Методический материал Возможности использования растения картофеля посевного при обучении биологии в 5 – 6 классах при использовании УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина


Возможности использования растения картофеля посевного при обучении биологии в 5 – 6 классах при использовании УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина
Из опыта работы учителя биологии Рассадневой Г.М.
При изучении биологии одной из формам работы является наблюдение. Интересным объектом является картофель, выращиваемый на подоконнике в кабинете. Растение может быть использовано для наблюдения следующим образом:
В5 классе:
при знакомстве с методами изучения природы мы проводим измерение массы и размеров клубня картофеля, количества почек у основания и на макушке побега.
Можно провести измерение высоты растения над поверхностью почвы, количества настоящих листьев на стебле, размеры листовой пластинки в длину, ширину.
при изучении основных свойств организмов важно сформировать понятие о росте и развитии организма.
Рост – процесс, при котором происходят количественные изменения: увеличение в размерах(высота, ширина), качественные изменения можно продемонстрировать с помощью серии фотографий, на которых изображены качественные изменения: появление бутонов, цветков, плодов, изменения цвета листьев (тёмные пятна, жёлтый цвет ), образование столонов на корнях, полегание побегов. При этом создаются условия для развития логики мышления, умения сравнивать объекты, выявлять причинно – следственные связи).
На фото картофеля, выращенного из семени хорошо видны придаточные корни, утолщения на боковых корнях со временем обретают вид клубеньков картофеля. Для исследования следует использовать растения картофеля одного сорта с разницей посева семян в 7 -10 дней, или серию снимков с определённым интервалом. На них можно представить растения в различных стадиях вегетации травянистого растения от всходов до увядания вегетативной массы.
Растения удобно выращивать в пластиковых контейнерах небольших размеров. Через прозрачные стенки можно наблюдать за развитием столонов.
При изучении материала о значении растений в природе и жизни человека можно представить картофель как пищевую, кормовую, техническую культуру.
В 6 классе
при знакомстве с видами корней на живых объектах картофеля можно рассмотреть признаки, характеризующие боковые и придаточные корни как по характеру расположения на стебле , так и по внешним признакам.
Кроме того, при изучении видоизменений корней формируется способность выделять существенные признаки, характеризующие общие и частные признаки, особенности развития.
Дети иногда называют клубни картофеля видоизменёнными корнями. Я предлагаю детям такое задание: Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Все ли представленные экземпляры можно отнести к видоизменённым корням? Почему Вы так считаете? Где располагаются главный и боковые корни на видоизменениях? Как располагаются почки? Ребята отмечают, что на клубне картофеля нет корней, и почки располагаются по всей длине клубня.
Можно предложить провести наблюдение за развитием корнеплода моркови и клубня картофеля в почве в течение 10 – 12 дней.В течение этого времени на корнеплоде моркови не развивается боковых побегов, на клубне картофеля – развиваются. Дети делают вывод о том, что корнеплод – видоизменённый корень, клубень картофеля – видоизменённый побег.

Наблюдая за развитием картофеля из семени и клубня происходит формирование понятий о цикле развития двулетнего растения , особенностях его развития и способах размножения.
При работе с материалом по теме транспорт веществ в организме растение картофеля используется для демонстрации испарения воды листьями. Молодые листья работают очень эффективно, демонстрация наглядна.

Можно использовать вегетативные части растения для приготовления микропрепаратов стебля и листьев, корневых волосков.
Для демонстрации опыта, демонстрирующего наличие корневого давления у растения, можно срезать один из побегов «на пенёк».
При изучении материала по теме «Обмени веществ и энергии» можно предложить такие задания:Рассмотрите фото и ответьте на вопрос: как связаны листья и клубни картофеля?
При изучении темы «Движение» предлагается провести проект «Поворот листьев к свету». Для этого следует выполнить задания: у растения нет мышц, но бутоны его раскрываются и закрываются. Как это происхдит. Об этом можно узнать, изучив литературу кабинета биологии, интернета.
Бесполое размножение демонстрация проросшего клубня растения – размножение частями побега. Половое размножение – с помощью цветка.
В конце курса биологии 6 класса возможно выполнение учебного проекта , в котором обучающийся отразит свою работу по изучению материала о картофеле.
Использованная литература:
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Биология. Введение в биологию 5 класс»Дрофа» Вертикаль.2013.
Н.И. Сонин. В.И. Сонина Биология. Живой организм 6 класс «Дрофа» Вертикаль.2013