Объяснительная записка к презентации Краеведческий подход как средство развития познавательных компетенций учащихся в основной школе


Объяснительная записка
к компьютерной презентации
«Краеведческий подход как средство развития познавательных компетенций учащихся на уроках географии в основной школе»
Чтобы полюбить свою Родину –
надо её познать.
Н. Рерих
Переход российского образования на федеральные государственные общеобразовательные стандарты, которые соответствуют современным вызовам времени, повышает роль и значение как школьной географии, так и географического краеведения в воспитании гражданина и патриота России и своего края. В этих условиях требуется выработка консолидированных подходов, обеспечивающих выполнение школьным географическим образованием возложенной на него социально-значимой миссии – формирование у молодежи гуманистического мировоззрения, географической культуры как части общей культуры человека ХХI века, повышение интегративных тенденций в школьном образовании средствами географии и географического краеведения.
На сегодняшний день в рамках ФГОС ООО географическое краеведение уходит как общеобразовательная дисциплина и переходит во внеурочную деятельность. Несомненно, ее роль в формировании понимания общих закономерностей географической науки на основании полученных конкретных знаний о своем крае учащимися велика. Но внеурочная деятельность – эта та форма организации занятий, которая не является обязательной для всех учащихся класса. В неё включаются ученики, которые проявляют повышенный интерес к предмету, а это может быть лишь незначительный процент от общего количества учеников в классе. Поэтому главной формой географического образования школьников является урок. И именно в урочную форму необходимо включать вопросы краеведческого образования, так как познание своего края даёт возможность ученикам осознанно воспринимать окружающий мир, грамотно взаимодействовать с ним и, что особенно важно, относиться к нему как к определённой ценности. Обучение детей познавать, сохранять и рачительно использовать природное, культурное и историческое наследие своего края, тем самым помогает школьникам успешно социализироваться, стать настоящим хозяином на своей земле.
Актуальность работы: снять противоречие между школой и потребностями общества призван краеведческий подход.
Цель:
Создать условия для развития познавательных компетенций учащихся через краеведческий подход на уроках географии в основной школе.
Задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
систематизировать сведения;
выстроить дидактическую модель занятий;
внедрить в практику;
провести мониторинг результативности работы по данной теме
Теоретическое обоснование
  Ещё в 17 веке великий учёный-педагог  Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» чётко сформулировал идею о преподавании географии на основе родного края. Последовательно проводя эту мысль, программу школьной географии строили тогда, начиная с географии ближайшей к школе местности. Примером могут служить учебники А. Никитина.
     Д.Д. Семёнов, который справедливо считается, родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий высказывался так: «Если справедлива педагогическая истина, то преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живёт ученик».
      В 60 – годы  ХХ века вновь обострилось внимание к краеведческому подходу в обучении географии. Т.Г. Герасимова и В.А.Коринская отмечают, что термин «краеведение» впервые был предложен в 1914 году Ланьковым.  На Первом Всероссийском съезде учителей географии в 1915 году в Москве этот термин прочно вошёл в лексикон географов, как школьное краеведение.  
     Известные в нашей стране методисты И.С. Матрусов и А.В.Даринский отмечают в географии краеведческое начало, первую ступеньку в познании, восприятии явлений и процессов окружающего мира, результативность абстрактного мышления, конкретность изучаемой территории. Отсюда основное направление краеведческого материала состоит в том, чтобы связать чувственное восприятие с абстрактным мышлением.
      Следовательно, содержание, организационные формы и методы краеведения определяются задачами воспитания, требованиями учебной программы, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края.
     Проанализировав материал, сделала  вывод: краеведческий подход способствует развитию познавательных компетенций учащихся, т.е. совокупности компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Ведущая педагогическая идея – краеведческий подход на уроках географии способствует развитию у обучающихся познавательных компетенций.
А. 3. Сафиуллин считает, что краеведческий подход – это конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой.
Краеведческий подход в учебном заведении может осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Современная организация урока предполагает использование педагогических технологий и приемов, позволяющих использовать краеведческий подход обучения на различных возрастных этапах.
Деятельностный аспект личного вклада.
Внесла коррективы в рабочую программу курса «География России» 8-9 классов:
- тему «Россияне» дополнила уроком «Сельское население Нижегородской области» (8 класс);
- тему «Природа» дополнила уроками «Обобщающий урок по теме «Рельеф родного края» (8 класс), «Реки Арзамасского района» (8 класс), уроком в музее им. Трофимова С.М. «О Родине не говорить нельзя (флора и фауна с. Чернуха)» (8 класс);
- тему «Хозяйство» дополнила уроками: «Промыслы Нижегородской земли» (9 класс), урок-экскурсия «Машиностроение Нижегородской области» (9 класс) и т.д.
2. Придала практическим работам краеведческую направленность:
«Построение графика численности населения Нижегородской области» (8 класс)
« Составление презентации (по выбору обучающего):
Ценности моей семьи.
Известные люди деревни.
Народные умельцы
«Создание стенгазеты с изображением гербов Нижегородской губернии, Нижнего Новгорода, г. Арзамаса» (9 класс)
«Определение механического состава и структуры почвы в селе Чернуха» (8 класс)
3. В структуру урока включила задания с элементами краеведения:
- в теме «Размещение населения» (8 класс), ученикам предлагаю выполнить следующее задание:
Выясните, много или мало россиян живет на 1вк. м. Сопоставьте данные с данными Нижегородской области;
- в теме «Наши реки» (8 класс):
Составьте кроссворд «Реки Нижегородской области»;
- в теме «Волго-Вятский экономический район» (9класс), ребятам даются фрагменты физической карты Волго-Вятского района, для выполнения заданий:
Определить регион, расположенный на карте;
Определить особенности ЭГП региона;
Как они влияют на хозяйственное развитие региона?
Оцените перспективу хозяйственного развития региона.
Изменила тематику проектных и исследовательских работ с учетом краеведческого подхода:
«Жизнь. Быт. Традиции с. Чернухи»;
«Золотые узоры», «Чернуха – сегодня»;
«Проблемы жизни на селе»;
«Они сражались за Родину»;
«Моя малая родина – Чернуха;
«Промыслы Нижегородской области»;
«Особоохраняемые территории Нижегородской области»;
«Оценка экологического состояния лесного массива Бакалды в
с. Чернуха» и т.д.
Домашним заданиям придала краеведческий характер:
- тема урока «Атмосферная циркуляция» (8 класс):
Используя синоптическую карту Центральной России, попробуйте составить прогноз погоды в Нижегородской области на ближайший день. Сравни свои предположения с реальной ситуацией. Насколько точен был твой прогноз?
- тема урока «Лесные зоны» (8 класс):
Подготовьте мине-эссе на тему «Ландшафт родной природы – такой же воспитатель народного чувства, как и вся физическая обстановка этой природы»;
- тема урока «Волго-Вятский район» (9 класс)
На контурной карте России нанесите границы Волго-Вятского района. Обозначьте центры отраслей специализации Нижегородской области;
- тема «Изображение Земли из космоса» (9 класс):
Используя информационную систему Google Earth, найдите:
село Чернуха. Рассмотрите здания, улицы и дороги в селе, найдите школу, стадион, дом культуры, а затем найдите свой дом
любой интересующий вас объект.
Возникли у вас затруднения во время поиска объектов? Что вас удивило и заинтересовало? Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями.
Краеведческий подход в преподавании географии реализую, используя различные технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, развития критического мышления, проектной и исследовательской деятельности.
Приемы, используемые для развития познавательных компетенций:
Название приёма Описание приёма
«Ключевые термины» Учитель может выбрать из текста четыре-пять ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится пять минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить. Когда учащиеся приходят к единому выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, учитель просит их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста — с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.
«Перепутанные логические цепи»
Этот прием обычно применяется на группе. Учитель выписывает пять-шесть понятий, причем помещает каждое на отдельный лист. Листы перетасовываются и выставляются на край доски (или кого-то из учащихся просят их подержать). Группе предлагается восстановить правильный порядок. Учащихся по очереди приглашают выйти и поставить одно событие на верное место в цепи. Когда все приходят к более или менее единому мнению, учитель просит их обратить пристальное внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить: верны их предположения или нет.
«Дерево предсказаний» Прием целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий, текущих общественных процессов. Какая тенденция будет усиливаться в развитии нашего общества: укрепление рыночных отношений или усиление государственного регулирования экономикой, становление гражданского общества или усиление государственного контроля над обществом, продолжение модернизации общества или его консервация?
Прием «Дерево предсказаний» помогает глубже вникнуть в злободневные проблемы общественного развития, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.
«Верите ли вы, что…» Учитель  просит учащихся (они размещены по 6 человек в группе) ответить на вопросы и обосновать свое мнение.
«ПОПС-формула» Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.
П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому
Кластер Схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые: в центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. 
СинквейнПравила написания синквейна:
1. (первая строка – понятие, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Новизна опыта заключается в придании учебному материалу краеведческой направленности, что открывает новые возможности преподаванию географии, повышает эффективность обучения и развивает познавательные компетенции учащихся основной школы.
В конечном итоге, через краеведческий подход, развивая познавательные компетенции, достигаются личностные, метапредметные, предметные результаты, соответствующие требованиям ФГОС ООО и выполняющие социальный заказ общества.
Личностные результаты:
ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Нижегородской области). Представление о Нижегородской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Нижегородской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению
гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей малой родине, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Метапредметные результаты:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умения ориентироваться в окружающем мире;
использование умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
использование карт для получения краеведческой информации;
отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов;
понимание позиции другого в дискуссии.
Предметные результаты:
понимать роль различных источников краеведческой информации;
знать особенности природы, населения, хозяйства Нижегородской области:
формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Нижегородской области;
определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
определять на карте местоположение объектов в Нижегородской области;
работать со статистическими данными;
формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Нижегородской области.
Результативность педагогической деятельности.
Качество знаний по географии по школе в целом на протяжении 2 лет остается стабильно высоким.

Результат ЕГЭ по географии в 2015 году составил 85 баллов
Повысился уровень познавательной активности учащихся (по методике Н.И Дереклеевой):
2013-2014 у/г Высокий уровень – 41%, средний – 41 %, низкий – 18 %;
2014-2015 у/г Высокий уровень - 54%, средний – 35 %, низкий – 11 %.
Увеличилось число участников школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Победитель муниципального этапа Хальзова Алина (2013 год), участник регионального этапа; призер муниципального этапа Иванушкина Татьяна (2015 год).
5. Увеличилось число участников и победителей конкурсов и конференций различного уровня:
II Нижегородский региональный конкурс творческих работ учащихся «Я – биолог» (диплом III степени);
областной этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (диплом I степени);
региональный фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина» (участие);
VII региональные юношеские чтения им. В.И.Вернадского (участие);
районная интеллектуальная игра «Экологический калейдоскоп» (2 место); районная географическая игра «Последний герой» (финалисты).
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, организовав работу уже с учетом требований ФГОС.
Для современного педагога важно взаимодействие с коллегами, обмен опытом, транслируемость достижений. Это возможно на различных семинарах, педагогических чтениях, а также в сети Интернет.
Данный опыт, думаю, может быть использован учителями – практиками, преподающими в общеобразовательных школах.