Электронные образовательные ресурсы и современный урок русского языка и литературы.


Электронные образовательные ресурсы и современный урок русского языка и литературы. Учитель русского языка и литературы Смирнова Наиля Рашидовна
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются электронные образовательные ресурсы.
Учителя русского языка и литературы в силу понятных причин весьма осторожно относятся к применению новых информационных технологий на своих уроках. Целеполагание их деятельности во многом отличается от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, главное для нас - гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. Но ЭОР становятся хорошим помощником учителю-словеснику, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. ЭОР на уроках русского языка позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций экономит время, более эстетично оформляет материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку.
Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках. Так урок становится ярким, образным, деятельностным.
Использование интерактивных тестов не только экономит время учителя, но и помогает учащимся самостоятельно оценить свои знания, свои возможности.
Такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. А если ещё и вспомнить суждение Л.Н. Толстого, который говорил, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику», то сомнения в том, стоит ли учителю-словеснику использовать ЭОР, отпадут сами собой.
Правильно подобранный к уроку ЭОР пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого - ощущения и образы . Создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих тематические коллекции, инструменты, программные средства . Повышают наглядность, интерактивность урока русского языка анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего могут использоваться на уроке.
Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. Использование разных видов презентаций позволяет решать следующие задачи:
1.Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.
2. Презентации - «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей, допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и создают максимальный эффект присутствия.
3. Презентации - "Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его, отсюда: задействуют три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала. 4. «Интерактивные презентации» наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.
5.Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).
Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, для пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал.
С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, они помогают систематизировать изученный материал. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Проблема только в том, что за урок за компьютером может поработать не более 3-х обучающихся: компьютер в кабинете один. Но я думаю, не за горами то время, когда в классах будет по 2-3 компьютера. Ведь совсем недавно у нас и одного компьютера в классе не было.
Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.
Назову те из них, которые на сегодняшний день апробированы мной и зарекомендовали себя неплохо:
Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)»;
Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;
Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия ;
Интерактивный курс подготовки к ОГЭ и ЕГЭ Русский язык;
тренажёр «Русленг»( на портале ЦОР);
орфоэпический тренажёр.
Интерактивные уроки, построенные по модели школьного занятия, созданы на базе мультипликации и максимально приближают виртуальное обучение к реальному. Многоуровневые интерактивные таблицы сложной структуры, содержащие информацию по теме, нескольким темам, а иногда по всему разделу могут использоваться учителем в качестве наглядного и справочно-информационного материала. Ученик может использовать таблицы для поддержки ответа. Сборник анимированных сюжетно организованных сцен, организованных по принципу "вопрос – ответ" акцентирует внимание ученика на трудных или интересных языковых явлениях, часто связанных с типичными ошибками.
«Гипер-медиаконструктор»5-7кл» (на портале ЦОР)
«Радионяня. Весёлая грамматика» - 32 урока с интермедиями и песнями на все трудные правила русской грамматики, авторы – А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский). ЭОР по русскому языку серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения. Они открывают доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов. Индивидуализируют обучение благодаря решениям, предусматривающим включение в систему работы с ними вариативных электронных учебных материалов.
Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:
- задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
-есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;
- программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен списыванием или составлением текстов. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.
Что дают ЭОР учителю?
- вырастает авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это престижно:
-использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности:
-построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал;
-использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывает интерес к уроку, делает его интереснее. Использование мультипликации и анимации разнообразит уроки, активизирует учащихся.
В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. ЭОР на уроках русского языка помогают формировать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 
Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в интернете.
При использовании ЭОР на уроках русского языка следует учитывать и недостатки, выявленные педагогами на практике.
Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а дополняет его.
Применение информационных технологий дает неоднозначные результаты при работе с классами различных уровней. Классы с высоким уровнем интеллектуального развития легко воспринимают новое средство обучения, активно включаются в проектную деятельность и показывают высокие результаты по итогам аттестации, а также стабильность на протяжении нескольких лет. В то же время, классы, где обучаются дети с недостаточно высоким уровнем развития, требуют значительно больше времени для адаптации к новой методике, что можно отметить на примере собранных данных. Максимальную трудность для таких учеников представляют: высокий темп такого урока, информационная насыщенность, постоянное чередование средств обучения, что приводит к затруднениям в изучении учебного предмета. Некоторые учителя «перегибают палку» в плане внедрения ЭОР у себя на уроках. Любое излишество вредно, всего должно быть в меру. Существуют и другие ограничения использования ЭОР: нормы СанПина, техническая оснащенность классов. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. 
Исследования, проведенные мною и апробированные в учебном процессе, были неоднократно представлены на педсоветах и семинарах в форме выступлений, а также на семинарах муниципального уровня.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.