ВЕРОВАНИЯ И БЫТ СКИФОВ.

Арийские племена выделились из индоевропейской общности, в начале 3 тысячелетия до н. э. ( в раннем -бронзовом веке). Арии это самоназвание и научное обозначение только индоевропейских народов. В 1 тыс. до н. э. на обширных просторах Евразии сложился «Скифский мир». Начало скифского периода в истории Предкавказья связано с киммерийцами Северного Причерноморья. Под именем киммерийцев известны племена, жившие в начале 1тыс. до н. э. По своему языку киммерийцы относились к иранской ветви индоевропейцев. Во времена греческого историка Геродота (v в. до н. э.) в районе Керченского пролива и его широкой округи сохранялись названия Киммерийский Боспор, Киммерийские валы, область Киммерия и т. п. С историей скифов все еще связан ряд дискуссионных проблем. Так, несмотря на большие успехи, достигнутые в ее изучении за последние годы, еще не выяснены до конца время и условия расселения скифов в этом регионе. Вопросы формирования культуры, их роль в этногенезе ряда северокавказских народов. По сообщениям древних авторов, скифы первоначально обитали в Средней Азии, у р. Аракс. Затем под натиском воинственных соседей, они, как свидетельствует Геродот, перешли р. Аракс и передвинулись в « Киммерийскую землю». Подобные известия длительное время служили основанием для утверждения о том, что первоначально скифы обитали в Средней Азии. Это утверждение имеет сторонников и сейчас. Но ему противостоит новейшая точка зрения, имеющая сильные лингвистические доводы, согласно которой древнейшей областью обитания скифов на юго-восточном рубеже Европы были предкавказские степи, тяготеющие к Кубани и Азовскому побережью. Позднее по данным Диодора, скифы в борьбе с киммерийцами захватили все степи Северного Причерноморья и вторглись в Переднюю Азию.
Правы, вероятно, те исследователи, которые видят в формировании причерноморских скифов результат слияния кочевого населения, пришедшего на рубеже V111-V11вв до н.э. с Востока в степи Северного Кавказа и Северного Причерноморья, с родственными им ираноязычными племенами киммерийцев. Скифскую культуру, скорее всего, следует считать органичным слиянием элементов, привнесенных из Азии, воспринятых у местного населения доскифской поры, а также освоенные в ходе переднеазиатских походов.


























ПОХОДЫ В ПЕРЕДНЮЮ АЗИЮ, КАВКАЗ - «СКИФСКАЯ ДОРОГА».

Собственно скифы впервые заявили о себе в связи с их победоносными походами в Переднюю Азию, начавшимися в 70-х гг. V11в. До н.э. Геродоту представлялось, что на Ближний Восток скифы двинулись, преследуя киммерийцев. Победа скифов привела к дальнейшему углублению социальных процессов внутри скифского общества: у них складывается «военная демократия», начинается раннее классообразование. Богатые государства и области Передней Азии манили предводителей кочевых орд, сулили невиданную добычу. Осуществлению военных планов и предприятий скифов способствовали политическая обстановка в этом регионе - ожесточенное соперничество двух ведущих держав – Ассирии и Урарту – и борьба за независимость порабощенных ими народов. После 674г. до н.э. скифские военные отряды принимают активные действия в южных районах Закавказья и Передней Азии. Основной дорогой скифов из предкавказья на юг был путь через Дербентский проход. Однако активно использовались и сезонные дороги через Дарьяльское ущелье, Мамисонский и Клухорский перевалы. Эти походы не были эпизодическими грабительскими рейдами. Они продолжались на протяжении всего V11в. до н.э. Скифы оказывали существенное влияние на ход событий в Передней Азии. В своих походах они достигают Египта, принимают активное участие в разгроме таких государств, как Ассирия, Урарту, Манна. В руках знати накапливались сокровища, что влекло за собой усиление дифференциации скифского общества, подготавливая почву для возникновения раннегосударственного образования.

В середине V1в. До н.э. в нижнем Поднепровье складывается центр скифии. С этого времени устанавливаются прямые торговые и политические связи скифов с греческими городами-колониями, возникшими в тот период на северном побережье Черного моря.
В степях Северного Кавказа в это время обитали потомки скифов-участников переднеазиатских походов. Но они, не смотря на происхождения общность языка и культуры, видимо, не составляли политического единства со скифами Северного Причерноморья. Культура Северокавказских скифов претерпевала определенные изменения в результате усиливающегося проникновения в их среду савроматских этнических групп из Нижнего Поволжья и Приуралья. Обе близкородственные ветви ираноязычных кочевников-скифы и савроматы-смешивались между собой, находя, друг в друге опору для сохранения политического господства в степи и равнинной зоне региона.


















ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СКИФОВ.

Скифы долго сохраняли верность своему кочевому хозяйству и быту: «Они не основывают ни городов, ни укреплений,- писал Геродот,- но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота; жилища у них на повозках». Лишь в конце V- начале 1V вв. до н.э. у скифов Поднепровья появляются поселения и городища, но в степях Северного Кавказа скифы и савроматы, по-видимому, не имели устойчивого оседлого быта. Будучи кочевниками-скотоводами, они разводили коней, крупный рогатый скот, овец, коз. Лошади служили им для верховой езды, а волы запрягались в повозки. На серебряной амфоре из Чертомлыцкого кургана, на золотом нагрудном украшении-пекторали из Толстой могилы (Украина)
Реалистически изображены сцены скотоводческой жизни скифов. Продукты скотоводства обменивались у соседей на продукты землепашества и ремесленные изделия.
Со скотоводством были связанны и различные домашние промыслы скифов и савроматов. Большого мастерства достигли они в выделке кож, овчин, войлоков, обработке кости, дерева, а также изготовлении цветных металлов и железа, что диктовалось нуждой в ремонте средств передвижения, конной упряжи, постоянном производстве оружия, орудий труда и украшений. Но в целом кочевой быт не способствовал развитию ремесленного производства. Тем больше была зависимость степняков от производственной базы оседлых земледельческих племен. В свою очередь тесное общение со скифами существенно обогащало производственные традиции оседлых племен.
Сложным было общественное устройство скифов. В период V11-V1в. До н.э. оно развивалось по пути создания своеобразной государственности, уровень которой еще не выяснен.
В «героическую эпоху» войн и походов через Кавказ на юг на исторической арена выступали наследственные цари скифов - Партатуа, Мадий, предпринявшие первые попытки образовать государство («царство скифов»), которое включало и предкавказские степи. События конца V1в. до н.э., связанные с войной причерноморских скифов против персидского монарха Дария, показывают, что государственное объединение скифов и тогда не приобрело завершенного централизованного, характера: верховному царю Иданфирсу подчинены только два других правителя степной Скифии.
На гребень своего единства и могущества северопричерноморская Скифия вышла в 1Vв. до н.э.; этот период связан с многолетней деятельностью скифского царя Атея, боровшегося с Филиппом Македонским, отцом Александра Македонского. Именно этим временем датируется большинство грандиозных и фантастически богатых курганов Скифии, раскопанных на Украине в последнее время.
Большую роль в жизни всех ираноязычных кочевников раннежелезного века играла война, поэтому скифы и савроматы предстают воинами. Главы семей возглавляли свои ополчения. Военная иерархия включала аристократию разных ступеней вплоть до старшего царя.
У скифов было хорошо поставлено военное дело, тактика и стратегия ведения войны, как в конном, так и в пешем строю.
В «Собраниях военных хитростей» древнеримского полководца Франтиана в качестве примера неоднократно упоминаются скифы. Если одним словом характеризовать основное занятие ираноязычных народов в ту эпоху, то таким словом будет «Война».


Страх, который скифы внушали миру, ярко описан в Библии. В ветхозаветной книге пророка Иеремии о скифах говорится как о Божьей каре: «Вот, я приведу на вас, дом Израилев, народ из далека,- говорит Господь,- народ сильный, народ древний, народ которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что говорит. Колчан его- как открытый гроб, все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой . разрушат, мечем укрепленные города твои, на которые ты надеешься».


























ЯЗЫК СКИФОВ И САРМАТОВ. ФОЛЬКЛОР.

Термин «скифский язык» используется для обозначения всех близкородственных скифо-сарматских наречий, относящихся к восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской семьи языков. Еще Геродот писал , что «савроматы говорят по скифски, но исстари неправильно» Единственным продолжателем языка скифо – сарматских племен Восточной Европы в средние века является аланский язык, к которому восходит современный осетинский язык.
Произведения античных писателей и археологические материалы свидетельствуют о том , что скифы имели свои мифы и легенды, которые восходят ко времени индоиранского единства, а отдельные параллели в фольклорных произведениях других индоевропейских народов. Большую известность получила генеалогическая легенда о происхождении скифов. Варианты ее известны из «Истории» Геродота, а также из сочинений Диодора Сицилийского, римского поэта Валерия Флакка (1 в. н. э.)
Легенда гласит, что первым человеком на земле был сын бога Папая и богини Апи, звали его Таргитай. Согласно другой версии Таргитай родился, от брака верховного бога Зевса и дочери Борисфена(Днепра), он и был предком скифов. У Таргитая было три сына Липоксай, Арпоксай и Колоксай. Однажды на охоте к ногам братьев с неба упали три предмета из чистого золота: Чаша, секира и плуг с ярмом. Согласно древнеарийскому пониманию о строении общества эти предметы символизировали весь скифский народ, каждой из общественных групп соответствовал и свой цвет: Чаша - жрецы - белый.
Секира - воины - красный.
Плуг с ярмом – земледельцы – желтый.
Эти цвета и сегодня составляют государственный флаг республики Северная Осетия – Алания.
Старшие братья пытались поднять эти предметы, но они загорались небесным огнем и обжигали руки, справиться с задачей смог только младший – Колоксай. Так Бог сам указал избранного на царство.
От трех братьев пошли три скифских рода:
от Липоксая – Авхаты (сословье жрецов),
от Арпоксая - Катиары и Траспии (земледельцы и скотоводы).
От Колоксая – Паралаты (царские скифы, военная аристократия, воины).
У Колоксая также было три сына, между которыми он разделил свое царство. В этом мифе находит свое отражение факт того, что Европейская скифия состояла из трех царств.
Согласно другой версии легенды, также приводимой Геродотом, Геракл вступил в брачный союз с полудевой – полузмеей и просил мать будущих своих трех сыновей подвергнуть их испытанию; это испытание выдержал младший, от которого произошли скифские цари.
В скифском пантеоне, по сведениям Геродота, было семь божеств, что говорит о сохранении скифами индоиранской традиции. Главное место в нем занимает женское божество Табити, далее следуют Папай и Апи, Гойтосир, Аргимпаса (Артимпаса) и еще два божества, имена которых Геродотом не названы. Сам «отец истории» отождествляет их с греческими божествами – богиней домашнего очага Гестией, Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой Уранией, Гераклом и Аресом. Божество войны, имя которого не названо, но которое соответствует греческому Аресу, скифы почитали в виде железного меча; раз в году, во время праздника, ему приносили в жертву лошадей, рогатый скот и каждого сотого пленника.
Многие сюжеты и мотивы скифского фольклора сохранил нартский эпос.

НАРТСКИЙ ЭПОС.

Отдельные циклы эпоса уходят корнями к древним скифским мифам и относятся к V11 – V11 вв. до н.э. Натский эпос создавался еще тогда, когда осетины – Аланы – были не горными, а степными жителями. На ряду со степью в сказаниях часто упоминается море, с которым нарты связаны тесными узами. Не подлежит сомненью, что эпос в существенной своей части является продуктом доклассового общества, в своей основе может быть охарактеризован, как типичный эпос родового строя с яркими пережитками матриархата. Нарты делятся на три рода: Алагата – жрецы, Ахсартагата – воины и Бората – общинники. Большую часть своего времени нарты уделяют балцам ( военным походам ), в которых принимает участие все взрослое население. Скифо – нартские параллели весьма многочисленны и разнообразны (некоторые из них находят аналоги и позднейших осетинских обычаях); это – почитание домашнего очага и его духа – покровителя, роль ритуальной чаши, обряд посвящения коня воину, гадание на палочках, процедура принесения клятвы, исключительная роль женщины в жизни общества, трофей победителя в виде отрезанной правой руки противника, борьба трех родов и победа касты воинов и др. В осетинской нартиаде нашли отражение не только древние сюжеты и мотивы, но и отголоски реальной истории скифо-сарматских племен.
В эпосе содержится большой материал по религиозным верованиям осетин. Герои нартского эпоса близки народу и любимы им. Слово нартон (нартский) до сих пор употребляется для обозначения всего, что поражает величием, мощью, красотой и необычностью.




СКИФСКОЕ ИСКУССТВО.

Духовная культура скифов отвечала уровню их социально – экономического устройства. Она включала в себя обширный спектр разнообразных знаний – зоотехнических, медицинских, математических и многих других, без которых было не возможно развитие хозяйства и успешное ведение военных действий. Традиционные обычаи, обряды ( усыновления, побратимства, гостеприимства, кровной мести и др.) прочно сохранялись в скифском быту и противостояли влиянию прежде всего эллинской культуры. Высокий уровень своеобразного скифского искусства ярко отражен во всемирно известных образцах звериного стиля, найденных в курганах скифской знати. Стилизованные изображения сильных и быстрых животных( коней, оленей, пантер, орлов, кабанов), фантастических зверей( грифонов, сфинксов, драконов), выполненных в металле, кости, дереве, на войлоках, кожах и тканях, украшали скифское оружие, конскую сбрую, одежду, домашнюю утварь. Искусство это выполняло не только декоративные функции, но и специфически выражало пережитки их тотемических представлений о животных – предках, а также отражало реальный военно-всаднический быт скифов и родственных им ираноязычных племен евразийской степи. В дальнейшем скифское искусство испытало греческое, фракийское, а также кавказское влияние. Появились новые мотивы, в том числе антропоморфного характера, передающие образы богов и богинь.








ЛИТЕРАТУРА.

1.История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. (СОНИИ 1987г.)
2. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор изд. – во АН СССР, 1949г. Т.1
3. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Наука 1974г.
4. Бонгард Левин Г.М. От Скифии до Индии. Мысль 1983г.
5. Граков Б.Н. Скифы. МГУ 1971г.
































ВЕРОВАНИЯ И БЫТ
СКИФОВ.













2012г
15