Открытый урок по музыкальной литературе 4й класс ДМШ и ДШИ на тему «Танцевальная музыка».






ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ:


«Танцевальная музыка»
4класс


Преподаватель: Евстафьева Т.А.



Цель урока: познакомить учащихся с бальными европейскими танцами





ПЛАН УРОКА




1.Вступление.
Зарождение танцевальной музыки, ее значение в нашей
жизни.


2.Основная часть.
Рассказ о каждом танце.


3.Заключение.
Вопросы на закрепление темы.






1.Вступление.


Говоря о народных танцах, мы выяснили, что танцу столько же лет,

сколько всему человечеству. Характер и ритм танца связан с жизнью

разных народов, с исторической эпохой.

Со временем танцы несколько изменились, попав в аристократические

залы, они стали более грациозными. В танце люди выражают свою

радость, поэтому мы не представляем себе праздника без танцевальной

музыки.


2.Основная часть.



Сегодня речь пойдет о бальных западно - европейских танцах.

Само слово «бальные» подразумевает, что эти танцы исполнялись в

больших залах празднично, нарядно одетыми людьми.

Бальные танцы отражали вкусы и нравы своего времени.

В 17 в. Франция была законодательницей танцевальной моды.

В 1661г. в Париже указом французского короля Людовика XIV

была открыта Академия танца, в которой должны были создаваться и

совершенствоваться бальные танцы. Почти все они имеют народные

корни. Одним из самых любимых и долговечных стал менуэт.


Менуэт называли «королем» танцев. Он был популярен в Европе в

17-18 вв. Из живой народной пляски он превратился в галантный

бальный танец. Его движения состоят из плавного, скользящего шага,

глубоких реверансов и поклонов. Слово «менуэт» произошло от фран-

цузского «па менью» - мелкий шаг. Танцующие двигались маленькими

шажками так, чтобы получилось фигура в виде буквы S .

Музыка менуэта изящная, в трехдольном размере с затактом в

умеренном темпе.

Показать иллюстрацию к менуэту В.А. Моцарта из учебника

Артоболевской.

Вспомнить бал из м/ф «Бременские музыканты».

Послушать «Менуэт» Л. Боккерини.


Полонез с давних пор соперничал с французским менуэтом.

В старину полонез называли «великим пешим танцем».

По началу ( XVI – XVII вв.) он исполнялся польскими рыцарями,


Потом рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным

танцем.

Характер танца торжественно – праздничный, шаг степенный с

неглубоким приседанием на 3ей доле каждого такта.



Размер трехдольный с характерным ритмической фигурой на первой

доле – восьмая и 2 шестнадцатые или пунктирный ритм.

В начале XIX в. полонезом открывали все аристократические балы.

В первой паре обычно шел хозяин дома с самой уважаемой гостьей.

Полонезы писали И.С.Бах, Г.Гендель, В. Моцарт, Л.Бетховен, но

подлинной вершиной стали полонезы польского композитора

Ф.Шопена.


*послушать Ф.Шопен «Полонез» Ля мажор

*посмотреть на DVD бал из 6й картины оперы «Евгений Онегин»
· П.Чайковского.



В XIX в. наряду с полонезом широко распространилась в Европе

мазурка, названная по области в Польше – Мазовия.

Этот трехдольный подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами,

и горожанами, и аристократами.

Для мазурки типичен трехдольный размер с пунктиром на 1й доле.

Удивительно точно передают характер танца стихи А.С.Пушкина

из романа «Евгений Онегин».

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы.


*посмотреть DVD опера «Евгений Онегин» 6 картина



Полька – чешский народный танец. Те дети, кто ходил в садик,

обязательно танцевали его. Танцующие пары быстро движутся по кругу,

делая легкие полушаги и повороты с подскоком. Слово «полька»

переводится «половинка», «полшага».

Музыка танца веселая, задорная в быстром темпе и в двухдольном

размере.


*послушать С.Рахманинов «Итальянская полька».

*посмотреть на DVD фрагмент из к/ф «Золушка» сцена бала

(песенка «Встаньте дети, встаньте в круг» )


Вальс – европейский танец начала XIX в., который вскружил голову

всей Европе. Танец полюбили за его простоту и изящество.

Название танца произошло от немецкого «вальцер», что значит

«кружащийся». Многие народные танцы Австрии, Германии, Чехии

были предшественниками вальса, т.к. они основаны на кружении.

Вальс трехдольный танец с характерным аккомпанементом –

бас, 2 аккорда.

Поначалу этот танец считался непристойным, и его запрещали. Тем

более, что он пришел на смену чопорному менуэту. Но вальс нашел

путь к сердцам людей, и в 19в. его танцевали всюду, даже на улицах

и площадях. «Королем» вальса называли австрийского композитора


и скрипача И.Штрауса. Лучшие его вальсы - « На прекрасном голубом

Дунае», «Сказки Венского леса» и другие – покоряют красотой мелодии

и романтизмом. Штраус написал 168 вальсов, которые ,по словам

И.Дунаевского, «заставляют сверкать наши души и глаза».

В ритме вальса написано море музыки. Вальсы писали М.Глинка,

П.Чайковский, Ф.Шопен, А.Хачатурян, Г.Свиридов, И.Дунаевский

и другие.

*посмотреть DVD опера «Евгений Онегин» 4 картина

*послушать И.Штраус «Весенние голоса»



3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Вопросы на закрепление темы:


- назвать танцы, с которыми познакомились на уроке


- определить на слух танец:


В.Моцарт «Менуэт»
К.Огинский «Полонез»
П.Чайковский «Детский альбом» Мазурка и Вальс
М.Глинка «Полька»
Заголовок 215