Рабочая программа по технологии 4 класс. УМК Планета знаний


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЁПЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы; Зам. директора по УВР на заседании МО
__________ Н.И.Ермолаева _____________ В.В.Макарова протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Приказ № 269 от 29.08.2014 года Руководитель МО
_____________Н.А.Репина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии для 4 класса
уровень базовый
срок реализации 2014 – 2015 учебный год
Разработчик программы: Репина Наталья Александровна , учитель первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового курса по технологии для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г №1060
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Учебного плана МОУ Тёпловской сош МО «Николаевский район» на 2014-2015 учебный год для 1-4 классов;
Примерных программ начального общего образования (2011г.);
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно — методический комплект «Планета знаний»: технология, изобразительное искусство, музыка и др.: (сборник). – М. : Астрель; 2011г.
Данная программа по технологии составлена в соответствии с общими целями и задачами изучения курса, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цели программы:
развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
формирование представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно- исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Продуктивная предметная деятельность ребёнка становится основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности каждый может реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как автор оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Этому немало способствует система учреждения номинаций за успехи в изготовлении поделок в конце каждого урока и выдачи красочных дипломов по окончании изучения каждого раздела как поощрений любого положительного начинания. В результате закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе. При этом учебный предмет «Технология» создаёт все условия для гармонизации развития ребёнка, обеспечивая реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве (интеллектуальный компонент, эмоционально-эстетический, духовно-нравственный и физический).
На уроках технологии успешно создаются возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом. Всё это является основой для формирования у младших школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для успешной социализации.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Образовательные задачи
знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
Воспитательные задачи
формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.
Развивающие задачи
развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
развитие речи, памяти, внимания;
развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
развитие коммуникативной культуры ребёнка;
развитие пространственного мышления;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Технология» является комплексным и интегративным курсом. Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом традиций изучения технологии в начальной школе и принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой.
Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования — приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка, а также его самоконтроля. В результате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными материалами, такими как: пластилин, тесто для лепки, глина, бумага, ткань, нити, верёвки, проволока, фольга, природные материалы и пр., овладевают основными приёмами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время соответственно своему замыслу сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку. Также младшие школьники учатся использовать информационные и компьютерные технологии, овладевают первичными навыками работы на компьютере, что позволяет им идти в ногу со временем, познавать мир и преобразовывать виртуальную реальность.
Характерной особенностью построения курса является концентрический принцип. Это способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углублённом уровне обобщения и практического применения подачи материала. Учебный материал каждого последующего года обучения тесно связан с материалом предыдущих лет обучения и логически продолжает его. Материал каждого учебника подаётся по тематическому принципу — он разбит на крупные темы, делящиеся на подтемы — уроки.
Каждая из этих тем не изучается в изоляции от других, соблюдается тесная взаимосвязь всех разделов программы, пропедевтический уровень новых знаний закладывается на каждом уроке. Поэтому, переходя к изучению очередной темы, можно опираться на устойчивую конструкцию первоначальных представлений, сформированных ранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет более осмысленно освоить обязательный материал, но и использовать элементы опережающего обучения. Это даёт возможность разнообразить процесс формирования обязательных навыков и вывести его на новый уровень применения изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.
Кроме того, учитывается принцип целостности содержания, согласно которому новый материал включается в систему более общих представлений по изученной теме. Это помогает сформировать у обучающихся более правильную картину окружающего мира, различий и сходств между материалами и их свойствами, принципов технологических особенностей производства окружающих нас рукотворных предметов.
Программа делится на основную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников, и вариативную, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.
Основная часть содержит учебный материал, необходимый для усвоения его всеми обучающимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления всеми учащимися.
Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса обучающихся, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, на дополнительное закрепление обязательного материала, задания по выбору, различающиеся по уровню сложности и объёму, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышления.
Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только информативного изложения материала.
Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки, которые усложняются по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков.
В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности.
Курс «Технология» обеспечивает возможность обучающимся действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане, совершать наглядно видимые преобразования; возможность организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных и регулятивных действий. Позволяет добиваться максимально чёткого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы.
Количество часов в год - 35 часов.
Количество часов в неделю – 1 час.
Проверочных работ – 4
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз- неспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
• осознание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества;
• положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
• представления о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
• уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа;
• мотивация к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье.
Могут быть сформированы:
• понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
• мотивация на творческую самореализацию при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
• устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
• понимание причин успеха в деятельности, способность к самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
• осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании,
сборке и отделке изделия;
• экономно расходовать используемые материалы;
• соблюдать безопасные приёмы труда, в том числе с ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла, шило);
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, развёртке;
• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
• создавать модели несложных объектов из различных материалов;
• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера
по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• пришивать пуговицы, выполнять разные виды швов;
• пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско - технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи
определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
• работать с различными материалами, зная их свойства (пластилином, глиной, солёным тестом, природными материалами, бумагой, картоном, гофрокартоном, тканью, нитками, проволокой, фольгой, бисером);
• проводить мелкий ремонт одежды;
• отремонтировать разорвавшуюся книгу;
• ухаживать за домашними питомцами и растениями;
• обращаться с бытовыми приборами;
• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, с доступными способами её получения, хранения, переработки;
• использовать приобретённые навыки для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных
и других изделий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
• действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
• использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
• осознанно использовать безопасные приёмы труда;
• самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
• участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;
• распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;
• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• планировать собственную творческую деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
• распределять рабочее время;
• осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей;
• организовывать коллективную и групповую творческую работу, элементарные доступные проекты.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• наблюдать и сравнивать свойства различных материалов;
• узнавать и называть освоенные материалы, их свойства, происхождение, практическое применение в жизни;
• различать материалы по декоративно-художественным
и конструктивным свойствам;
• соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;
• конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
• осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструкторско%технологических задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обобщать полученные знания о различных материалах и их свойствах;
• классифицировать и обобщать информацию об истории
происхождения материалов (глины, пластилина, бумаги, ткани, проволоки, фольги,), предметов (книги, игрушек, упаковки, колеса), инструментов (ножниц, шила, иглы), измерительных приборов (часов, термометра,
сантиметровой ленты), ремёсел и технологий (оригами, изонить, бисероплетения, вышивки, фитодизайна);
• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• задавать вопросы уточняющего характера;
• высказывать собственное мнение о результатах творческой работы;
• рассказывать о профессии своих родителей (близких, знакомых);
• объяснять инструкции по изготовлению поделок;
• уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
• договариваться и приходить к общему решению.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о разных профессиях, о значении труда в жизни человека и общества;
• брать интервью у одноклассников и взрослых;
• задавать вопросы с целью планирования хода выполнения работы, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности;
• владеть диалогической формой речи, аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач, аргументированно критиковать допущенные ошибки,
обосновывать свою идею;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Содержание
4 класс (35ч)
Объёмное конструирование из бумаги
и других материалов (7 ч)
Знакомство с миром профессий. Взаимосвязь профессий. Разнообразие типографской продукции. Профессия метеоролога. Сведения об измерении силы и направления ветра. Принципы действия ветроуказателя, флюгера, ветряной вертушки. Профессия топографа. Рельеф земли. Профессия
архитектор. Конструкции мостов. Мост. Древние зодчие. Принципы построения бревенчатого сруба.
Практическая деятельность. Изготовление шаблона из картона. Работа с канцелярским ножом и дыроколом. Памятный фотоальбом (поделка из картона с прорезями). Изготовление объёмной поделки с вращающимся модулем. Изготовление поделок: «Вертолётик» (бумажный подвижный модуль), пуговичная «Вертушка» (подвижная инерционная игрушка). Поделка «Волшебный цветок» (бумажная подвижная модель). Изготовление салфеточной массы для лепки. Работа с циркулем и линейкой. Изготовление развёртки для конуса. Вырезание сектора. Изготовление макета рельефа земли. Чудо-мост (эксперимент). Работа с отвесом. Выравнивание по отвесу. Изготовление поделки «Пизанская башня» (бумажный макет). Поделка «Колодец» (объёмный макет из дерева). Изготовление объёмного макета из
различных материалов.
Конструирование из природных и рукотворных
материалов, знакомство с окружающим миром (7 ч)
Возникновение профессий. Сведения о самых первых профессиях. Принципы экономичного ведения хозяйства. Экономия природных ресурсов и экология. Правила экономии. Уборка в доме. Мероприятия по сохранению здоровья.
Здоровое питание. Пищевой режим. Режим дня. Личная гигиена. Гигиена быта. Свойства гипса. Гипс как декоративный материал. Мексиканская игрушка пиньята. Техника папье-маше. Бисероплетение.
Практическая деятельность. Изготовление поделки из природных материалов сувенирный веник. Мешочек для запаривания трав (объёмная поделка из ткани). Работа с гипсом. Поделка гипсовый подсвечник. Изготовление куклы пиньята (объёмная поделка из папье-маше на основе воздушного шара). Поделка ящерка (бисероплетение по схеме).
Изготовление ёлочных игрушек из бисера. Новогоднее меню.
Работа с текстильными материалами (8 ч)
Талисманы, амулеты. Пряжа и плетение. Деловой этикет. Спецодежда. Одежда делового человека. Деловой костюм. Галстук. Искусственные цветы. Цветы из ткани. Технологические приёмы работы с тканью. Виды швов. Ручной шов «Строчка». Швы на джинсах. Заплатки. Обсуждение профессии дизайнера. Проект оформления детской комнаты.
Практическая деятельность. Плетение по схеме. Изготовление оберега. Поделка в технике изонить. Навыки завязывания галстука. Последовательность глажения мужской рубашки. Поделка из ткани по выкройке грелка-курица на чайник. Поделки: пышные цветы (объёмная поделка из ткани), цветы с бахромой (объёмная поделка из ткани), спиральные розы (объёмная поделка из ткани), объёмные цветы (поделка из ткани). Поделка Чудо-букет (объёмная поделка из ткани). Нарядные заплатки — декоративное украшение. Изготовление заплатки из ткани. Поделки: сумкакарман из джинсовой ткани, сумка-мешок из джинсов (объёмная поделка из ткани).
Устройство и работа компьютера,
программы Paint, Word, Интернет
и работа с ними (11 ч)
Свойства информации. Профессии информационных технологий. Хранение информации. Носители информации. Виды и свойства информации. Систематизация информации. Интерфейс. Калькулятор. Работа в Word. Таблицы. Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint (декорирование). Компьютерная вёрстка. Современный верстальщик. Роль Интернета в жизни современного человека. Электронная почта. Компьютерные вирусы. Безопасность компьютера. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Интернет. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Информационно-поисковые системы.
Практическая деятельность. Работа с флешкой. Поиск информации в компьютере (файлы и папки). Работа с калькулятором. Изготовление таблички на дверь. Расписание звонков. Весёлая открытка (преобразование в Paint, использование надписей). Школьная стенгазета (статья для газеты). Поиск информации о любимом животном.
Учебно-тематический план
№ Раздел, тема Кол-во часов по программе
1 Страна технических профессий. Объёмное конструирование из бумаги и других материалов. 7
2 Страна разработчиков идей. Конструирование из природных и рукотворных материалов, знакомство с окружающим миром. 7
3 Страна модельеров. Работа с текстильными материалами. 8
4 Страна модельеров. Работа с текстильными материалами. 8
4 Страна информационных технологий. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними. 13
Планируемые результаты изучения учебного материала
По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (поним
 основные источники информации
 назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
 поиска необходимой информации;
изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Учебно-методический комплект
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектом, включающим учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 4 класс. Учебник. —М.: АСТ, Астрель.2014
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2014
Календарно-тематическое планирование
Дата №урока Тема урока Кол-вочасов Тип урока, форма проведения Основные средства обучения Домашнее задание Планируемые результаты Форма организации познавательной деятельности, система контроля
Предметные Метапредметные Личностные план факт Раздел 1: Страна технических профессий. Объёмное конструирование из бумаги и других материалов. - 7 ч
02.09  1. Типографические работы. Памятный фотоальбом. 1  КУ Подкладной лист, канцелярский нож, клей, дырокол, картон, бумага, технологическая карта, учебник. С.4-9 чит., отв. на вопросы Рассказывать о знакомых профессиях, их взаимосвязях. Безопасно организовывать работу с колюще-режущими инструментами. Иметь эмоционально-ценностное отношение к результатам своего труда Получать информацию из текста, ориентироваться в схеме, чертеже, действовать в соответствии с инструкцией, планом. развитие творческих способностей. здоровьесберегающие технологии
09.09  2. Город воздушных потоков. Ветроуказатель. 1  УПНЗ Учебник, подкладной лист, картон, клей, инструменты, технологическая карта С.10-18 чит, отв. на вопросы Рассказывать о простейших приборах для определения направления ветра, изготавливать изделия из доступных материалов по рисунку и описанию. Иметь представление о мире профессий, о роли ручного труда в жизни человека Удерживать ориентиры, данные учителем, ориентироваться в рисунке, алгоритме действий, планировать собственную практическую деятельность информационно- коммуникативные технологии, развитие творческих способностей
16.09  3. Город испытателей. Бумажная вертушка-вертолётик. Пуговичная вертушка. Волшебный цветок. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, технологическая карта, нитки, бумага, пуговицы, ножницы, инструкция по ТБ при работе с ножницами. С.14-15, чит., ответить на вопросы Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделий. Иметь эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда Анализировать технологический рисунок, делать выводы на основе анализа изображения, осуществлять эксперименты с готовыми изделиями под руководством учителя развитие творческих способностей, здоровьесберегающие технологии
23.09  4. Весёлая топография. Горы и равнины (поделка из бумажных конусов и салфеточной массы). 1  УПЗЗ Учебник, Рт, технологическая карта, ножницы, клей , бумага, картон, подкладной лист С.16-17 чит, , ответить на вопросы Рассказывать о профессии топографа. Отбирать и выполнять в зависимости от свойств материала оптимальные и доступные технологические приёмы их обработки. Иметь представление о мире профессий, о роли ручного труда в жизни человека. Испытывать чувство ответственности за свою часть работы в группе. Планировать групповую практическую деятельность, следовать инструкции в учебнике при выполнении практической работы, анализировать изображения, делать выводы, распределять обязанности при работе в группе, корректно оценивать результат, вносить коррективы Групповая работа, развитие творческих способностей
30.09  5. Город архитекторов. Пизанская башня. 1  УПЗЗ Учебник, Рт. технологическая карта, презентация, ножницы. картон, бумага, клей , инструкция С.18-21 чит., ответить на вопросы Рассказывать о профессии архитектора на доступном уровне. Осознавать принципы строения мостов, критерии прочности. Проводить эксперименты с моделями моста для подтверждения выводов. Пользоваться отвесом для измерения уровня отклонения. Осознавать созидательное значение труда в жизни человека. Формулировать цель и задачи учебной деятельности, ориентироваться в рисунке-инструкции при самостоятельной деятельности, наблюдать, анализировать, делать выводы по результатам наблюдений, экспериментов. развитие творческих способностей, информационно-коммуникативные технологии
07.10  6. Город зодчих. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, технологическая карта, подкладной лист, клей, спички С.22-25 чит.,ответить на вопросы Рассказывать о древнем зодчистве, создавать модель колодца из спичек по поэтапному описанию. Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения окружающему миру. Ориентироваться в рисунке-инструкции и по описанию, следовать инструкции при самостоятельной деятельности, получать информацию из различных источников. здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии, развитие тврочесих способностей
14.10  7. Твои творческие достижения. Город будущего. 1  КУ Учебник, Рт, технологическая карта, бумага, картон, клей, ножницы, сподручный материал С. 26-29 чит.,ответить на вопросы Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приёмов, технологий из самостоятельно подобранных материалов. Испытывать чувство ответственности за свою часть работы в группе Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль. развитие творческих способностей
Раздел 2: Страна разработчиков идей. Конструирование из природных и рукотворных материалов, знакомство с окружающим миром. - 7 ч
21.10  8 История профессий. Рачительный хозяин. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, технологическая карта, природный материал, завязки, клей, ножницы, инструкция по ТБ С.30-33 чит., ответить на вопросы Рассказывать о принципах ведения хозяйства дома и в масштабе страны. Формулировать правила экономии. Применить знания о порядке подметами. Декорировать готовые формы. Стремиться к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Ориентироваться в тексте, выделять существенную информацию, следовать алгоритму в самостоятельной хозяйственной и творческой деятельности, оценивать результат и корректно строить оценочное высказывание. развитие творческих способностей
11.11  9 Студия здоровья. Мешочек для трав. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, технологическая карта, ткань, ножницы, нитки, иглы, завязки, инструкция по ТБ при работе с ножницами и иглами С.42-43 чит.. ответить на вопросы Обсуждать проблемы охраны здоровья, здорового питания, режима дня и личной гигиены.Раскраивать ткань. Использовать для сшивания шов "вперёд иголку". Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала, адекватно оценивать сложность задания и выбирать технологию по своим возможностям. Следовать плану инструкции, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, выделять существенную информацию из текста таблицы. здоровьесберегающие технологии, развитие творческих способностей, информационно-коммуникативные технологии
18.11  10 Город скульпторов. Работа с гипсом. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, гипс, формы С.36-40 чит., отв на вопросы Узнать о свойствах и назначении гипса. Применять знания при работе с гипсом. Разводить гипсовый раствор, лепит цилиндрическую форму для серединки подсвечника, подготавливать форму для заливки гипса, соск абливать излишки и неровности заливки. Осуществлять самоконтроль и самооценку работы. Развитие творческих способностей, самоконтроль, здоровьесберегающие
25.11
02.12  11
12 Бульвар устроителей праздников. Пиньята. 2  УПЗЗ Учебник, Рт, бумага, клей, ножницы, инструкция. С.44-45 чит., отв на вопросы. Вспомнить технику работы папье-маше, применять знания на практике. Решать творческую заадачу: оклеивать в технике папье-маше выпуклую поверхность в несколько слоёв. Осуществлять самоконтроль и самооценку работы. Самоконтроль, развитие творческих способностей, здоровьесберегающие
09.12  13 Бисерная улица. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, бисер, проволока или леска, ножницы, инструкция С.46-47 чит., отв на вопросы Научиться читать схемы и плетению по ним. Применять знания, полученные ранее при работе с проволокой и бисером. Плести из бисера по схеме. осознавать свою роль в групповой работе. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Взаимоконтроль, самоконтроль, развитие творческих способностей.
16.12  14 Твои творческие достижения. Новогодние затеи. 1  Ку Учебник, Рт, бисер, проволока, леска, ножницы, инструкция С.48-51 чит., отв на вопросы. Использование знаний технологии выполнения поделки из бисера по схеме. Применение умений технологии при работе с бисером. Осознавать свою значимость при работе в группе. Взаимоконтроль, самоконтроль, развитие творческих способностей.
Раздел 3: Страна модельеров. Работа с текстильными материалами. - 8 ч
23.12  15 Ткацкая мастерская. Волшебное плетение. Славянский оберег "Божье око". Индейский "Ловец снов". 1  УПЗЗ Учебник, Рт, нити,ножницы, инструкция С.52-59 чит, отв на вопросы Узнавать о традициях изготовления оберегов и талисманов. Изучать и использовать изученные технологии для изготовления поделок из нитей. Действовать по инструкции: плести из нитей по схеме. Осознавать свою значимость при работе в группе. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Взаимоконтроль, самоконтроль, текущий, развитие творческих способностей
13.01  16 Деловой мир. Завязывание галстука. 1  УПЗЗ Учебник, Рт С.60-65 чит., отв на вопросы Познакомиться с значением делового этикета для современного человека. Применять знания по технике безопасности при работе с утюгом. Уметь завязывать галстучный узел, утюжить мужскую рубашку. Осуществлять самоконтроль и самооценку работы. Взаимоконтроль, развитие творческих способностей.
20.01
27.01  17
18 Курсы кройки и шитья. Грелка на чайник "Курица". 2  УПЗЗ Учебник, Рт с.66-67 читать, ответить на вопросы
Выполнить творческое задание Осознавать взаимосвязь людей смежных профессий для достижения оптимального результата в работе. Увеличить или уменьшить выкройки по клеткам. Создавать выкройки по образцу. Совершать раскрой материала. Шить обметочным швом через край. Декорировать поделку из ткани. Осуществлять совместную работу в паре с учителем, осознавать затруднения и обращаться за помощью, ориентироваться в рисунке-инструкции, плане работы, действовать по инструкции-рисунку, инструкции-плану. Стремление к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Текущий, развитие творческих способностей.
03.02  19 Город флористов. Цветы из ткани. Махровые цветы. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, компьютер С.68-71 читать, ответить на вопросы Работать с тканью. элементы поделок по схеме. Осуществлять сборку изделия. Составлять композицию из готовых поделок. Получать информацию из различных источников, ориентироваться в инструкциях разных типов, осознанно делать выбор с учётом своих возможностей. Осознание возможностей использования навыков владения различными технологиями в быту. Текущий, развитие творческих способностей, информационно-коммуникативные технологии
10.02  20 Город флористов. Цветы из ткани. Пышные цветы. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, компьютер С.72-73 ответить на вопросы Работать с тканью. элементы поделок по схеме. Осуществлять сборку изделия. Составлять композицию из готовых поделок. Получать информацию из различных источников, ориентироваться в инструкциях разных типов, осознанно делать выбор с учётом своих возможностей. Осознание возможностей использования навыков владения различными технологиями в быту. Текущий, взаимоконтроль
17.02  21 Город джинсовой фантазии. Виды швов. Сумка-карман. 1  УПЗЗ Учебник, Рт С.78-81 читать, ответить на вопросы Рассказывать об отличиях свойств тканей и их назначении. Ориентироваться в многообразии ручных и машинных швов. Отличать машинные и ручные швы.Пришивать заплатки. Изготавливать поделки на основе элемента джинсов-кармана. выделять существенную информацию из текста, сравнивать материалы, делать выводы, осуществлять выбор материала и технологии в зависимости от цели. Осознание возможностей использования навыков владения различными технологиями в быту. Текущий, развитие творческих способностей.
24.02  22 Твои творческие достижения. Школа дизайна. 1  КУ Учебник, Рт С.84-87 читать, ответить на вопросы Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приёмов, технологий из самостоятельно подобранных материалов. Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственные изделия, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. Положительная мотивация к практической деятельности, адекватная оценка правильности выполнения задания. Взаимоконтроль, самоконтроль, развитие творческих способностей.
Раздел 4: Страна информационных технологий. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними. - 13 ч
03.03  23 Хранение информации. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, компьютер С.87-93 читать, ответить на вопросы. Понимать и осознавать компьютер как инструмент труда. Осознавать необходимость долгосрочного хранения информации. Повторение правил безопасной работы на компьютере. Получать информацию из различных источников, делать выводы, сравнивать различные хранилища информации, аргументировать высказывания. Уважительное отношение к труду, разным профессиям Текущий, информационно-коммуникативные технологии
10.03  24 Виды информации. Работа с флешнакопителем. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, компьютер С.94-99 читать, ответить на вопросы Находить USB-раъём на компьютере. Правильно вставлять флешку в разъём USB. Копировать файлы с флешки на рабочий стол и обратно. Копировать и переносить файлы с одного компьютера на другой посредством флешки. Использовать информацию из текста в самостоятельной работе, ориентироваться в тексте-инструкции и рисунке. Осознание роли человеческого разума в эволюции науки и техники. Информационно-коммуникативные технологии, текущий.
17.03  25 Организация информации. Поиск в компьютере. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, компьютер, ИКТ С.100-103 читать, ответить на вопросы. Понимать принципы систематизации информации. Соблюдать правила эксплуатации и хранения цифровых носителей информации. Искать файлы и папки в памяти компьютера по названию и другим критериям. Следовать алгоритму действий в самостоятельной работе, осознавать затруднения и обращаться за помощью, осуществлять самоконтроль, взаимопомощь Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению свойств компьютера. Текущий, взаимоконтроль, развитие творческих способностей, информационно-коммуникативные технологии
31.03  26 Диалог с компьютером. Работа с калькулятором. 1  УПЗЗ Учебник, компьютер С.104-109 читать, ответить на вопросы. Различать виртуальную от окружающей нас реальности. Открывать программу "Калькулятор" через меню "Пуск" и использовать её. Работать по инструкции учителя, составлять собственные задачи по аналогии. Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ. Текущий, взаимоконтроль, развитие творческих способностей, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии
07.04  27 Работа с текстами. Редактирование текста. Работа с изображениями из архива. 1  УПЗЗ Учебник, компьютер, ИКТ Работа в Рт Объяснять роль Word в облегчении труда человека. Форматировать тексты в Word. Ориентироваться в панели инструментов. Получать информацию из различных источников, следовать образцу действий, договариваться о режиме совместной работы, осуществлять взаимопомощь. Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ. Информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, текущий
14.04  28 Работа с таблицами. Ручное и автоматическое создание таблицы. 1  УПЗЗ Учебник, Рт, компьютер, ИКТ С.110-113 читать, ответить на вопросы Работать в Word. Чертить таблицы вручную. Редактировать размеры нарисованной таблицы. Создавать таблицы с заданным количеством строк и столбцов автоматически. Заполнять ячейки таблицы текстом и рисунками. Следовать алгоритму действий, текстовой инструкции, рисунку при самостоятельной работе, использовать возможность компьютерных сервисов для создания собственных авторских продуктов, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку Адекватно оценивать правильность выполнения задания. Текущий, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие
21.04  29 Графические редакторы - исправление реальности. Обработка фотографии. 1  УПЗЗ Учебник, компьютер С.114-115 выполнить задание Создавать резервную копию файла. Открывать и изменять фотографии в редакторе Paint.Создавать виртуальные поделки, преобразовывая фотографии в Paint. Использовать возможность компьютерных сервисов для создания собственных авторских продуктов, договариваться при работе в паре, распределять обязанности, осуществлять взаимоконтороль и взаимооценку. Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Текущий. взаимоконтроль, информационно-коммуникативные технологии
28.04  30 Печатные публикации. Изготовление школьной газеты. 1  УПЗЗ Учебник, компьютер, принтер С.116-119 читать, выполнить задание Использовать Word для создания печатных публикаций. Применять знания и навыки работы Word для создания коллективной виртуальной поделки. Синтезировать собственные творческие продукты на основе анализа изученного материала, распределять обязанности между группами и в группе, осуществлять взаимодействие, взаимопомощь и взаимооценку. Текущий, развитие творческих способностей. информационно-коммуникативные технологии
05.05  31 Всемогущий Интернет. Безопасность в Интернете. 1  УПЗЗ Учебник, компьютер, Интернет С.120-123 читать, ответить на вопросы Различать Интернет и Всемирную Паутину. Осознавать отличия между электронной и обычной почтой. Работать с электронной почтой. Придерживаться принципов информационной и противовирусной безопасности. Переходить по ссылкам в Интернете. Просматривать веб-страницы. Осваивать новые приёмы и способы действий, сравнивать и делать выводы. Осознание важности владения компьютерными технологиями для современной жизни Текущий, развитие творческих способностей, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии
12.05
19.05  32
33 Поиск информации. 2  КУ Учебник, компьютер, Интернет С.128-133 читать
Выполнить творческое задание Осознавать степень достоверности , публикуемой в сети Интернет. Различать печатные и электронные публикации. Осуществлять поиск на странице и в сети. Вводить и сохранять адреса страниц. Ориентироваться в источниках информации, осуществлять поиск информации по заданным критериям, отбирать информацию в зависимости от цели. Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ Текущий, взаимоконтроль, развитие творческих способностей, информационно-коммуникативные технологии
26.05 34
35 Твои творческие достижения. Компьютер в твоей жизни. 2  КУ Учебник, компьютер, проекты С.134-137 читать, ответить на вопросы Использовать изученные возможности графических, текстовых редакторов, Интернета для создания документа на заданную тему. Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, составлять текст и эскиз оформления, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Текущий, взаимоконтроль, развитие творческих способностей, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии