Урок литературного чтения в 3 классе Аркадий Гайдар Горячий камень


Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: «Аркадий Гайдар «Горячий камень».
Цель урока: создать условия для характеристики главного героя.
Задачи: 1) Учить давать характеристику литературному герою.
2) Вычленить главную мысль текста.
3) Выявить авторскую позицию.
4) Формировать общеучебное универсальное действие - составление плана рассказа.
5) Формировать логические универсальные действия: анализ, синтез, построение логической цепи
рассуждений.
6) Развивать творческие способности учащихся и любовь к чтению.
7) Развивать умение сотрудничать с другими людьми, вступать в диалог.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение», Вентана-Граф, М., 2013, 3 класс, Л.А. Ефросинина;
рабочая тетрадь № 2 Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», Вентана-Граф, М., 2014;
компьютер, интерактивная доска;
план рассказа, карточки со словами – характеристиками героев.
План – конспект урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный
момент Начинаем урок литературного чтения. Актуализация знаний, постановка учебной задачи Выставка книг
Посмотрите на выставку книг, что общего в этих произведениях?
Как вы это поняли?
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?
Можно ли добавить это произведение на нашу выставку?
Почему?
Сегодня мы продолжим работать с произведением Аркадия Гайдара «Горячий камень».
Назовите жанр произведения Аркадия Гайдара «Горячий камень»?
Аркадий Гайдар «Горячий камень» называл и сказкой, и рассказом, он относился к произведению с определенной долей иронии.
Определите тему произведения?
Проверка домашнего задания.
Чтобы определить задачу урока предлагаю проверить домашнее задание.
Какое домашнее задание выполняли?
Прочитайте первое задание.
Прочитайте.
Каким представляет своего героя автор?
Прочитайте второе задание.
Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?
Назовите учебную задачу?
Все эти произведения о детях.
На обложке изображены дети.
Мы читали рассказ Аркадия Петровича Гайдара « Горячий камень».
Можно.
Произведение о детях и для детей.
Рассказ с элементами волшебства.
О людях и детях.
В тетради «Литературное чтение», страница 81 № 1, 2.
Каким представляет своего героя автор? Впишите пропущенные слова и подчеркните ответ.
Чтение отрывка произведения.
Ответы детей.
Чем был удивлён Ивашка?
О стороже - старике и мальчике Ивашке.
Дать характеристику главному герою.
3. Работа с памяткой учебника «Расскажите о герое»
Старик
одинокий
старый
печальный
суровый
хмурый
нелюдимый
Старик
Встреча Ивашки со стариком
Ивашка совершил плохой поступок
Ивашке стыдно
Ивашка переживал
опечаленный
добрый
благородный
упорный
Ивашка нашёл волшебный камень
Горячий камень
Поступок Ивашки
Самый счастливый человек на свете
Горячий камень и автор.
Работа с памяткой «Расскажите о герое»
Что нам поможет дать характеристику главному герою?
Откроем памятку в конце учебника.
Как называется памятка?
Прочитайте первый пункт памятки.
Назовите имена героев.

Прочитайте второй пункт памятки? (работа по вопросам)
Какой герой вам интересен?
Прочитайте третий пункт памятки?
Найдите в тексте описание старика? (страница 120).
Какой старик?
Мы прочитали отрывок из первой части, как можно озаглавить первую часть? (на доску)
В учебнике найдите иллюстрацию к рассказу.
Опишите Ивашку Кудряшкина.
Расскажите, что произошло с мальчиком?
Какой Ивашка?
Как старик отнёсся к поступку мальчика? Найдите ответ в тексте?
Как озаглавим вторую часть?
Прочитайте, как начинается третья часть.
Каким Ивашка показан в третьей части?
(слова на доску)
На странице 122 найдите иллюстрацию и расскажите, что произошло с мальчиком?
Озаглавьте третью часть.
Что решил Ивашка сделать с камнем?
Почему Ивашка не воспользовался волшебством?
Прочитайте четвёртый пункт памятки.
Как автор относится к старику?
Как автор относится к мальчику?
Каким автор показывает мальчика в четвёртой части?
Почему автор считает Ивашку благородным?
Как вы понимаете значение слова «благородный»?
Найдите значение слова в словаре.
Озаглавьте четвёртую часть.
Каким считает Ивашка старика?
Ивашка считал старика несчастным человеком, а себя считал счастливым. В чём же его счастье Ивашки?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику, найдите ответ в пятой части.
Озаглавьте пятую часть.
А старик себя считает счастливым человеком?
Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем шестую часть по ролям.
Сколько действующих лиц?
Почему старик себя считает «самым счастливым человеком»?
Захотел ли старик по-другому прожить свою жизнь?
Почему Ивашкино счастье кажется таким маленьким по сравнению со счастьем старика?
Озаглавьте шестую часть?
Как автор считает, почему камень никто не разбил, ведь он тоже видел этот камень. Прочитайте седьмую часть?
Озаглавьте седьмую часть.
Рассказ Гайдара «Горячий камень» имеет неожиданную и наполненную глубоким смыслом концовку.
О чём договорились герои?
А зачем они так сделали? Почему камень никто не разбил? Порассуждайте.
Вернёмся к памятке, прочитайте пятый пункт памятки.
Памятка № 6 в конце учебника.
Расскажите о герое.
Назовите имена героев.
Старик, Ивашка Кудряшкин, автор-рассказчик.
Кто является главным и второстепенным героем?
Мальчик (старик).
Выборочное чтение.
(Описание героя).
Одинокий, старый, печальный, суровый, хмурый, нелюдимый.
Старик.
Описание мальчика.
Ивашка полез в колхозный сад, чтобы набрать яблок, был схвачен сторожем и отпущен.
Ивашка совершил плохой поступок.
Старик сжалился над Ивашкой.
Встреча Ивашки со стариком.
Два: автор – рассказчик, мальчик.
Чтение отрывка 3 части.
Ивашке стыдно.
Переживал за свой поступок.
Пересказ третьей части.
Ивашка нашёл волшебный камень.
Ответы детей.

Как автор относится к герою.
Опечаленным, добрым, благородным.
Ответы детей.

Горячий камень.
Несчастным.

Ивашка проехал на автомобиле, когда опаздывал в школу,
поймал голыми руками щуку, побывал на весёлом празднике.
Поступок Ивашки.
Да.
Старик, автор, Ивашка.
Чтение по ролям.
Участвовал в восстании против царя, громил белую вражескую армию, вместе с другими делал страну могучей и великой.
Нет.
Ивашка думал только о себе, а старик о Родине.
Самый счастливый человек на свете.
Горячий камень и автор.
Главные герои договорились о том, что они оставят камень на горе, на том месте, где он будет виден многим людям.
А сделают они это для того, чтобы понаблюдать, что будет происходить с камнем. Прошло много лет, но волшебный предмет так и остался нетронутым.
Выскажите своё отношение к герою.
4. Закрепление Зачем автор рассказал нам эту историю?
Какой был Ивашка в начале произведения?
А в конце? Какой вывод можно сделать?
А какой старик в начале произведения? А в конце?
2) Дифференцированная работа.
Выберите себе задание в тетради.
(Тетрадь «Литературное чтение» страница 82 № 3 или № 5).
Проверяем.
3) Расскажите о герое, пользуясь памяткой.
Ответы детей.
Мальчик способен на необдуманные поступки. Но он стремится исправить ошибки. Вот тогда-то и проявляются настоящие душевные качества Ивашки - доброта, отзывчивость, честность, способность сочувствовать другим людям. Он достойно преодолел трудности, когда тащил камень из болота на гору. Это говорит об упорстве мальчика, умении доводить обещанное до конца.
В конце рассказа сторож колхозного сада оказывается добрым и жалостливым человеком.
Работа в тетради.
Рассказ о герое (один ученик о мальчике, другой – о старике).
5. Домашнее задание Страница 128, по выбору:
№ 5 - Пересказ кратко по плану.
№ 6 - Рассказ об одном из героев.
№ 6 - Придумай историю о человеке, который бы разбил горячий камень. 6. Итог урока Подведём итог урока.
Вам понравился рассказ?
Что хотел сказать автор?
Чему учит нас этот рассказ?
Надо думать, какие поступки ты совершаешь, жизнь одна и надо её прожить достойно. Ведь вернуться назад, чтобы исправить допущенные ошибки, никому не дано.