Урок музыки в 1 классе на тему Танцевальная музыка. Вальс.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
города Благовещенска РБ






Рычкова Алевтина Николаевна

Учитель музыки



Номинация:
Искусство ( музыка )


«Танцевальная музыка. Вальс».

2 класс








ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Автор:
Рычкова Алевтина Николаевна.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 города Благовещенска.
Учитель начальных классов;
квалификационная категория: вторая.
Образование: высшее, Бирский государственный педагогический институт, факультет «Русский язык и литература», окончила в 2005 году.
Общий стаж работы: 13 лет.
Стаж работы по предмету: 7 лет.
Первое образование: Благовещенское педагогическое училище, отделение начальных классов; окончила в 1998 году по специальности учитель начальных классов, учитель музыки.
На данный момент времени моя квалификация – учитель начальных классов и преподавание музыки в 1 – 9 классах.

Урок музыки с использованием ИКТ.
Конспект урока с использованием ИКТ.
Предмет: музыка; урок изучения нового материала, углубление..
Тема: «Танцевальная музыка. Вальс».
Класс: 2 класс.
Место урока в учебном процессе: I четверть, 5-ый урок.
Форма урока: урок-путешествие.
Продолжительность: 1 урок . 40 минут: 20 минут – работа с классом. 20 минут – индивидуальная, практическая, вокально-хоровая, исполнительская деятельность).
Технологии: презентация PowerPoint; проигрыватель JetAudio, игровые технологии, здоровьесберегающие.

Аннотация урока.
Данный урок – второй по теме «Танцевальная музыка» по программе Д.Б.Кабалевского. Урок знакомит обучающихся с разновидностями танцев, видами вальсов и их отличительными чертами. Слушание, вокально-хоровая работа, движение под музыку, интонирование, самостоятельная работа учащихся – все этапы урока сопровождаются ИКТ. Их включение в учебный процесс позволяет организовать и чередовать разные формы учебно-познавательной деятельности.
На уроке учитель использует методы:
музыкального обобщения;
эмоциональной драматургии урока;
звуковой и зрительной наглядности;
частично-поисковый;
забегание вперед и возвращение назад.
Обучающиеся во время изучения нового материала с помощью ИКТ совершают путешествие по родному городу Благовещенску, что позволяет им еще раз вспомнить достопримечательности города, расширить кругозор. Вместе с тем дети знакомятся с особенностями вальсовой музыки; учатся находить сходства и различия в музыке П.И.Чайковского и Д.Д.Шостаковича; расширяют представление о музыкальных образах.
В процессе урока становится возможным выявление музыкально и интеллектуально одаренных ребят – эмоционально откликающихся на музыку. В данном случае музыкальная одаренность будет проявляться не столько в умении ребят различать виды вальсов, сколько в способности слышать музыку в окружающем мире и своей душе и видеть в музыке образ внутреннего и внешнего мира. Именно этому посвящены главные задачи урока.
Урок соответствует требованиям музыкального образования и вписывается в методику преподавания музыки.
Наблюдается целесообразность применения ИКТ - их использование обоснованно с учётом поставленной цели, содержания урока, материала предыдущего и последующего уроков, особенностей класса (возрастная, национальная, психологическая), научно-методической подготовки учителя и его индивидуального стиля работы. ИКТ используется на всех этапах урока.
При проведении данного урока учитель соблюдает санитарно-гигиенические требования, чередует различные виды деятельности (здоровьесбережение). Применяемые учителем информационные технологии влияют на результативность образовательного процесса, мотивацию учащихся их самостоятельную работу и на достижение поставленных целей данного урока.







План урока.


№ п/п
Название этапа урока
Музыкальный материал
Вид деятельности

1.
Организационный момент.
а) Вход в класс под музыку.
Музыкальное приветствие.
«Марш» С.С.Прокофьева
Исполнение.

Ходьба на месте.

2.
Сообщение темы и цели урока.



3.
Актуализация знаний.
а) Русская народная песня «Во поле береза стояла».
б) «Родина», муз.Ф.Гершовой, перевод Г.Шафикова.
Исполнение.


Исполнение.

4.
Изучение нового материала.
а) «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского;
б) «Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича;
в) «Потанцуй со мной, дружок»-немецкая народная песня.
Слушание.
Слушание (Сопоставительный анализ)

Исполнение.

5.
Обобщение нового материала.



6.
Итог урока.



7.
Оценивание (рефлексия)



8.
Домашнее задание.




Конспект урока.

(Конспект урока по музыке
во 2 классе по программе Д.Б.Кабалевского на тему: «Танцевальная музыка. Вальс».

Форма урока: путешествие.

Разработал и провел урок
учитель МОБУ ООШ № 3 г.Благовещенска
Рычкова Алевтина Николаевна

учитель II квалификационной категории).

Ход урока:
Организационный момент.
а) Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.
б) Музыкальное приветствие:
Прозвенел звонок уже,
В класс вошел учитель.
-Здравствуйте, ученики!
+Здравствуйте, учитель!

Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня наш урок необычный. Мы отправимся в путешествие, а куда – узнаете позже.

1-й слайд.

- Сейчас прозвучит музыкальное произведение, а вы должны выразить свое отношение к музыке шагами – бодрый, энергичный шаг, взмахи руками и ногами. В конце музыки поставить точку, то есть закончить ходьбу вместе с музыкой. И пока шагаете – вспоминаем, что это за музыкальное произведение.

2-й слайд.

Звучит «Марш» С.Прокофьева.
Дети шагают под эту музыку.
Дети садятся на свои места.
Анализ произведения:
-Какой прозвучал «кит»?
-Настроение музыки, темп, динамика, характер?
-Как называется это произведение?

3-й слайд.

- Молодцы! Наш урок мы посвятим теме «Танцевальная музыка. Вальс».

4-й слайд.

и совершим путешествие по очень родному нам городу. Отгадайте его название. Название произошло от словосочетания «благая весть».
- Правильно. Это Благовещенск.



5-й слайд.

- Путешествие наше будет непростым. Мы еще раз вспомним, какие есть у нас в городе достопримечательности. На каждой остановке нас будут ждать музыкальные задания.
Итак, в путь!

Актуализация знаний.
- Как вы думаете, где у нас первая остановка случилась?

6-й слайд.

+ В городском парке.
- здесь нас ждет такое задание.

7-й слайд.

- На чем держится страна Музыка?
+ На трех «китах».

8-й слайд.

- Какой кит мы уже вспомнили?
+ Кит марш.
- Чем красив наш городской парк?
- Отгадайте, какой кит сейчас прозвучит?

(Звучит фрагмент русской народной песни «Во поле береза стояла»).

9-й слайд.

Исполнение песни 1-го куплета учащимися.
- Давайте исполним ритмический рисунок этой песни хлопками.

10-й слайд.
- Молодцы!
- Отправляемся дальше.
- какая у нас следующая остановка?

11-й слайд.

- Скажите, в состав какой республики входит наш город?
- Республика Башкортостан.
- Чем богата наша республика?
+ Богатой природой – лесами, полями, реками, пчеловодством, хорошими людьми.
- Верно, ребята. А давайте исполним песню «Родина».

(Исполнение песни учащимися)

- А наше путешествие продолжается. И следующая остановка

12-й слайд.

- Ребята, а для чего этот монумент, в честь кого его соорудили?
- Что здесь иногда происходит?
+ Праздники.
- Без чего не обходится любой праздник?
+ Без танцев.
- Верно. Это третий кит, на котором держится страна Музыка.
- Ребята, какие танцы вам известны?
- Вальс, полька, гопак

Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня мы на уроке поподробнее остановимся на вальсе.
- Где можно встретить танцующих людей?
+ Дома, на праздниках, телевизору, на балу.
- Нужен ли нам такой танец, как вальс?
- Какие движения делают под музыку вальса?
+ Плавные, красивые, кружащиеся
- Кто знает, что означает слово «вальс»?
- В средние века 15-16 веках вальс был очень модным на балах. В его названии можно увидеть движение.
Вальс – от слова «вал» - означающее «круглый, крутится».
- Раньше у вальса было много названий. Например, дойчер, что означает «немец», так как вальс немецкий танец.
Вальс – это танец, который танцуют парами, вращаясь и кружась. Кавалеры приглашали дам.
- И вот настал 18-й век. В моде появился менуэт – спокойный, легкий, красивый. В России этот танец называли «спокойный разговор», так как он нетороплив.
- прошел 18-й век и в моде вновь вальс, но озорной, прыгающий, радостный, веселый, быстрый – это полька. Что означает «полшага». Это чешский танец.
- Продолжаем наше путешествие. И следующая остановка

13-й слайд.

- Какую роль играет в нашем городе эта достопримечательность?
+ Там проходят различные праздники, концерты, конкурсы, приезжают гости из других городов.
- Давайте тоже побываем гостями в этом Дворце культуры, посетим концерты известных композиторов.
- Прослушаем два музыкальных произведения и составим сравнительную таблицу.
- Поза слушателя.

( Слушание «Вальса» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского и «Вальса-шутки» Д.Д.Шостаковича).

14-й слайд.
(По ходу беседы составляется таблица).

«Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского.
«Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича.

- торжественный, величавый, волшебный;
- веселый, озорной, шутливый;

- плавный, изящный, возвышенный, стремительный;
- быстрый, искрящийся;

- звуки долгие;
- звуки короткие;

Динамика – от тихого к громкому;
- громко

- танцующие пары, бал, волшебство, Золушку.
- неуклюжий медвежонок задумал станцевать танец.



- Молодцы, ребята!
- Первое произведение называется «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

15- слайд.

- Второе произведение – «Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича.
Дмитрий Дмитриевич писал музыку не только для взрослых, но и для детей. Он очень хотел. Чтобы дети понимали, знали и любили музыку, поэтому композитор создал для детей сборник пьес – «Танцы кукол». Это произведение из этого сборника. Этот вальс звучит необычно – напоминает скороговорку, шуточную дразнилку.

(Разучивание или исполнение песни-танца «Потанцуй со мной, дружок» - немецкой народной песни).

- И последняя наша остановка. Чтобы узнать, куда мы сейчас попадем отгадайте музыкальную загадку.

(Учитель исполняет «Песню о школе» Д.Б.Кабалевского).
- Давайте исполним эту песню, чтобы вернуться из нашего путешествия.

(Исполнение «Песни о школе» обучающимися).

16-й слайд.

Обобщение знаний.
- Вот и вернулись мы из нашего путешествия по родному городу в школу, свой класс.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что нового узнали?

VI. Итог урока.
- Ответьте на вопросы викторины.

17-й слайд.
Викторина:
Откуда появился вальс и как он раньше назывался?
(+ Из Германии. Он раньше назывался дойчер).
Как называется танец, который имел в России название «спокойный разговор»?
(+ Менуэт).
Приведите музыкальные примеры вальсов.
( «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского; «Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича ).
Как связана русская народная песня «Во поле береза стояла» с нашей темой «Танец»?
(+ Потому что это хороводная песня – исполняя ее, можно выполнять танцевальные движения, водить хоровод).

Оценивание.
- У вас на столе смайлик. Выразите свое отношение к уроку, свое настроение.

Домашнее задание.

18-й слайд.

- Домашнее задание выполните по выбору:
1. Проиллюстрировать понравившееся музыкальное произведение.
2. Сочинить свои движения под любую вальсовую музыку.
3. Написать мини-сочинение «Вальс в нашей жизни».

- На этом наш урок закончен. Спасибо за урок.. До новых встреч!
19-й слайд.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Описание конкурсных материалов.
Автор (ФИО, ОУ, должность)
Рычкова Алевтина Николаевна,
МОБУ ООШ № 3 г.Благовещенска, учитель музыки, учитель начальных классов.

Название
«ИКТ в творчестве педагога – 2011 – 2012 учебного года».

Форма
Урок. Урок-путешествие.

Учебный предмет, класс
Музыка, 2 класс.

Название темы или раздела учебного курса
Тема четверти: «Три кита» в музыке.
Тема урока: «Танцевальная музыка. Вальс».

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал
PowerPoint; JetAudio.

Цели, задачи дидактического материала
Расширить кругозор музыкальных образов; знакомство с характерными особенностями вальса; развитие навыков хорового пения; умения слушать музыку и откликаться на нее.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)
1-ый слайд – раскрывает форму урока;
2-ой – фото марширующих солдатиков;
3-ий – портрет С.С.Прокофьева и название его произведения - «Марш».
4-ый – название формы урока;
5-ый – фото изображение города Благовещенска;
6-ой – изображение городского парка;
7-ой – формулировка вопроса;
8-ой – изображение жанров музыки;
9-ый – название русской народной песни «Во поле береза стояла»;
10-ый – изображение ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла»;
11-ый – изображение достопримечательности города Благовещенска Монумента погибшим воинам в годы Вов;
12-ый – изображение достопримечательности города Благовещенска Городского дворца культуры;
13-ый – таблица особенностей вальсов разных народов;
14-ый – название произведения и портрет композитора «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского;
15-ый - название произведения и портрет композитора «Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича;
16-ый – изображение МОБУ ООШ № 3 города Благовещенска;
17-ый – вопросы викторины;
18-ый – формулировка домашнего задания;
19-ый – формулировка благодарности учителя обучающимся за урок.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы и т.п.)
Фотоизображения: достопримечательности города Благовещенска; портреты композиторов (П.И.Чайковского, Д.Д.Шостаковича).
Графические изображения: схема ритмического рисунка; сравнительная таблица вальсов разных народов.
Звуковые файлы:
«Марш» С.С.Прокофьева; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского; «Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича;
Анимационные эффекты: слайды.

Используемые источники информации
Интернет;
Энциклопедия для юных музыкантов /Авторы-составители И.Ю.Куберский, Е.В.Минина. – СПб.: ТОО «Диамант», 1997.
Музыка: рабочие программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учр. РБ. – Уфа: Китап, 2011.
и др.

Возможности использования дидактического материала
Учителями музыки других школ при изучении данной темы: при знакомстве с танцевальной музыкой – вальсом; в краеведении на уроках ИКБ – с достопримечательностями города Благовещенска или при знакомстве с городами РБ.


15