География, 6 класс: Почва как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв.


Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв. 6 класс, 28 урок.
Планируемые результаты.
Личностные: воспитывать бережное отношение к почвенным ресурсам Земли.
Метапредметные: развивать внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, расширять кругозор, логическое мышление, совершенствовать коммуникативные компетенции.
Предметные: сформировать представление о почве, её главном качестве – плодородии, типе почв и их составе и строении.
Оборудование: учебник, атлас, демонстрационная карта «Почвы мира», интерактивная доска с прямым доступом в Интернет.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Учитель: на прошлом уроке мы узнали, что биосфера – среда обитания живых организмов, среда жизни человека. Какая главная задача стоит сегодня перед человеческой цивилизацией?
Важный компонент биосферы – почвенный покров. Без почвы невозможно существование растений и животных, которые необходимы для жизни человека. Почва – мать и дочь жизни. Мать , потому что даёт растениям все необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди; почва наша кормилица . Почва рождается жизнью и порождает жизнь!
III. Изучение нового материала.
Она богаче всех на свете.
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете.
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Подскажите, дети! (земля –кормилица)
Почва – тонкий (от 2 – 3 см до 2 метров) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Плодородие - главное качество, отличающее почву от горной породы. Слово «плодородный» состоит из двух слов «плоды» и «родить». Знакомясь с почвами нельзя ни вспомнить ученого, который свою жизнь посвятил изучению почв и создал науку о почвах – Василий Васильевич Докучаев ( рассмотреть рис.107 стр.159 и дать краткую информацию жизненного пути русского ученого, основателя науки о почвах, учителя В.И.Вернадского)
«Всё прекрасное в мире – от солнца, всё хорошее – от человека»
М.М.Пришвин
Условия почвообразования:
Неживая природа ( свет, тепло ,воздух, вода, рыхлые горные породы).
Живая природа (растения, животные, микроорганизмы, деятельность человека).
Важная роль в почвообразовательном процессе принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных – червей. Остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в перегной ( гумус) , от которого зависит плодородие.
Состав почвы:
1. Минеральная часть – песок, глина, известняк, другие горные породы и минералы.
2. Органическая часть – гумус ( перегной).
3. Вода, воздух, проникающие по полостям и пустотам.
4. Живые организмы – бактерии ,черви, личинки, жуки, землеройки и т.п.
На земном шаре живут разные растения и животные, потому что каждая территория отличается своим климатом. На Земле существуют разные типы почв. Чем больше органических веществ попадает в почву, тем почва более плодороднее. Гумус – перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет. Например, мы живем на Крымском полуострове в природной зоне степей, где ежегодно огромное количество однолетних степных злаков попадает в почву, образуя самые плодородные черноземные почвы. Почвенный покров поглощает и нейтрализует многие техногенные загрязнители. Недаром ученые сравнивают почву с «кожей» нашей планеты Земля!
Тип почв зависит от растительного покрова, количества осадков, поступления в почву органических веществ.
Анализ рисунка 108, стр.160 «Типы почв». Объяснить понятие «почвенный разрез».
Демонстрация видео ролика «Русский чернозем» продолжительностью 43.45мин (показать учащимся 7.37мин).
IV. Закрепление изученного материала.
Приём «Азбука»: назвать слова из новой темы на букву «п»
Ответ: почва, плодородие, почвовед, почвообразование, перегной, почвенные ресурсы, почвенный разрез, почвенный горизонт.
Вопросы по просмотренному отрывку из документального фильма «Русский чернозём»
1. Почему в конце XIX века в России началась «борьба» за чернозёмные почвы?
2. Почему русский чернозём дороже золота?
3. Какая наука возникла в России в связи с изучением почв?
4. Кто из ученых сыграл большую роль в изучении почв?
Вопросы по новому материалу с элементами беседы:
Что называется почвой?
Какие условия необходимы для почвообразовательного процесса и кто в этом процессе играет главную роль?
Какой состав имеют почвы?
Почему на Земле сформировались различные типы почв, и что влияет на это различие?
V. Оценивание знаний.
VI. Домашнее задание: параграф 49; подумайте : почему почву иногда называют «памятью» природных комплексов (ландшафтов)?