Открытый урок по музыкальной литературе 4й класс ДМШ и ДШИ на тему «Танцевальная музыка».
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ:
«Танцевальная музыка»
4класс
Преподаватель: Евстафьева Т.А.
Цель урока: познакомить учащихся с бальными европейскими танцами
ПЛАН УРОКА
1.Вступление.
Зарождение танцевальной музыки, ее значение в нашей
жизни.
2.Основная часть.
Рассказ о каждом танце.
3.Заключение.
Вопросы на закрепление темы.
1.Вступление.
Говоря о народных танцах, мы выяснили, что танцу столько же лет,
сколько всему человечеству. Характер и ритм танца связан с жизнью
разных народов, с исторической эпохой.
Со временем танцы несколько изменились, попав в аристократические
залы, они стали более грациозными. В танце люди выражают свою
радость, поэтому мы не представляем себе праздника без танцевальной
музыки.
2.Основная часть.
Сегодня речь пойдет о бальных западно - европейских танцах.
Само слово «бальные» подразумевает, что эти танцы исполнялись в
больших залах празднично, нарядно одетыми людьми.
Бальные танцы отражали вкусы и нравы своего времени.
В 17 в. Франция была законодательницей танцевальной моды.
В 1661г. в Париже указом французского короля Людовика XIV
была открыта Академия танца, в которой должны были создаваться и
совершенствоваться бальные танцы. Почти все они имеют народные
корни. Одним из самых любимых и долговечных стал менуэт.
Менуэт называли «королем» танцев. Он был популярен в Европе в
17-18 вв. Из живой народной пляски он превратился в галантный
бальный танец. Его движения состоят из плавного, скользящего шага,
глубоких реверансов и поклонов. Слово «менуэт» произошло от фран-
цузского «па менью» - мелкий шаг. Танцующие двигались маленькими
шажками так, чтобы получилось фигура в виде буквы S .
Музыка менуэта изящная, в трехдольном размере с затактом в
умеренном темпе.
Показать иллюстрацию к менуэту В.А. Моцарта из учебника
Артоболевской.
Вспомнить бал из м/ф «Бременские музыканты».
Послушать «Менуэт» Л. Боккерини.
Полонез с давних пор соперничал с французским менуэтом.
В старину полонез называли «великим пешим танцем».
По началу ( XVI – XVII вв.) он исполнялся польскими рыцарями,
Потом рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным
танцем.
Характер танца торжественно – праздничный, шаг степенный с
неглубоким приседанием на 3ей доле каждого такта.
Размер трехдольный с характерным ритмической фигурой на первой
доле – восьмая и 2 шестнадцатые или пунктирный ритм.
В начале XIX в. полонезом открывали все аристократические балы.
В первой паре обычно шел хозяин дома с самой уважаемой гостьей.
Полонезы писали И.С.Бах, Г.Гендель, В. Моцарт, Л.Бетховен, но
подлинной вершиной стали полонезы польского композитора
Ф.Шопена.
*послушать Ф.Шопен «Полонез» Ля мажор
*посмотреть на DVD бал из 6й картины оперы «Евгений Онегин»
· П.Чайковского.
В XIX в. наряду с полонезом широко распространилась в Европе
мазурка, названная по области в Польше – Мазовия.
Этот трехдольный подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами,
и горожанами, и аристократами.
Для мазурки типичен трехдольный размер с пунктиром на 1й доле.
Удивительно точно передают характер танца стихи А.С.Пушкина
из романа «Евгений Онегин».
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы.
*посмотреть DVD опера «Евгений Онегин» 6 картина
Полька – чешский народный танец. Те дети, кто ходил в садик,
обязательно танцевали его. Танцующие пары быстро движутся по кругу,
делая легкие полушаги и повороты с подскоком. Слово «полька»
переводится «половинка», «полшага».
Музыка танца веселая, задорная в быстром темпе и в двухдольном
размере.
*послушать С.Рахманинов «Итальянская полька».
*посмотреть на DVD фрагмент из к/ф «Золушка» сцена бала
(песенка «Встаньте дети, встаньте в круг» )
Вальс – европейский танец начала XIX в., который вскружил голову
всей Европе. Танец полюбили за его простоту и изящество.
Название танца произошло от немецкого «вальцер», что значит
«кружащийся». Многие народные танцы Австрии, Германии, Чехии
были предшественниками вальса, т.к. они основаны на кружении.
Вальс трехдольный танец с характерным аккомпанементом –
бас, 2 аккорда.
Поначалу этот танец считался непристойным, и его запрещали. Тем
более, что он пришел на смену чопорному менуэту. Но вальс нашел
путь к сердцам людей, и в 19в. его танцевали всюду, даже на улицах
и площадях. «Королем» вальса называли австрийского композитора
и скрипача И.Штрауса. Лучшие его вальсы - « На прекрасном голубом
Дунае», «Сказки Венского леса» и другие – покоряют красотой мелодии
и романтизмом. Штраус написал 168 вальсов, которые ,по словам
И.Дунаевского, «заставляют сверкать наши души и глаза».
В ритме вальса написано море музыки. Вальсы писали М.Глинка,
П.Чайковский, Ф.Шопен, А.Хачатурян, Г.Свиридов, И.Дунаевский
и другие.
*посмотреть DVD опера «Евгений Онегин» 4 картина
*послушать И.Штраус «Весенние голоса»
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы на закрепление темы:
- назвать танцы, с которыми познакомились на уроке
- определить на слух танец:
В.Моцарт «Менуэт»
К.Огинский «Полонез»
П.Чайковский «Детский альбом» Мазурка и Вальс
М.Глинка «Полька»
Заголовок 215