Интегрированный урок музыки и хореографии по теме Бальная танцевальная музыка. Вальс

5
Тема урока: «Бальная танцевальная музыка. Вальс».

Форма урока: интегрированный урок искусства и хореографии.
Тип урока: урок - лекция с обратной связью.
Цель урока: Познакомить с историей зарождения и развития бального танца «Вальс».
Задачи урока.
1.Образовательные:
а) закрепить музыкальные понятия: «самба», «ча-ча-ча», «баунс», «маракас»,
«основное движение с левой и правой ноги», «основное движение с левой
ноги и с поворотом влево», «обратное основное движение»;
б) познакомить с понятиями: «вальс», «лендлер», «вольта», «французский
вальс», «фигурный вальс», «венский вальс», «английский вальс»,
«американский бостон и основными танцевальными комбинациями;
в) познакомить с творчеством композиторов И.Штрауса, Й.Ланнера,
английского учителя танцев В.Сильвестра;
г) учить грамотно и целостно анализировать музыку, выделяя выразительные
средства, музыкальные инструменты, устанавливать связь музыки и
движения.
2.Развивающие:
а) обогащать музыкальный словарь учащихся;
б) развивать образно-ассоциативное мышление, способность художественного
обобщения и сопоставления, музыкальную память, воображение,
творческую инициативу, чувство метроритма, навыки публичного
выступления.
3.Воспитывающие: воспитывать эмпатию, нравственную и слушательскую культуру учащихся.
4.Эстетические: воспитывать потребность в общении с прекрасным, способствовать формированию навыков творческого самовыражения учащихся, способность эффективно организовывать свой досуг.

Методы: словесные, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемно-поисковый метод обучения, метод сравнения и сопоставления, метод контраста и тождества, творческие, методы стимулирования и мотивации учения, групповые, информационные, метод проектов, метод «пластической импровизации», метод «пластического интонирования», здоровьесберегающие методы, метод обобщения, метод взаимоконтроля, рефлексивный.

Лаборатория урока:
1. Музыкальный центр, синтезатор, компьютер, интерактивная доска, слайд проектор.
2.Фонохрестоматия: «Фокстрот», «Танго», «Самба», «Ча-ча-ча», «Вальс» И.Штрауса, «Лендлер» К.М.Вебера из оперы «Волшебный стрелок».
3.Наглядные пособия: слайды: иллюстрации старинных танцев, постановки танцующих в паре, портреты И. Штрауса, Й. Ланнера, В.Сильвестра.
4.Видеозаписи с танцами.
5.Таблицы эмоциональных терминов.
План урока.
1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.
2.Повторение и закрепление пройденного материала. Интеллектуальная разминка «Подумай!».
3. Проверка знаний. «Музыкальная угадайка».
4. Обработка результатов практической работы прошлого урока.
5.Сообщение темы и цели урока.
6.Новая тема.
1. Беседа о зарождении танца «Вальс».
2. Беседа о композиторах: И.Штраусе и Й. Ланнере.
3.Слушание и анализ музыки - «Лендлер» из оперы «Волшебный стрелок»
К.М.Вебера.
4.Беседа о разновидностях вальса, движениях, комбинациях, костюмах танцующих, музыкальных инструментах, сопровождающих танец.
5. Слушание и анализ «Вальса» И.Штрауса.
6. Творческие задания по группам. 1) Ритмическое упражнение. Прослушать
и записать ритмический рисунок вальса условными обозначениями;
2) Сочинить ассоциативную цепочку слов о вальсе.
7. Беседа о медленном вальсе.
8. Выступление кадета с докладом-презентацией по теме «Творчество
Виктора Сильвестра».
9.Просмотр видеозаписи «Урок танца» профессиональной пары, анализ,
выводы.
10.Исполнение «Вальса» учащимися 9-го класса. Анализ выполнения
движений, учебная игра «Найди ошибки».
11. Разучивание основных движений вальса.
7. Учебная игра-конкурс «Лучшее приглашение на танец».
8. Сочинение синквейна к слову «Вальс».
9. Вывод урока. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.
2.Повторение и закрепление пройденного материала: (слайд №1). Интеллектуальная разминка «Подумай!» (экспресс - опрос).
Вопросы: 1. Происхождение танца «ча-ча-ча».
2. Продолжи: «баунс» - это
«маракас» - это
3. «Semba»- означает
3.Проверка знаний «Музыкальная угадайка»: танго, фокстрот, ча-ча-ча, самба (индивидуальная работа).
4. Обработка результатов практической работы прошлого урока.
5. Сообщение темы и цели урока.
Учитель искусства: Сегодня мы продолжаем тему «Бальная танцевальная музыка» и рассматриваем всемирно известный танец «Вальс». Запись темы урока в тетрадь и на доске (слайд № 2).
6.Новая тема.
1. Беседа о происхождении танца «Вальс».
Учитель искусства: (слайд № 3): Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой
А.С.Пушкин.
В начале 19 века Европа закружилась в вихре вальса. Его танцевали в Вене и в Париже, в Берлине и в Петербурге (слайд № 4-карта мира).
Многие народные танцы Австрии, Германии и Чехии были предшественниками вальса: Rundtanz, Roller, Drecher, а позже Walzer. Все они основаны на кружении, и перевод означает «круговой, вертящийся» (слайды № 5,6).
Запись в тетрадь: вальс в переводе «круг».
Откуда произошел вальс? Об этом до сих пор идут споры. Одни считают отцом вальса австрийский народный танец лендлер, другие – итальянский народный танец вольту. Правда, лендлер исполняется очень медленно, а вольта, наоборот, быстро, с прыжками и воздушными поддержками. Но оба эти танца состояли в основном из поворотов – вращении (слайды № 7-9).
Прямым предшественником вальса был лендлер - австрийский и немецкий крестьянский танец, исполнявшийся в неторопливом трехдольном движении. Его мелодия простодушная по характеру, несложная, строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок. Встречающиеся у Гайдна, Моцарта, Бетховена «Немецкие танцы» - это, по существу, тоже лендлеры. Наряду с вальсом были также известны танцы: котильон, контрданс, вальс-алеман (слайды № 10-13).
Запись в тетради: лендлер - австрийский и немецкий крестьянский танец.
В 19 веке вальс проник в театральную музыку. Композиторы часто включали его в свои балеты, оперы, оперетты. Один из ранних примеров - вальс из оперы К.М.Вебера «Волшебный стрелок» (опера была создана в 1821 году). В опере его танцуют крестьяне под незамысловатый аккомпанемент деревенских музыкантов прямо на площади (слайд № 14).
Веселым праздником завершается традиционное состязание охотников в стрельбе. Крестьяне в своей простой национальной одежде и в деревянных башмакам танцуют плавно, описывая круги. Мелодия простая, безыскусственная, имеет равномерное вращательное движение.
День подходит к концу. На сцене темнеет, и все расходятся. Мелодия вальса звучит уже не полностью, обрываясь и постепенно затихая, она уходит в низкий регистр, как отголосок закончившегося веселья, доносятся лишь отдельные звуки сопровождения...
2.Беседа о композиторах: И. Штраусе и Й. Ланнере.
«Королем вальса» считают Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса (слайды № 15,16). Запись в тетради.
3.Слушание и анализ музыки - «Вальс » из оперы «Волшебный стрелок» Вебера (анализ музыки, фронтальный опрос учащихся).
4. Беседа о разновидностях вальса, движениях, комбинациях, костюмах танцующих, музыкальных инструментах, сопровождающих танец.
Преподаватель хореографии: Лендлеры и вальсы были лирическими миниатюрами, но венцы хотели танцевать большие вальсы, целые «гирлянды», «цепочки» вальсов. Так зарождалась форма венского вальса.
Вальс Сколько прекрасной музыки в ритме вальса создали великие композиторы прошлого и нашего веков! С удивительной быстротой этот живой, яркий и грандиозный танец распространился по всей Европе, переплыл через океан и долгое время господствовал всюду, где собирались любители танца. Вальс предъявлял свои требования и к одежде, и к обуви, и к прическе: все, что мешало его движениям,- убиралось. Не танцевать вальс - значило вообще не танцевать! (слайды № 17-20).
В начале 19 века в Европе сложилось два типа вальса - немецкий и французский. Французский вальс был очень сложным, состоящим из множества фигур, танцем, основанным на классическом танце. Венский (немецкий) вальс был его противоположностью. Самой важной его чертой было вращательное движение танцующей пары в тесном объятии, без сложных фигур. Из всех бальных танцев в венском вальсе используется наименьшее количество фигур: вращение вправо и влево, перемены из поворота вправо, в левые повороты, и из левых - в повороты вправо, балансовые шаги в сторону. Предпринимались попытки разнообразить танцевальный репертуар вальса, однако он остается неизменным в своем королевском величии (слайды № 21-22).
Хорошее исполнение вальса требует времени и терпения. Мало выучить танцевальные движения и хорошо их запомнить. Только старательная тренировка придаст вашим движениям ритмичность, музыкальность, легкость и плавность, естественную грацию и красоту.
В отличие от других бальных танцев вальс-танец свободный. Существуют и другие формы вальса. Это, например, фигурный вальс, в котором танцующие соблюдают определенную последовательность танцевальных движений и фигур. Это общие – массовые - вальсы, где танцующие пары то образуют все вместе затейливый рисунок, то снова кружатся плавно одна за другой по желанию ведущего в паре – юноши (слайд № 23).
Много модных танцев появилось и после вальса, они облетели мир, но постепенно старели, забывались, и только вальс никогда не уходил из танцевального зала.
Кружащий венский вальс (слайды № 24-27).
Ощущение стремительного вращения и перехватывания дыхания в груди знакомо всем, кто умеет танцевать венский вальс. Этот танец ассоциируется, прежде всего, с Веной, с семьей Штраусов, и с парами, кружащимися по залу. Окончательно венский вальс сформировался в эпоху романтизма, но его происхождение укрыто в далеком прошлом.
Как и у аргентинского танго, признание вальса не было легким и быстрым. Везде он встречал сопротивление и протесты, его обвиняли в аморальности, его называли «Дьяволом, рожденным в Германии». «Как это обхватить даму за талию и кружить ее по залу». Так, при Павле 1 появилось предписание полиции, в котором было запрещено «употребление пляски, называемое вальсеном ».
Даже великий английский поэт Джордж Байрон осуждал вальс, хотя пытался им овладеть, чтобы не отстать от модных течений общественной жизни (слайд № 28).
В истории венского вальса есть еще одна достаточно грустная страница, на которой «вписано» много жертв. Нередкой причиной несчастных случаев было стремление молодежи к соперничеству. Молодые люди могли много времени кружить по залу, обгоняя друг друга большими шагами, что приводило иногда к трагическим последствиям (слайд № 29).
Молодежь, не обращая внимания на предостережения, запреты и тогдашние каноны, двинулись с вальсом в триумфальный поход по танцевальным залам всего мира.
5. Слушание и анализ музыки - «Вальс» И.Штраус (слайд № 30).
Учитель искусства: Давайте прослушаем и проанализируем «Вальс» И.Штрауса (работа с таблицами эмоциональных терминов, выделение выразительных средств: темп, динамика, штрих, ритм, размер).
Что вы можете сказать о двух прослушанных вальсах - «Вальс» И.Штрауса и «Вальс» Вебера? Найдите общее и различное? Почему эти вальсы звучат по-разному? (размышления детей).
6. Творческие задания по группам.
1) Ритмическое упражнение. Прослушать и записать ритмический рисунок вальса условными обозначениями;
2) Сочинить ассоциативную цепочку слов о вальсе.
7. Беседа о медленном вальсе.
Преподаватель хореографии: Романтический английский вальс (медленный вальс), (слайд № 31). Простое строение основных фигур, медленный темп, равномерное не синкопированный основной ритм делают английский вальс одним из самых простых танцев для разучивания. Поэтому он является первым танцем, с которого начинается любой курс обучения танцам. Говорят, что темп современного английского танца и его романтический характер следует приписать к неприязни степенных англичан к быстрым танцам. Предшественниками английского вальса были два танца, с совершенно разными характерными чертами: быстрый, кружащийся венский вальс и медленный американский бостон (слайд № 32). Из этих двух танцев получилось очень интересное соединение.
Создателем современного стиля английского вальса считается английский учитель танцев Виктор Сильвестр. 1922 год можно считать датой рождения английского вальса (слайды № 33,34). Запись в тетрадь.
Английский вальс-это медленный танец романтического характера (слайд № 35). Это танец подвижный в пространстве (подвижно-пространственный). Его танцуют по косым (диагональным) линиям. Танцуют его парами, в тесном объятии, в контакте, что дает возможность мужчине вести женщину. Размер вальса ѕ.
8.Выступление кадета с докладом-презентацией по теме «Творчество Виктора Сильвестра».
Учитель искусства: Давайте послушаем доклад-презентацию кадета о творчестве Виктора Сильвестра (выступление учащегося).
9.Просмотр видеозаписи профессиональной пары, сравнительный анализ, выводы.
10.Исполнение «Вальса» учащимися 9-го класса (слайды № 36,37). Анализ выполнения движений, учебная игра «Найди ошибки» (ответы учащихся).
11. Разучивание основных движений вальса (слайды № 38-41).
Преподаватель хореографии: Вальс танцевать умеют практически все, но делают это по-разному. Покажите несколько движений этого танца.
7. Учебная игра «Лучшее приглашение на танец» (слайд № 42).
8. Сочинение синквейна к слову «Вальс».
9.Вывод урока (слайд № 43).
Учитель искусства: Давайте поблагодарим выступивших на уроке ребят и пожелаем им дальнейших творческих успехов. Сегодня вы узнали о многообразии видов вальса. Танец может быть плавным, воздушным, а также стремительным. Характер вальса меняется от места исполнения и его назначения. Каждый молодой человек должен был владеть искусством танца. Да и сегодня торжественные мероприятия требуют от современного человека владения танцевальными навыками. На уроках мы стараемся привить любовь к классической танцевальной музыке и разучить основные вальсовые «шаги», чтобы вы уверенно могли реализовать себя в любой жизненной ситуации.
Рефлексия.
Учитель искусства: Полезны ли знания, полученные на уроке? Где вы их могли бы применить? Что еще хотели бы узнать о вальсе? Что необходимо человеку, чтобы танцевать вальс? Мы прошли уже много танцев. Какой танец вам понравился больше всего и почему? (размышления учащихся, выводы).
Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание: Подготовить исследовательский проект по теме: «О вальсе в литературе» (группа учащихся); доклад-презентацию по темам: «Творчество Пьера Лаффите», «Творчество Эдди Тореса» (группа учащихся); учащимся, посещающим кружок хореографии подготовить фрагмент танца «Мамбо» (группа учащихся).













































15