Урок по литературе Библия и Коран — священные книги. Сходства и различия 6 класс

План-конспект урока по литературе (6 класс)
Тема: «Библия и Коран – священные книги. Сходства и различия».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Дидактическая цель урока:
образовательный компонент:
теоретический аспект: продолжить изучение библейской мифологии, выделить сходства и различия Библии и Корана, расширить представление об особенностях библейских притч, изучать особенности содержания коранических сказаний, учиться составлять характеристику героя на основании его поступков, продолжить обучение выразительному чтению.
практический аспект: учиться анализу текста притчи, развивать умения и навыки работы с вопросами по тексту, навык работы с таблицами, способствовать развитию умения интерпретировать прочитанную информацию через развитие универсальных учебных действий (анализ и синтез знаний, полученных на уроке), совершенствовать навыки письменной речи учащихся;
развивающий компонент:  развивать такие психические процессы, как образное мышление, зрительная, тактильная, произвольная и непроизвольная память, восприятие, произвольное внимание, воображение, умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, умение делать выводы), творческие способности учащихся, способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
воспитательный компонент: содействовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активность, целеустремленность, аккуратность, любознательность), чувства ответственности и долга, воспитанию учащихся как поликультурных индивидов; способствовать расширению  кругозора, развитию любознательности; привить трудолюбие, воспитывать у детей ответственность за результат своей работы, умение работать в коллективе,  воспитанию чувства коллективизма, толерантности, умение слушать, чувство моральной правоты, содействовать формированию интереса к чтению притч и сказаний, силы воли, настойчивости в достижении цели, формировать культуру речи и общения.
Оборудование: структурные карты урока, презентация.
Ход урока:
I. Оргмомент (взаимоприветствие, целеполагание урока) (2 мин.).
II. Актуализация опорных знаний.
- Отгадайте загадку:
Не сеялки, а добро сеют,
Не хлеб, а досыта кормят,
Без рук, а всё умеют,
Без ног, а по дорогам водят (книги).
Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики слова «книги»? (интересные, новые, таинственные, популярные, мудрые, добрые, познавательные)
А я подобрала слово священные, ведь именно о  таких книгах мы начали разговор на предыдущих уроках.
- О каких первых священных книгах вам известно?
Ш. Изучение нового материала.
И сегодня мы продолжим знакомство со священными,  почитаемыми книгами религиозных культур.
Рассмотрите коллаж.
Что изображено на каждой фотографии?
Каждый изображенный человек является представителем какой-то религиозной культуры. Давайте попробуем определить, представителей каких религий мы видим? Обоснуйте свои ответы (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться).
А чем они все заняты? (читают)
Как вы думаете, что за книги они читают?
Кто-нибудь знает, как называется каждая из книг?
- Как называется эта книга? (Слово «Библия» на древнегреческом языке  означает «Книги», т.е. целая библиотека в одной книге.)
- Откройте страницу  оглавления и рассмотрите содержание. Поясните, почему эту большую книгу назвали «книгами»? (Первая и большая часть Библии состоит из 51 книги и называется «Священное Писание Ветхого Завета»)
Работа по структурным картам.

- Кто мог бы являться автором Библии? (Библия составлялась в течение четырнадцати веков, а священные тексты писались людьми, исполнявшими волю Божию, - пророками.)
 
- Как христиане стали называть часть Библии, рассказывающую о жизни Иисуса Христа и его учениках? (Новым заветом)
- А как иудеи назвали Священное писание? (Ветхий завет)
- Слово «завет» в переводе означает «союз», «договор». Как вы думаете, что за союз здесь имеется в виду? (Союз Бога и человека)
- Зачем нужен был этот союз? (Этот союз нужен был людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминал о том, что Бог – его «союзник», и не сходил с пути добра. Завет Бога и пророков называется «ветхим», то есть «древним» или «старым»).
- Через несколько столетий после жизни пророков появился Новый Завет. В Новом Завете Бог призывает людей к прощению. Новый завет – повествование о жизни и смерти Иисуса Христа. Его жизнь, слова и дела описаны в книгах, называющихся «Ев
·ангелие», что в переводе означает – «добрая, благая весть».
- Как переводится слово «Евангелие»? (Благая весть)
- Какую благую весть ученики хотели донести людям? (Иисус – Сын Бога. Он является Мессией и чему Христос учил людей.)
- Как звали учеников Иисуса Христа? (апостолами – «поклонниками»)
- Все библейские книги у христиан считаются «священными»; в них видят послание Бога к людям. А вот мусульмане верят, что Бог посылал к людям посланников и каждый посланник получал от него Писание, чтобы передать его людям. Источник всех этих писаний – Мать Книги, которая хранится под Престолом Всевышнего. Мухаммед получил от Бога Коран, Итак, чтобы узнать, что это за священная книга вам необходимо поработать с текстом.
Ваша задача внимательно прочитать текст, обсудить его и восполнить пробелы в предложениях.
Коран
Это священная книга мусульман, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку Мухаммеду.
Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
Коран делится на 114 глав, именуемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Аят - это фаза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.
По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. После  того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его еще раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники заучивали Откровения наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные фрагментарно.
 В 651 году все аяты Корана в виде отдельных записей были собраны воедино. Полученный текст дошёл до наших дней в неизменном виде.
Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.
1
_______________ - священная книга__________________, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку ____________________. 
Слово «Коран» происходит от арабского «______________________», «____________________».


2
Коран делится на ________ глав, именуемых __________. Каждая сура делится на аяты. ____________ - это фаза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана ________________________________, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.

3
По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на _____________________________________________
_______________________________________________________ . После  того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его еще раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники ___________________ Откровения ____________________, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные фрагментарно. 

4
 В ________ году все аяты Корана в виде отдельных записей были _________________________________. Полученный текст дошёл до наших дней в ___________________________ виде.

5

_____________________ для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит _____________________, ______________________, _______________________, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. 


Просмотр видеофрагмента о сходствах и различиях священной книги мусульман – Коране и священной книги христиан – Библии.


IV. Обобщение и систематизация изученного.
-Какие священные книги религий мира мы узнали?
- Есть ли что-то общее у всех этих книг?
Действительно, священные книги, как и люди, независимо от своей принадлежности к какой – либо религии имеют много общего. Они  побуждали и побуждают верующих людей к активной деятельности, поиску собственных жизненных путей, учили и учат жить, соблюдая определенные заповеди.


V. Подведение итогов урока, инструктаж по Д/З.
Комментирование оценок.
Домашнее задание:
-  Расскажите родителям о священных книгах мировых религий;
- Прочитайте притчи Нового Завета: «Притча о заблудившейся овце и потерянной монете», «Притча об Ионе», «Тайная вечеря», «Ночь в Гефсиманском саду».