие учитель английского языка Мамытбаева Айжан Мэлсовна. Учитель первой категории, стаж работы, которой составляет 11 лет. Информация об учащихся, участвовавших в исследовании
В исследовании принимали 3 ученика 6 к«А» класса с казахским языком обучения школы-гимназии № 1 им А.С.Пушкина г.Шымкента
1. Обоснование темы
За последнее время существенно возросла потребность в овладении иностранным языком специалистами различных сфер. Ведь экономическое сотрудничество Казахстана на международном уровне обуславливает необходимость подготовки квалифицированных специалистов, владеющих иностранным языком. Соответственно, практическое владение иностранным языком, в частности английским, становится реальной необходимостью современного общества. (www.rusnauka.com/30_NNM_2012/Philologia/4_119438.doc.htm)
Еще в Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Нурсултан Абишевич Назарбаев предлагал начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Наряду с духовным развитием народа Казахстана он был выделен как отдельное направление внутренней политики. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику», – сказал Президент. Иными словами, идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский.
Идея триединства возникла не просто как красивая концепция и новый формат языковой политики, она была выработана в связи с жизненной необходимостью. Сегодня успешно развиваются те страны, которые внедряют у себя, так называемую умную экономику и открыты миру. А успехи в этих областях и новые познания даются именно через овладение доминирующими на планете языками, способствующими расширению коммуникационных и интеграционных способностей стран и народов. Ведь знание языков ценилось еще во времена древнего Египта, где толмачи занимали на иерархической лестнице привилегированное положение и часто освобождались от налогов.( HYPERLINK "http://www.baiterek.kz/index.php?journal=28&page=386" www.baiterek.kz/index.php?journal=28&page=386)
И, работая учителем английского языка в школе, я стараюсь уделять большое внимание изучению методов и средств, способствующих успешному овладению иностранным языком. Традиционно, оптимальным способом совершенствования преподавательской практики принято считать посещение соответствующих семинаров, теоретически объясняющих действия учителя в целях изменения его учебных подходов. Подобный способ не является эффективным и вероятность того, что он будет обеспечивать устойчивые изменения в практике преподавания и обучения, не значительна. (Desimone et al., 2000; Opfer and Pedder, 2010- Руководство для учителя второго (среднего) уровня, второе издание - стр. 158 ). И это я ощутила на собственном опыте. Полученные мною знания при посещении семинаров применялись на практике, но это не вошло в систему, так как эти формы и методы обучения не давали желаемых результатов.
Посетив курсы по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго уровня, направленных на удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в получении дополнительного объема знаний и навыков, содействие готовности казахстанских учителей к непрерывному профессиональному развитию в условиях динамично меняющегося мира (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, второе издание - стр. 150 ), я получила теоретические и практические знания по внедрению идей семи модулей в процесс обучения при работе в группах. А затем все эти знания применила на практике, на базе своей школы, проводя уроки и коучинг-сессии также в форме групповой работы. Так как, работая в группах, мы больше узнаем о том, что преподается и дольше сохраняем полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. (Руководство для учителя для второго (среднего) уровня, второе издание –стр. 225)
Исходя из этого, я задалась целью проследить, как групповая работа может повлиять на повышение активности учащихся на уроке английского языка. Ведь учителями английского языка, которые входят в одно методическое объединение со мною, предоставляется возможность работать по учебникам нового поколения, предусматривающие обучение с применением новых подходов преподавания. Но, несмотря на это, учителя английского языка нашей школы не спешат применять их в своей практике, используя новые подходы только во время открытых уроков или на внеклассных мероприятиях. Для учеников применение групповой работы является возможностью разнообразить вид деятельности, это вызывает у них заинтересованность, в то время как у учителей английского языка нашей школы этот вид работы не вызывает интереса. Учащиеся предполагают, что будет на уроках того или иного учителя, вследствие чего у учеников пропадает всякий интерес к предмету, и вследствие этого падает активность. А, групповой работа способствует созданию условий активной совместной учебной деятельности учащихся на разных этапах урока. Так как в школе обучаются ученики с разными способностями: одни быстро схватывают, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры для разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.
Ведь групповая работа способствует повышению активности за счёт двух составляющих: во-первых, это соперничество, направленное на проявление желания выделиться, вырваться вперёд, показать свои способности, а во-вторых, это возможность посоветоваться, при котором рождается чувство уверенности, когда есть поддержка единомышленников, и это сказывается на желании узнать и сделать больше, познать глубже. Умелая организация групповой работы позволяет объединять учащихся в зависимости от поставленных задач в однородные или разноуровневые группы, делая работу более интересной для ребят, способствуя разнообразию не только их деятельности, но и активности во время урока.
2. Описание изменений в практике
Работая в школе, я наблюдала учащихся, которые не проявляли особой активности на уроке. Я понимала, что нужно что-то поменять в своей практике преподавания. Но как это сделать я не знала. Ознакомившись с идеями Программы второго уровня, я поняла, что применение групповой работы поможет мне помочь повысить активность учащихся на уроке.
Мною были проведены уроки по теме “The things I like” «Вещи, которые мне нравятся» в 6 «А», 6 «В» и 6 «Д» классах, причём, 6 «А» и 6 «Д» классы являются гимназическими, с углубленным изучением английского языка, а 6 «В» базовым. И проведя уроки в данных классах, я пришла к выводу, что наибольшую активность после применения групповой работы показал 6 «В» класс, хотя до этого класс не проявлял особого интереса к моему предмету, и большинство учащихся имели удовлетворительную успеваемость по данному предмету.
lefttop 6 «А» класс 6 «В» класс 6 «Д» класс

Полученные результаты по активизации учащихся через применение групповой работы в выше указанных классах натолкнули меня на мысль о необходимости проведения исследования в 6 к«А» классе с казахским языком обучения. Учителем, которого является Мамытбаева Айжан Мэлсовна, обеспокоенной низкой активностью некоторых учащихся данного класса и по её личной заинтересованности. Тогда предметом своего исследования я решила взять учеников 6к «А» класса с казахским языком обучения . Последующие шаги моей деятельности были таковы: я посетила урок в данном классе, провела наблюдения за учениками. Мои предположения подтвердились. У отдельных учащихся низкая активность, у других она появляется только при ответах на вопросы учителя или в диалоге между учащимися.
После беседы с учителем, во время которой мы обсудили прошедший урок, мною было предложено использование одного из семи модулей, технологии кембриджеского университета - коллаборативное обучение (групповая работа) - обучение в сотрудничестве, представляющее собою философию взаимодействия, в то время как совместная работа является структурой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. (Руководство для учителя, второй (средний) уровень, стр 225). После совместного обсуждения были выбраны трое учащихся: с высокой, средней и низкой познавательной активностью на уроке английского языка.
-3746527940Ученик А - всесторонне развитый ученик с высокой успеваемостью по всем предметам, но имеющий пятерку по английскому языку только из-за того что он пришел с другой школы, где английский изучался с первого класса, а в этой с пятого и проявляет активность только тогда, когда ему интересно выполнение данного задания или когда его спрашивает учитель
-1504950124460
Ученик Б- ученик, хотя имеющий хорошую успеваемость по всем предметам, но имеющий четверку по английскому только благодаря помощи со стороны сверстников при письменных работах и проявляющий активность только при полной готовности
-1511300226695
Ученик В - отличается своей скромностью и сдержанностью и имеющую удовлетворительную успеваемость только по английскому языку и не проявляющая активности на данном уроке

Побеседовав с коллегой, я пришла к выводу, что мне следует внести следующие предложения по осуществлению изменений в практике и выявления степени влияния групповой работы на активность учащихся:
Совместно с коллегой разработать два урока по теме “The things I like” с применением групповой работы
Начинать уроки с установления благоприятного климата и поднятию настроения учащихся для повышения активности и заинтересованности учащихся к дальнейшему ходу урока.
Я считаю, что при планировании уроков следует включать задания, способствующие развитию критического мышления учащихся, при которых учащиеся будут вовлечены в процесс совместного выполнения задания, данного учителем.
Для того чтобы учащиеся перешли от одной деятельности к другой, не чувствуя умственной нагрузки, необходимо проведение разминочного упражнения.
И они были реализованы в процессе проведения исследования на уроках моего коллеги.
Например, в ходе урока для поднятия
положительного эмоционального настроя учащихся в начале урока учителем был проведен прием «Круг радости», где дети говорили друг другу комплименты. Это дало учащимся возможность не только поднять друг другу настроение, но и развить у учащихся такие качества как взаимоуважение, сплоченность, доброжелательность, которые нужны для успешной работы в группах. И это повлияло положительно на настрой на всех учеников, отнесенных к группе А, Б, В. В частности на ученика Б, который до этого приходил на уроки английского языка с нежеланием.

На уроках также были проведены различные формы и приемы технологии критического мышления. Например, «ассоциации» или «кластер»- обучающий приём, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Сутью данного приема заключается в написании к ключевому слову или фразе ассоциации, приходящих на ум. В выполнении этого задании наибольшую активность проявил ученик А, взяв на себя роль лидера группы, хотя роли между учащимися групп не были распределены, и это помогло его группе взять первое место. А, ученик Б вообще вместе с группой стал искать ассоциации к слову, используя онлайн-переводчик, а группа, в которой работал ученик В, воспользовался помощью учебника. Хотя до этого если бы их попросили сделать то же самое индивидуально, такой активности бы у них не наблюдалось, а ученик А сделал бы это ради получения оценки, то есть благодаря внешней мотивации. И проявлению такой активности со стороны исследуемых учащихся я считаю, поспособствовала именно групповая работа и командный дух соревнования.

Также для повышения активности учащихся мною был применен модуль «работа с одаренными и талантливыми детьми», где ученику А было дано задание работая в группе с учениками с высокой успеваемостью по английскому языку, но в отличие от него проявляющих активность в течение урока, путем обсуждения отобразить на флипчарте , примеры наглядно и словесно объясняющие применение структур
“I like”, “I don’t like”, а затем объяснить это остальным. На этом задании ученик А проявил активность не только в выполнении этого задания, но и в объяснении, того что требовалось от их группы.
Применение разминочного упражнения в ходе урока также повлияло на сохранение активности в течение всего урока, оно благоприятствовало снятию умственной и физической нагрузки учащихся. И оно положительно отразилось на эмоциональном настрое и к дальнейшему ходу урока у всех учеников. Хотя идея проведения разминочного упражнения не вызвала бурной реакции со стороны ученика Б, считавшего себя слишком взрослым для этого. А, во время проведения он даже не заметил, как стал его выполнять.

Кроме того ученики А,Б,В работая в группах
самооценивали и взаимооценивали друг друга в выполнении кластеров на тему “The things I like” при помощи кружочков разных цветов. И чтобы получить красный кружочек , обозначавший оценку «5» им приходилось проявить активность. И следует отметить, что все ученики проявили активность и смогли получить хорошие оценки.
3. Сбор данных
Мой небольшой опыт работы в качестве учителя английского языка с 1 по 11 класс, как и в общеобразовательной школе, так и в школе-гимназии показал, что активность учащихся на уроке зависит от многих факторов. И я решила начать свое исследование с выявления причин низкой активности большинства учащихся нашей школы путем проведения бесед с представителями администрации, учителями, а также с психологом и социальным педагогом школы. При беседе им были заданы такие вопросы:
Как вы считаете, почему не все учащиеся активны на уроке?
Может ли групповая работа, на ваш взгляд, поспособствовать повышению активности учащихся на уроке?
Ответы на вопросы, которые показали, что низкая активность отдельных учащихся зависит от таких факторов как незаинтересованность, заниженная самооценка, страх ответить что-либо неправильно, семейные обстоятельства, настроение на момент урока. Также, они отметили, что групповая работа может поспособствовать повышению активности учащихся через нахождение совместного решения даже самых трудных задач, на которые им было бы трудно найти ответы самим, и что в группах, собираются дети разные, более слабые учащиеся имеют поддержку от более сильных учащихся. Которые обычно проявляют пассивность на уроке, теперь у них появляется не только интерес, но и ответственность за выполнение задания, ведь от его вклада в выполнении задания, данного группе, зависит оценка всей группы.
Выяснив причины низкой активности отдельных учащихся нашей школы, я решила провести анкетирование учителей предметников 6к «А» класса. Данные анкетирования показали, что учителя лишь изредка применяют в своей практике групповую работу, хотя они все отметили, что она может активизировать деятельность учащихся на уроке. Но, тем не менее, они считают, что их учащиеся активны на уроке. Хотя активность учащихся проявляется только при диалоге между учителем и учеником или в лучшем случае, между учениками. И хочется отметить один немаловажный факт, который я обнаружила для себя, что учителя не будут чувствовать себя комфортно, если их учащиеся не будут сидеть на своих местах. Хотя, активный класс - это класс, где мы наблюдаем следующее:
Ученики разговаривают друг с другом,
задают вопросы учителю и своим одноклассникам,
передвигаются по кабинету для работы с другими учениками,
пишут для того, чтобы поделиться с другими, объясняют,
демонстрируют, делают записи друг для друга,
внимательно слушают, сидят лицом друг к другу,
непосредственны, естественны и делятся друг с другом.
И эти характеристики активного класса в основном проявляются при групповой работе. (Раздаточный материал L2D2W2)
А, после проведения уроков направленных на повышение активности учащихся меня особенно интересовали ответы тех учащихся, которых я отнесла к группе А,Б,В. На вопросы :
Ты был активен на уроке?
Тебе понравилось работать в группе?
Ученики дали ответы:
Ученик А: Я был активен, и мне понравилось работать в группе, так мы все
объединившись, выполняли задания
Ученик Б: Да, я был активен на уроке, так как мы работали, вместе выполняя различные
задания
Ученик В: Да, я была активна, и мне понравилось работать в группе,
особенно при составлении предложении
Данное интервью показало, что ученики, несмотря на их разные познавательные способности в группе работают наиболее эффективно и плодотворно, тем самым наблюдалось повышение активности учащихся при групповой работе. Хотя до урока с применением групповой работы, было также проведено интервьюирование с целью выяснения, в чем же проявляется их активность. Оно включало следующие вопросы:
Всегда ли ты активен ли ты на уроках?
Почему?
Могла бы групповая работа повысить твою активность на уроке английского языка?
Ответы учащихся на вопрос, заданные при интервью были следующими:
Ученик А: Да, я активен на уроках, так как я изучал английский с первого класса, когда еще учился в другой школе. Да, групповая работа могла бы повысить мою познавательную активность.
Ученик Б: Я активен, когда отвечаю на вопросы учителя или при работе с доской. Да групповая работа могла бы повлиять на мою активность во время урока.
Ученик В: Иногда. Затрудняюсь с ответом на вопросы или мне не понятны слова учителя. Возможна групповая работа могла бы повлиять на мою активность.
Также для выяснения их активности при других видах деятельности, проявление которой присуще при групповой работе мною были проведены анкетирования учащихся до и после уроков с применением групповой работы.
А, диаграммы, приведенные ниже показывают насколько групповая работа имела влияние на активность учащихся до и после уроков с применением групповой работы, выявленные при помощи анкетирования.
Мониторинг активности учащихся до работы в группе


Мониторинг активности учащихся после применения групповой работы


То есть возросла активность учащихся после проведенных уроков с использованием групповой работы
Например, на вопрос о том, понравилось ли им работать в группе мы можем наблюдать, что учащимся была интересна групповая работа, и это положительным образом повлияло на их активность в течение урока. То есть возросла активность учащихся после проведенных уроков с использованием групповой работы.
До исследования

После исследования

Вывод и анализ
В процессе проведения исследования, я посчитала, что методы, примененные мною для сбора данных и доказательств, были выбраны мною не так уж верно. Например, если полагаться на наблюдения за учащимися в ходе выполнения задании на развитие критического мышления, которые, я думаю наиболее оптимальные для выявления степени активности учащихся, хотя и были выбраны правильно и все ученики проявили активность , взаимодействуя между собой, на мой взгляд, здесь целесообразнее было бы распределение ролей между учащимися и заполнения таблицы наблюдения за взаимодействием учащихся, выбранных в целях исследования. Ведь она бы объективно показала бы, насколько активны были учащиеся при выполнении задании, работая в группах, и как она повлияла на повышение их активности именно при групповой работе.
Также применение модуля «работа с одаренными и
талантливыми детьми» при групповой работы повлияло на активность ученика А. Но я не учла, что посадила его в группу с такой же успеваемостью, как и он, и здесь его активность проявилась благодаря его хорошим знаниям английского, а не то, что он работал в группе. Здесь на мой взгляд наиболее удачно было бы применение модуля «лидерства и управления» , где учащиеся с высокой успеваемостью, к которым относится ученик А, могли проявить бы не только активность сами, но и повлиять на активность учащихся со средней и низкой успеваемость, то есть на учащихся Б и В.
Виды суммативного оценивания как самооценивание и взаимооценивание примененные для оценивания кластеров на тему “The things I like” были выбраны удачно именно для работы в группах. Так как здесь проявили активность все ученики, которая навряд ли бы проявилась работая они индивидуально, в лучшем случае она бы проявилась у ученика А с хорошим знанием английского, ради оценки и немного у ученика Б, который бы сделал это при помощи других.
Кроме этого, я считаю, что немного ошиблась при постановке вопросов при анкетировании учащихся до и после применения групповой работы. Хотя они отразили проявление активности именно с помощью групповой работы. Я не считаю их достаточно объективными, так ответы на один и тот же вопрос до и после исследования были разными. Так как мне необходимо было включить одни и те же вопросы в анкетирование до и после исследования.
5. Ограничения (барьеры или трудности)
А) На мой взгляд, я считаю, что мне удалось провести
исследование и достичь ожидаемого результата, который я поставила в начале исследования - подтвердить влияние групповой работы на активность учащихся. Но, тем не менее, у меня были некоторые сложности.
В ходе проведения исследования первой трудностью, с которой ястолкнулась, это был выбор темы исследования. Но проведя несколько своих уроков с использованием новых подходов, я определилась с темой исследования: «Как групповая работа влияет на активность учащихся на уроке английского языка?» Но в процессе проведения исследования, я поняла, что мне необходимо, поменять тему на другую. И я поменяла свою тему, решив работать дальше по теме: «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроке английского языка» Так как, я в основном акцентировала свое внимание на том, как же групповая работа может повлиять на повышение активности, а не на активность.
Класс, выбранный мною для проведения исследования, занимался в одном и том же кабинете, мне приходилось совместно с учителем, преподающим английский язык в данном классе, передвигать парты для создания комфортных условии для групповой работы, а затем ставить их обратно на перемене до и после урока. Ведь моей целью было проведение исследования не в ущерб учебному процессу. Но не все учителя относились с пониманием. Их возмущала, что входя в кабинет, они наблюдали процесс подготовки кабинета, учителем к уроку совместно с учащимися данного класса и что это мешало им начать урок своевременно. Чувствовался дискомфорт, учителю приходилось работать над своей саморегуляцией, чтобы не передать свою раздраженность и недовольство детям.
Также я столкнулась с тем, что не все учителя, работающие в этом классе, шли мне на встречу даже при заполнении анкет, необходимых мне для исследования. Они говорили, что может измениться после этого. Ведь мы заполняли и продолжаем заполнять различные виды анкет, а все остается на том же месте, что и было. И та же самая ситуация наблюдалась в самом начале исследования, когда я пыталась выяснить причины низкой активности отдельных учащихся нашей школы на уроках.
При проведении уроков я для себя отметила, что необходимо правильно рассчитать не только количество мест для учащихся, но и правильно поставить парты, чтобы группы не мешали друг другу в ходе работы и могли спокойно передвигаться от одного места к другому. А также приготовить все, что необходимо для выполнения задания учащимися. Ведь в ходе проведения урока моя коллега не рассчитала количество даже тех же самых ватманов, и приходилось выходить из ситуации, находя недостающего количества уже в виде использованных в самом кабинете, а затем просить учащихся их переворачивать и работать с ними.
А, наибольшей трудностью являлось организация самой групповой работы. Так как и для меня и для моей коллеги данный вид работы являлся редко используемым в нашей практике.
И хотя я получила ожидаемые результаты. Которые я ставила перед собою перед проведением исследования. То есть нашла способы применения групповой работы на повышения активности учащихся на уроке английского языка, но, тем не менее, я считаю их недостаточно объективными, в особенности, если полагаться на анализ анкет, проведенных до и после урока, с применением групповой работы.
В) Исходя из вышесказанного, я поставила перед собою цель, внести изменения в практику моего преподавания согласно идеям семи модулям программы, изученных мною в процессе прохождения курсов по Программе второго уровня. И продолжить проведение исследования по той же теме с учителем английского языка в течение более продолжительного времени, работающим в одном и том же классе, что и я. Так как учителям иностранных языков предоставлена возможность деления класса на под группы. То есть проведение совместного исследования с моим коллегой для улучшения не только нашей практики, но и для того, чтобы научиться планировать уроки с учетом интереса детей, а затем создания сообщества учителей исследователей в нашей школе. Ведь цель, которую ставит перед собою Министерство образования Республики Казахстан, обучая учителей на курсах по Программе курсов повышения квалификации педагогических работников РК второго (среднего) уровня, подготовить таких учителей, которые будут способны обучить учащихся применять полученные знания вне школы. А также, планомерно подходить к выбору методов сбора данных и доказательств с учетом цели исследования, которые могли бы объективно показать, достигнута ли цель работы или нет.