Использование метода проектов на уроках английского языка как средства развития творческих способностей детей.

Использование метода проектов на уроках английского языка как средства развития творческих способностей детей.

Творчество – значимая часть гармоничного развития личности. Творчество имеет свои проявления во всех видах человеческой деятельности.
Творчество – это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это - привнесение в мир чего-то нового.
Творчество, по определению, взятому из энциклопедического словаря, –  это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью». Значит, можно сделать вывод, что творческая личность - это человек, научившийся работать с такой деятельностью. Когда ученики сумеют самостоятельно применять теоретические знания на практике, сделать выводы, сравнить предметы, осознать свою точку зрения по отношению к предмету, тогда проявляется творческая личность. Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.
В Большой советской энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. А. В. Усова в своих работах говорит о том, что развитие творческих способностей обучающихся является одной из главных частей воспитания. Творческие способности человека могут быть развиты благодаря высокоразвитому мышлению, отличным знаниям в отдельной области, опыта практики и мотивации, заинтересованности к делу.
Широкие возможности развития творческой деятельности на уроках английского языка предоставляет применение проектной деятельности. Рассмотрим подробно этапы работы над проектом:
Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы или проблем проекта.
Первый этап, в первую очередь, необходим для того, чтобы повысить мотивацию обучающихся к выполнению проекта, заинтересовать их. Разрабатывая тему проекта, необходимо продумывать конкретные ситуации учебной деятельности для каждого ученика, в зависимости от его личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Также тему проекта может предложить и сам ребёнок, в зависимости от возраста. Например, старшеклассники уже обладают необходимыми способностями для того, чтобы суметь сформулировать проблему и задачи на пути её решения. Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.
Применяя метод проектов, необходимо осознавать, что проект – это самостоятельно планируемая, выполняемая деятельность ребёнка, а значит нам нужно приложить все усилия, чтобы создать благоприятные условия для активизации творческой и исследовательской деятельности детей.
Третий этап – практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в целом.
Четвёртый этап – презентационный. Один из важнейших этапов проекта. Презентация даёт возможность подвести итог, сделать вывод, увидеть масштаб проделанной работы. Результат может быть представлен в виде концерта, театральной постановки, фильма, презентации, web-сайта и т.д. Вид и форма презентации выбираются при постановке цели и задач проекта.
Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а также планирование тем будущих проектов. Происходит рефлексия. Тут необходимо выявить возникшие трудности, ошибки и обсудить их.
Обеспечивая развитие творческих способностей учащихся пятых и шестых классов на своих уроках, я использовала проектную деятельность, что позволяло также уделить внимание следующим универсальным учебным действиям:
Целеполагание и структурирование учебной деятельности, что связано с определением цели и характера проекта, отбором материала, построением программы учебной деятельности;
способность управлять своей учебной деятельностью, в том числе посредством рефлективного анализа, самоконтроля и самооценки характера и результата речевых и учебных действий на последовательных этапах выполнения проекта;
технологический аспект, связанный с использованием стратегий и приёмов учебной деятельности, использование которых обусловлено задачами проекта;
способность принимать ответственные решения относительно характера и конечного результата учебной деятельности на всех этапах выполнения проекта, причём внося по необходимости коррекцию в задачи и способы учебной деятельности;
способность взаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.
При проведении проектной работы я старалась обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для подростков, которые стремятся к социализации было интересно найти социально- и практически-значимое решение проблемы. Также проект – это способ проявить себя, доказать собственные знания, показать умения. Кроме того, во время формулирования цели и задач проекта, каждый ребенок привносил свои идеи, а, следовательно, находил в них личную проблематику, которая и вызывала интерес к нахождению путей решения. Также я помнила и учитывала особенности разных возрастных групп учащихся, так как в разном возрасте нас волнуют разные проблемы. Поэтому, нужно понимать, что заинтересованность ребенка или группы детей к проекту можно вызвать, только при учете возрастных особенностей, личных интересов, способностей и темперамента личности, а также правильно поставленной проблемы.
Проектные задания довольно ресурсно- и энерго-затратны. Мы продумывали все детали будущего проекта: техническое оборудование, языковой материал, проблему проекта, план выполнения, способ представления итогов совершенной работы.
Время работы над проектом зависело от его темы и того, как мы решали работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю в течение более длительного времени. В своей работе чаще всего я использовала моно-проекты длительностью в несколько уроков.
Подводя итоги, я вижу важность использования метода проектной работы, так как это один из эффективнейших новых методов развития творческих способностей на уроке английского языка, кроме того использование различных проектов помогает мне, как учителю сделать обучение разнообразным и интересным для своих учеников, вне зависимости от их возраста, но с учётом их индивидуальных особенностей.


Список литературы:

Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения». – Вопросы психологии. – 1993 №2. стр. 54-58.
Копылова В.В. «Методика проектной работы на уроках английского языка». – Москва, 2003. – 317с.
Кукушин В.С. «Теория и методика обучения». – Ростов-на-Дону, 2005. – 474с.
Мазур И.И. «Управление проектами». – Москва, 2005. – 655с.
Побокова О.А., Немченко А.А. «Новые технологии в обучении языку: проектная работа». – Иркутск, 2003. – 432с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе. – 2000. – №2,3 – С.17-19, 23-24.
Полат Е.С. «Обучение в сотрудничестве». // Иностранные языки в школе. – 2000. – №1 – С.4-11.
Уляшкина Г.В. «Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу». – Москва, 2000. – 263с.


























13PAGE 14615





ђ Заголовок 215