Обычаи и традиции эскимосского народа (песенно-танцевальный проект)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»




Обычаи и традиции
эскимосского народа
(песенно-танцевальный проект)


воспитатель Яковлева Л.Л.




















Основные цели проекта:
укрепление духовных связей и преемственности поколений
нравстенно-патриотическое воспитание детей на этнокультурных традициях, уважение к старшим;
привитие любви, интересов к родному языку, истории, культуре своего народа через внедрение проекта.

Главная задача развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, населяющих обширную тундру, произнося звукоподражательные звуки.



































Приобщаем детей к традиционной культуре Чукотки.
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи.
Село наше небольшое. В нем живут, работают, растят детей русские и эскимосы, калмыки и чукчи. Наш суровый край, испытывая и закаляя души и тела, заставляет нас держаться теснее. Общие заботы, любовь и привязанность к родной земле духовно объединяют нас и обогащают нас. соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народный праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой эскимосов и чукчей нами используются различные методы и виды работы, в том числе экскурсии, целевые прогулки, беседы. Чтение и рассказывание сказок и легенд, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.
Мы дали первоначальное понятие о народе (эскимосы), народной культуре.
Эскимосы – смелый, сильный и добрый народ. Охотой, рыболовством они всегда занимались вместе, сообща. Таков характер и песен, игр, сказок, легенд.
Ребенок с детства должен впитывать и проникаться уважением к самобытной культуре своего народа. У нас в селе Новое Чаплино живут и работают люди разных национальностей. Но исконными хозяевами этой земли являются коренные жители: эскимосы и чукчи, поэтому основной целью является ознакомление старших дошкольников с особенностями национальной культуры эскимосского народа. Для этого мы разработали и использовали песенно-танцевальный проект «обычаи и традиции эскимосского народа», в тесном сотрудничестве с Александрой Ивановной Мумихтыкак в котором изучали звуки эскимосского языка, артикуляцию и произношение слов и предложений. Учили с детьми песенки в форме диалога, эскимосский фольклор: потешки, припевки, нескладушки и детские тематические стихотворения.
Формировали интерес и любовь к природе, учили замечать изменения в ней и передавать их с помощью танца.
Углубляли интерес к птицам и животным, учили выделять и называть их характерные особенности и изображать птиц и животных в танце и песнях.
В танцах и песнях изучали и воспитывали любовь к родному краю и традиционных промыслов. В таких как «охота на моржа», «охота на нерпу», «Чаплинские девушки», « Первые шаги», « Причесывание».
Главным результатом работы по проекту является все возрастающий интерес детей и взрослых к источникам культуры эскимосского народа.
Поэтому необходимо знакомить старших дошкольников с особенностями национальной культуры эскимосского народа.





Сентябрь
1-я неделя
Мое родное село Новое Чаплино эскимосское название «Уназик».
Познакомить с родным селом; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам.
2-я неделя
Прогулка в окрестностях села. Сбор ягод. Назвать ягоды на эскимосском языке: шикша – пагунг'ак', голубика – сог'ак', брусника – кикмик, волчья ягода – кавлик.
3-я неделя
Наблюдения за сбором охотников на охоту.
Разучить танец «Охота на моржа».

Октябрь
1-я неделя
Рассматривание куклы в национальной одежде.
Познакомить со звуками эскимосского языка «к'-х»
Разучивание песни «Наг'у кумлю».
2-я неделя
Рассматривание народных головных уборов.
Повторить звуки «к'-х»
Повторить песню «Наг'у кумлю».
Разучивание танца «Первые шаги».
3-я неделя
Продолжать знакомить с одеждой и обувью коренных народов.
Познакомить со звуокм «г, г'».
Пение песни «Наг'у кумлю».
Диалог в виде песенки «Наг'у кумлю».
«Наг'у Юля, наг'у Юля» - «Хантун'а, хантун'а».
4-я неделя
Рассматривание посуды: каютак', уляк'.


Ноябрь
1-я неделя
Выступление детей на празднике день Народного единства.
2-я неделя
Просмотр диска с выступлением чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».
3-я неделя
Выучить слова: приветствия «к'уякамси», прощания – «сх'ах'лык'амси».
Разучивание танца «Пиякистахтук'» - «Первые шаги».
4-я неделя
Рассматривание иллюстрации яранги, беседа о ней. Исполнение танцев «Причесывание», «А-х'а-х'а-х'а».


Декабрь
1-я неделя
Выступление детей в школе ко Дню Чукотки.
2-я неделя
Заучивание эскимосских нескладушек «Тулимай», «Аюки-н'и-н'и».
Познакомить со звуком «» - показать как дует ветер «уэу-уэу».
3-я неделя
Чтение эскимосской сказки.
Заучивание потешек, прибауток: «Тулимай», «Аюки-н'и-н'и».
Знакомство со звуком «лъ».
4-я неделя
Пение песен на эскимосском языке «Наг'у кумлю», «Афсын'ах'ак' памна» - развивать певческие навыки на эскимосском языке.

Январь
3-я неделя
Чтение эскимосских сказок «Нерпичий праздник», «Человек, рак и ворон» - беседа по сказкам. Рассматривание иллюстраций «Эскимосские сказки» Г.А. Меновщикова.
Исполнение танцев «Первые шаги», «Прятки».
4-я неделя
Рассматривание изделий из клыка, выполненных чукотскими мастерами, заучивание потешек, загадок на эскимосском языке.

Февраль
1-я неделя
Беседа о птицах как символах в эскимосском народном творчестве (ворон).
Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности. Учить изображать птицу в танце. Танец «Ворон».
2-я неделя
Рисование эскимосских орнаментов на передниках, камлейках.
Исполнение танца «Причесывание».
3-я неделя
Беседа об обычаях, быте, одежде эскимосов; разучивание национального эскимосского фольклора (нескладушки, потешках).
Март
1-я неделя
Рассматривание иллюстраций журнала «Северные просторы» - мир керкера – рассмотреть выкройки. Сказать из чего шьют меховой комбинезон – из оленьей шкуры.
Исполнение танца «Собираемся на дискотеку».
2-я неделя
Работа над словарем: «мама», «папа» на эскимосском языке.
Разучивание песни «Чаплинские девушки».
Исполнение танцев «Причесывание», «Прятки».
3-я неделя
Вырезание из бумаги силуэтов камлеек, передников, их украшение.
Работа над словами: «мама», «папа», «девочка», «мальчик».
Разучивание танца «Нывкури».
4-я неделя
Рассматривание эскимосского мяча.
Беседа о том из чего шьют мяч.
Игра «мяч в кругу» - называть эскимосские звуки.
Исполнение песен на эскимосском языке «Тулимай», «Наг'у кумлю», «Аюки-н'и-н'и».
Исполнение танцев «Первые шаги», «Прятки».

Апрель
1-я неделя
Игры в эскимосский мяч – учить с детьми названия животных обитающих в тундре на эскимосском языке «Афсын'ах'ак'», «Указик», Исполнение танцев «Афсын'ах'ак'», «Зайчики».
2-я неделя
Игры в эскимосский мяч – учить с детьми названия животных обитающих в море. Исполнение танцев «Охота на моржа», «Охота на нерпу», «Нывкури».
3-я неделя
Беседа с детьми о школе. Выучить песенку «Школьный звонок».
4-я неделя
Наблюдение за собачьей упряжкой.
Беседа о том, для чего нужна собачья упряжка.
Исполнение танцев «Охота на моржа», «Охота на нерпу».

Май
Показательный концерт детей перед родителями.


Исполнение танца «Собираемся на дискотеку».




Выступление на дне Чукотки в школе



50-летие родного села






Инсценирование сказки «Старик и ягодки»
в день коренных малочисленных народов