План-конспект урока технологии Применение экологически чистых и безотходных технологий


План-конспект урока
10 класс
Тема урока: Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Применение экологически чистых и безотходных технологий.
Раздел «Производство и окружающая среда»Цели урока:1.Образовательная:Способствовать формированию понятий: экологический мониторинг, природоохранные технологии.2.Развивающая:Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания по теме. Расширение экологического кругозора. Развитие экологической культуры обучающихся.3. Воспитательная:
Воспитание ответственного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Методическое оснащение урока: материально-техническая база:кабинет технологии; Ход урока
I. Организационный момент
•приветствие;
•проверка явки учащихся;
•заполнение учителем классного журнала;
•проверка готовности учащихся к уроку;
•настрой учащихся на работу;
•доведение до учащихся темы и плана урока.
II. Актуализация знаний учащихсяМетод: устный опрос.-   Какие виды промышленного производства находятся на территории нашего района?-   Какой вред наносит промышленное производство на экологию поселка и в целом района?- Считаете ли вы, что необходим контроль общества за развитием природоохранных технологий? III. Изучение нового материалаМетоды: лекция, слайд-презентация, решение ситуационных задач, работа в группах, работа с учебником.
Конституция Российской Федерации гарантирует:-  Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относится к природным богатствам.За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер! Бурный научно-технический прогресс,
безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.Загрязнение окружающей среды вызвано производственной деятельностью человека,связано с отравлением воды, воздуха, земли, которое может влиять на здоровье и самочувствие человека.Наиболее серьёзными проблемами нашего времени  являются:
Загрязнение окружающей природной среды отходами;
Загрязнение мирового океана;
Загрязнение атмосферы.
Особое значение в современных условиях приобретает использование научно-технического прогресса для решения природоохранных задач. Требуется надежная оценка состояния окружающей среды.
Определение. Экологический мониторинг – информационная система наблюдения и анализа окружающей среды, в первую очередь, загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере.Мониторинг: наблюдение, оценка состояния, прогноз состояния природной среды.
 «Мусорная цивилизация» В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора.Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. На каждого жителя России в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Не случайно по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. --А задавали ли вы себе вопрос, попадают ли отходы в реки, моря, океаны?Оказывается 75 г. сухого веса в твердом виде на одного человека в день
попадают в водные объекты, а в мире живёт более 6 миллиардов человек. Огромный остров из мусора образовался в Тихом океане благодаря безответственному отношению людей к природе и водным ресурсам. Это самое крупное скопление пластикового мусора в Мировом океане. Площадь мусорного острова варьирует от 700 тысяч до 15 миллионов квадратных километров.
Выводы
Мусор гниёт, в атмосферу выделяются ядовитые вещества, отравляется воздух, воздухом мы дышим, дышат растения и животные.Людиболеют, расстения и животныепогибают.
Кроме этого отходы и химические вещества попадают в почву, почва загрязняется. Из почвы ядовитые вещества попадают в растения. Растениями питаются люди и животные. Таким образом, вред наносится всей живой природе.
Из почвы и из воздуха ядовитые вещества попадают в воду. А водой поливают растения, её пьют животные и люди. Опять наносится вред людям и всей живой природе.Мусор - угроза для человечества. Что же делать? Весь мусор надо собрать, рассортировать, переработать, получить полезные продукты.Но кто же этим будет заниматься?
Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.Администрация поселка обеспокоена увеличением количества свалок как официальных, так и несанкционированных. Вопрос об экологии района решается на административном уровне.Практически весь мусор может найти вторую жизнь – достаточно лишь немного подумать. Например, что можно сделать со старыми покрышками?
Что можно произвести из мусора?
Природоохранные технологии 1) Переработка бытового мусора и промышленных отходов;2) Рациональное использование лесов и пахотных земель;3) Рациональное использование минеральных ресурсов;4) Рациональное использование водных ресурсов;5) Оборотное водоснабжение;6) Ответственность за сохранение гидросферы.- Что мы можем предложить для решения проблемы сохранения окружающей среды?
Пути решения природоохранных проблем.
Первый путь состоит в разработке и применении принципиально новой «чистой» технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.
Второй путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. 
V. Закрепление учебного материала
Правила бережного отношения к природе.- Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но, возможно, и вы сами!
Высаживая деревья, очищая родники, кормя птиц, ты помогаешь природе;
Экономно относясь к продуктам, бережешь плодородие земли и труд людей;
Починив подтекающий кран, бережешь чистую воду;
Выключая свет, экономишь ресурсы и сберегаешь воздух от загрязнения;
Сортируя мусор, даешь возможность снова делать полезные вещи;
Отказавшись от курения, бережешь чистый воздух и здоровье свое и своих близких;
Выкидывая мусор в урны и контейнеры, бережешь чистоту своего города от захламления, чужой труд.
Вопросы для закрепления учебного материала1. Что такое экологический мониторинг?2. Приведите известные вам примеры безотходного производства.3. Какие способы утилизации мусора вы знаете?4. Какова роль гидросферы в жизнедеятельности человека?5. Назовите факторы загрязнения водной среды.6. В чем заключается опасность загрязнения вод?7. Назовите основные технологии защиты гидросферы.
VI. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.Подготовить сообщение об экологических проблемах района.
VII. Подведение итогов урока учителемОбъективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.