Литературное чтение А.С.Пушкин «Зимний вечер»


Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Это одно из самых грустных стихотворений Пушкина.
Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
2. Учитель выразительно читает стихотворение.
3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вызвало у вас?
-Какую картину вы представили?
-Какие слова вам не понятны?
4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
IV. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем.Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали.Вверх на солнце посмотрели,И их всех лучи согрели.Чудеса у нас на свете-Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.Дружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погуляли И немножечко устали!
5. Беседа по содержанию стихотворения.
1) Какое настроение у героя-рассказчика?
2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?
3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?
6. Обучение выразительному чтению.
- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.
4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
Буря мглОЮ небо крОет,Вихри снежные крутя, ТО, как зверь она завОЕт,ТО заплАчет , как дитЯ.
Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.
То по кровле обветШалойВдруг Соломой ЗаШумит, То, как путник ЗапоЗдалый, К нам в окоШко поСтуЧит.
Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?
6) Какими словами он называет ее?
Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей, Выпьем с горя, где же кружка? Сердцу будем веселей.
Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?
8) Как вам кажется , для чего он это сделал?
Спой мне песню, как синицаТихо за морем жила, Спой мне песню, как девицаЗа водой поутру шла.
Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.
5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Итог урока.
Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.
-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)
-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:
Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
Кблк (кобылка - первое стихотворение)
Крвл (кровля - второе стихотворение)
Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
Птнк (путник - второе стихотворение)
Птн (пятно- первое стихотворение)
Услышим скоро мы звонок,Пора заканчивать урок. Сегодня на уроке хорошо работали…
VI. Домашнее задание.