Выступление на конференции«Содержание и методы работы службы школьного сопровождения направленные на успешную социализацию учащихся со зрительной депривацией

Выступление на конференции
Тема:
«Содержание и методы работы службы школьного сопровождения направленные на успешную социализацию учащихся со зрительной депривацией
«Я знаю людей, которые хорошо поют, которые отличные музыканты, при этом все они незрячие. Надо создать какой-то минимум условий для того, чтобы эти люди могли осуществить свою мечту», певица Диана Гурцкая.

Одним из основных препятствий процесса социализации людей со зрительной депривацией является устойчиво сформированное в обществе представление о том, что инвалиды по зрению неполноценные, «беспомощные» люди, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны зрячих. Эту смысловую нагрузку несет само слово «инвалид», и косвенно поддерживает психологическая наука, признающая, что от 70 до 95 процентов информации человек получает через зрение. «Скрытая выгода» установки на собственную беспомощность позволяет инвалиду по зрению не принимать на себя ответственность, отрицать необходимость меняться самому, требовать и получать сочувствие и помощь окружающих и другое.
Сопровождение предполагает решение ряда реабилитационных задач: создать в человеке нечто новое, дать новые знания, умения, отношение к жизни, убрать то, что человеку мешает неправильные оценки себя, своих возможностей, окружающего мира, включая других людей, неэффективные, а то и просто вредные стереотипы поведения.
В состав службы школьного сопровождения входят следующие специалисты: социальный педагог, педагог-психолог, олигофренопедагог, логопед, тифлопедагог.
Работа социально-психологической службы в школе-интернате осуществляется по следующим основным направлениям.
Психопрофилактическая работа В русле профилактического направления специалисты службы осуществляют следующие конкретные мероприятия: - проводят работу по адаптации вновь прибывших детей; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период; - проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе; - участвуют в приеме детей ; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения; - проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе; - ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения; - организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей; - ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми; - консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
- способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов; осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива; - проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
Диагностическая работа В русле диагностического направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи: - проводят в случае необходимости психологическое, логопедическое, тифлопедагогическое обследование ребенка с целью определения хода его развития, соответствия развития возрастным нормативам; - проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении; - проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам; выявляют психологические причины нарушения общения; - совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.
Развивающая и коррекционная работа Данное направление предполагает активное воздействие психолога м процесс формирования личности и индивидуальности ребенка: - специалисты СШС разрабатывают и осуществляют программы, направленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; - специалисты СШС разрабатывают и осуществляют программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическо и физическом развитии ребёнка. Коррекционная часть этих программ планируется и осуществляется специалистами СШС, а педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем , родителями и выполняется последними с помощью психолога. Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы специалистов службы школьного сопровождения с отдельными детьми или с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей и других родственников ребенка.
Консультативная работа В рамках данного направления специалисты службы - консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, по проблемам обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, - проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.; - способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций; - выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений; - в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.
Социальный статус лиц с нарушением зрения невысок. Их конкурентноспособность на рынке труда ограничена. В условиях, когда сохраняются приемы высшее и среднее профессиональные учреждения, закрываются цеха УПП ВОС, пенсии по инвалидности являются прожиточным минимумом, проблема состоит в поисках оптимальной модели социальной помощи и поддержке детей с нарушением зрения на основе интеграции всех возможностей социума и реализации резервов организма и личности.















13PAGE \* MERGEFORMAT14515