«Технология», как эффективное условие для максимального удовлетворения интересов обучающихся и их самореализации

Авторская программа образовательной области «Технология», как эффективное условие для максимального удовлетворения интересов обучающихся и их самореализации


Хуанбай Жадгер, Кулешова Л.А.

КГУ «Докучаевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»

Аннотация
В данной статье обобщен опыт работы Докучаевской средней школы по апробированной авторской программы ДПИ для учителей технологии «Мозаика из нетрадиционных материалов».

«Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребенок должен раскрыться
как уникальная,
неповторимая индивидуальность»
И.С.Якиманская

Трудно представить себе современного педагога профессионала без стремления к педагогическому творчеству и исследовательской деятельности. Искатель – он находится в постоянном творческом поиске, стремится создать новое или существенно усовершенствовать известное. Творчески работающего учителя отличают внедрение инновационных технологий в свою деятельность, углубление своего опыта за счет постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами – самыми эффективными и перспективными.  Педагогическое творчество и стремление к исследовательской деятельности не есть свойство избранных, овладеть творчеством может каждый. Опыт учителя, выросший из его педагогической интуиции, углубленный и отточенный до профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную педагогическую систему. Иногда учителя интересует не вообще какой-то сложный вопрос, а комплекс проблем, помогающих пробудить у школьников интерес к познанию. Однако главное – умение вовлечь их в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно стать творческой личностью. 
В связи с внедрением профильного образования в общеобразовательных школах на первый план выдвигаются требования индивидуализации обучения и воспитания учащихся. В центр внимания становится личность ученика, его интересы, склонности, способности. Принцип гуманизации образования – максимальное удовлетворение интересов детей – определяет необходимость разработки нескольких вариантов профессиональной и до профессиональной технологической подготовки учащихся.
Система дополнительного образования школы обеспечивает мотивацию обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника, формирование и укрепление общешкольных традиций.
Задача школы в том, чтобы создать мир, в котором дети могут свободно жить и вырастать. Только в этой активной, провоцирующей творчество, обстановке залог развития новых посетителей этого мира в результате естественного раскрытия личности. Личности, которая видит единственно то, что она зрит, но зато усматривает все, что можно увидеть.                                                                      
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного развития педагога (В.В. Сериков).
Опыт работы нашей школы подтверждает, что комфортность образовательной среды и эффективность программы стимулирования мотивации творческого саморазвития повышается благодаря тому, что в образовательном учреждении:
- в коллективе создана и поддерживается творческая атмосфера;
- в коллективе создан благоприятный морально-психологический микроклимат;
- учителю оказывается помощь в получении информации об инновационных технологиях;
- учителя заинтересованы в повышении уровня своего профессионального мастерства, педагогической и методологической культуры;
- педагогическая система стимулирования соответствует индивидуальной программе профессионально-творческой деятельности учителя и творческого саморазвития;
- созданы условия, способствующие включенности учителя в творческое саморазвитие, в разнообразные формы профессионально-творческой деятельности;
Безусловно, слабая учебно-материальная база, нехватка учебного оборудования, учебников и мебели, санитарно-гигиенические условия многих современных школ не только не позволяют осваивать эффективные инновационные технологии, но и отрицательно сказываются на профессиональном росте и творческом саморазвитии учителя.
В связи с этим учителями школы созданы авторские работы, имеющие лицензии областного Совета по экспертизе и лицензированию педагогических инициатив, одной из которых является «Мозаика из нетрадиционных материалов» (автор Мурзатаев С.И., 2006 год).
Данная программа не требует специально оборудованных кабинетов и сложного оборудования. Она позволяет одновременно с раскрытием духовных ценностей изделий народных мастеров, формировать эстетический вкус, вооружать обучающихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору творческой профессии.
Практические умения и навыки, полученные на занятиях, помогут занимающимся мозаикой оригинально и самобытно украсить интерьер любого жилого помещения, сделать окружающий мир ярким и неповторимым.
Занятия по данной программе позволяют учащимся:
Развивать устойчивый интерес к искусству;
Реализовывать творческий потенциал личности;
Формировать уважение к творческим профессиям;
Подготавливать старшеклассника к самоопределению будущей профессии.
Результаты работы по данной программе в нашем образовательном учреждении на протяжении нескольких лет показали, что:
Данная программа применима для любой средней малокомплектной сельской школы со слабой материально-технической базой;
Повышается уровень познавательной самостоятельности учащихся;
Развиваются способности анализировать и оценивать явления социальной жизни;
Формируются жизненные планы, профессиональные намерения и активная жизненная позиция обучающихся;
Более рационально используется учебное время;
Использование ЗУН очень эффективно в дизайне школы и изготовлении и ремонте мебели.
Согласно теории американского психолога Маслоу каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации. Самореализация требует удовлетворение всех потребностей. Задача учителя – способствовать в процессе обучения удовлетворению умственных и творческих потребностей развивающейся личности, что, в свою очередь, поможет ученикам на пути самореализации. [3]
Работая в условиях открытого эксперимента, в активном творческом поиске, учитель осваивает эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся, экспериментирует и исследует, стремится повысить результаты своего труда, а такой характер деятельности предполагает творческую свободу и комфортные условия образовательной среды.
«Урок – это итог творческого труда учителя», сказал Л.Н.Толстой. Для учителя технологии это значит готовность к непрерывному самообразованию, так как активность и интерес учащихся находится в прямой зависимости от мастерства преподавателя. Ни для кого не секрет, что чем выше мастерство учителя, тем больше говорят и делают у него на уроке и меньше – он сам. Каждый педагог, реально оценивающий себя, переходит к урокам, в основе которых лежат методы активного обучения. То есть учитель подбирает такой материал, который доступен, понятен и интересен учащимся.
Искусство – извечный человеческий поиск. Оно позволяет личности выразить себя, защитить свою индивидуальность, самобытность. [4]
Работая по данной авторской программе, педагоги и учащиеся нашего образовательного учреждения смогли достигнуть следующих результатов:
Повысилась эффективность педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического потенциалов (учащиеся школы призеры и лауреаты областных, республиканских и международных выставок по декоративно-прикладному искусству (Астана, Москва, Труа (Франция);
Оформление школы выполнено самобытно и эффектно силами школьников и педагогов;
Персональная выставка работ обучающихся по декоративно-прикладному искусству в Костанайском педагогическом колледже, посвященная 45-летию школы, 2013 год. (40 работ: мозаика, тесто, казахское рукоделие);
Лицензия КСТ № 1477. Пособие «Дидактические материалы по развитию познавательных и речевых способностей дошкольников «БалаKай», 2011 год (мозаика из нетрадиционных материалов);
Грант в Республиканском конкурсе бизнес-проектов «Безотходная деятельность по созданию предметно-развивающей среды для дошкольников», 2011-2012 год;
Областная выставка работ обучающихся по декоративно-прикладному искусству в Костанайском педагогическом колледже 2014 год.

Не жизнь со всеми ее безобразиями и неразберихой учит жизни вступающих в жизнь, а школа как упорядоченный и гармонизированный, просветленный и проясненный сколок жизни учит науке и искусству правильно, достойно и красиво жить. Школа обязана расширять опыт детей и делать привлекательным труд. Для этого она превращается в воспитывающую и обучающую среду, защищающую ребенка и провоцирующую его на творчество. [5]

Список литературы:

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 1981 год.
Авторская программа профильного курса «Декоративно-прикладное искусство» (Мозаика из нетрадиционных материалов). С.Мурзатаев, 2006 год.
Научно-методический журнал Творческая педагогика № (33) 2007.
Научно-методический журнал Творческая педагогика №1 (34) 2008.
Бим-Бад Б. М. Законы воспитывающей и обучающей педагогической среды.