Урок литературного чтения на тему «Дорогие мои мальчишки. Р. Фраерман «Гайдар и дети» (4класс)


Урок литературного чтения в 4 классе
«Дорогие мои мальчишки. Р. Фраерман «Гайдар и дети»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
путешествие 13 «дорогие мои МАЛЬЧИШКИ» Рувим Фраерман «Гайдар и дети»
Ц е л и : познакомить со сведениями о жизни и творческой деятельности А. Гайдара, с рассказом Р. Фраермана о писателе; развивать умение работать с текстом; совершенствовать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; воспитывать нравственные качества учащихся.
Ход урока
I. Введение в тему.
1. Жужжащее чтение биографии Аркадия Гайдара.
Жизнь Гайдара мы считаем необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».
Родился Аркадий Петрович Голиков – это настоящая фамилия писателя – 22 января 1904 года в небольшом городе Льгове. Своим же родным городом он считал Арзамас – там он провел детство и учился в училище.
14-летним мальчишкой ушел добровольцем на фронт – тогда шла гражданская война – в Красную Армию. Закончил командирские курсы и в 16 лет уже командовал полком. Аркадий Голиков любил армию и мечтал на всю жизнь остаться в ее рядах, но ранение и контузия подорвали его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. Ему было лишь 20 лет, когда он был уволен в запас.
Впоследствии Гайдар писал: «Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была – жизнь, как оно все начиналось и продолжалось». Так вошел Гайдар в литературу.
Вступая в литературу, Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означает это слово? В монгольской коннице так называли всадника, высланного в дозор, вперед. Есть и другая версия этого псевдонима: увлекаясь книгами о благородных рыцарях и мушкетерах, он придумал себе имя по аналогии с именем Д
·Артаньян – Голиков АркадиЙ Д
·Арзамас (то есть из Арзамаса).
Вы уже знаете, что в 1941 году началась Великая Отечественная война. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде. 26 октября 1941 года Гайдар погиб в бою с фашистами.
Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открыть для себя мир повестей и рассказов Гайдара. Его рассказы и повести – «Р.В.С», «Горячий камень», «Школа», «Чук и Гек», «Дальние страны», «Дым в лесу», «Четвертый блиндаж», «Голубая чашка», «Военная тайна», «Тимур и его команда» – вы найдете в библиотеке.

– О ком прочитали? Как бы вы озаглавили прочитанное?
- ВЕРНО ЛИ, ЧТО (слайды)
Сам Гайдар считал и называл свою жизнь необыкновенной? (найдите, прочитайте)
Гайдар - это настоящая фамилия писателя?
Своим родным городом он считал Арзамас?
В 16 лет уже командовал полком?
Аркадий Голиков мечтал на всю жизнь остаться в рядах Красной Армии?
Существует несколько версий происхождения псевдонима Гайдар?
Что хотел рассказать мальчишкам и девчонкам своими произведениями Аркадий Гайдар?
ТЕМА УРОКА:
путешествие 13 «дорогие мои МАЛЬЧИШКИ» Рувим Фраерман «Гайдар и дети»

- Каждый писатель по-своему отвечал на вопрос «Как писать для детей?».
А. Н. Толстой писал, играя и веселясь.
Ю. Олеша писал ярко, празднично, делясь красотой.
М. Пришвин писал зорко, приучая видеть необычное в обычном.
- А как, по-вашему, ответил бы на этот вопрос А. Гайдар?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Что нам поможет?
Узнать биографию
Прочитать книги
Прочитать воспоминания родных и друзей
ЭТО ПЛАН НАШЕГО УРОКА
Чтение авторского текста (с. 145).
- Почему Путешествие названо «Дорогие мои мальчишки»?

Чтение текста с комментированием.

– Знакомы ли вам произведения А. Гайдара?
– Почему Николаю Александровичу нравилось читать книги Гайдара и Кассиля?
– Какое открытие он для себя сделал? А вы согласны с ним? Почему?
- Подготовимся к выразительному чтению. Речевая разминка. Прочитайте открытие, которое сделал для себя Николай Александрович:
С повествовательной интонацией
С восклицательной
С вопросительной
С повышением, понижением громкости
В темпе скороговорки
С ударением на разных словах
Строго
Печально
С насмешкой
С возмущением

- Прочитайте пословицу
Скажи мне, кто твой друг, – и я скажу, кто ты!
Объясните её смысл. Как эта пословица подходит к нашему уроку?
- Кто же писал о Гайдаре?
ОТРЫВКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ГАЙДАРЕ
Б. Емельянов, автор книги “Жизнь и творчество А. П. Гайдара” пишет о том, что в его дружбе с ребятами не было и тени отношения “понарошку”. Дружба строилась всерьез. Одним из замечательных качеств писателя была способность “глубоко изнутри ощущать ребячью жизнь и понимать ребят с полуслова”.
С. Маршак в статье “Памяти Гайдара” писал: “Гайдар знал, какие струны надо затронуть, чтобы мобилизовать ребенка на благородные дела».
К. Паустовский замечал : “Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок”.
II. Работа с текстом Р. Фраермана «Гайдар и дети». (стр.146)
Прочитайте название рассказа.
Предположите, о ком мы будем читать.
Кто автор этого произведения?
Знакомо ли вам это имя? Кем он был для Гайдара?
Какое по жанру произведение будем читать? (рассказ, быль, воспоминание, рассказ в рассказе)

Чтение текста с комментированием.

– Чем выделялся А. Гайдар среди других писателей?
– Что значит в его понимании любить детей?
- Давайте еще раз прочитаем диалог друзей на эту тему.

Чтение диалога по ролям..

- Поверил ли автор Гайдару, утверждавшему, что он живёт, а не играет с детьми?
- Какая история убедила его в искренности слов Гайдара. Давайте прочитаем выразительно эту историю (рассказ в рассказе).
- Можно ли действия ребят назвать игрой? Что доказывает серьёзность их поведения?
- Какой человек может так строить взаимоотношения с детьми?

– Какова главная мысль произведения Р. Фраермана?

III. Обобщение изученного.
– Расскажите, каким человеком вы представляете А. Гайдара по рассказу Р. Фраермана?
– За что дети любили Гайдара?
Аркадий Гайдар был не только известным писателем, но и чудесным человеком. Кто с ним встречался и дружил, навсегда запомнил его как человека доброго, искреннего, с озорным, но в то же время серьезным взглядом.
– Как же писал Гайдар для детей?
Книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах, дружбе, доброте, верности. А. П. Гайдар в людях особенно ценил умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для своей страны, для людей.
 
- Захотелось ли вам еще что- то узнать о Гайдаре? Где можно найти материал?
Домашнее задание: рассказ о Гайдаре.

IV. Рефлексия.
- Составьте синквейн на тему: Гайдар

Продолжите фразу:
«Мне понравилось »
«Мне было трудно..»
«Мне было интересно»
«Благодарю!»


File:Arzamas. House The Museum of Arkady Gaidar.jpgFile:Arzamas. House The Museum of Arkady Gaidar.jpg