Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках русского языка


«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках русского языка»
Дидактическая игра как средство развития познавательнойдеятельности у младших школьников с ЗПР на уроках русского языка.
Осуществление реформы общеобразовательной школы, направленной на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, вызывает необходимость улучшения работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. С каждым годом процент детей с задержкой психического развития возрастает.
Российский стандарт предусматривает приоритетные направления регионализации образования:
а) гуманизация;
б) создание образовательных программ для детей с проблемами развития.
Основная гуманизация образования – это четкое определение с минимум требований к подготовке учащихся, открывающих перспективы для дифференциации обучения, предусмотренных уровнем знаний.
Школьные неудачи глубоко травмировали этих детей. Негативное отношение к школе, учебе, заниженная самооценка, страх, неравенство со сверстниками – все это тормозит развитие познавательного интереса, снижает успешность учения. У этих детей учебная мотивация резко снижена. Это одно из самых слабых мест развития данной категории учащихся. Работа с такими детьми требует глубокого изучения их психофизических особенностей, проведения диагностики познавательной деятельности: мышления, внимания, памяти.
Как же сделать уроки в начальной школе, особенно в коррекционном классе, не скучными, а увлекательными, творческими и, конечно, высокоэффективными, такими, чтобы у детей глаза сверкали от радости, чтобы была у них возможность проявить свою фантазию, творчество и испытывать чувство победы над страхом?
Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении, по сравнению с другими методами (например, словесными, наглядными), имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребность детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности у ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. А именно, задачей начального образования является то, что школа 1-й ступени призвана обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявление способностей, умение и желание учиться.
Предмет исследования – дидактическая игра.
Объект исследования – развитие познавательной деятельности.
Цель аналитического отчета: самоанализ работы в коррекционном классе за данный период.
Задачи:
Показать использование дидактических игр на уроках русского языка;
Проанализировать развитие психологических процессов у детей;
Выделить проблемы, которые возникли с внедрением проекта.
Достаточно распространенной причиной стойкой неуспеваемости младших школьников (от 50% случаев всех слабоуспевающих) является задержка психического развития детей, обусловленная их нервно-психическом и физическом здоровьем.
Каждый учитель начальной школы в своей практике неоднократно встречался с такими ребятами. Эти дети долго устраиваются на парте, роняют вещи, не могут самостоятельно подготовиться к уроку. Постепенно они собираются и готовы работать вместе с классом, однако умственное напряжение скоро утомляет их. Неудачные попытки выполнить задание, замечания учителя, неодобрение одноклассников вместе с переутомлением приводят к тому, что эти дети выпадают из общего хода урока, у них возникает вспышка раздражения, либо реакция безразличия.
В некоторых случаях дети вместо учебной деятельности переключаются на игровую. Такое не полное участие в работе на уроках влечет за собой накопление пробелов в знаниях, приводит к стойкой неуспеваемости. В исследовании дефектологов М.С.Певзнера, Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, К.С.Лебединской и других было установлено, что эти дети не являются умственно отсталыми, не обнаруживая выраженных нарушений слуха, зрения, моторики, часть имеет признаки перенесенного на ранних этапах соевого развития органического повреждения центральной нервной системы. К этой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями, а также дети с психофизическим и психическим инфантилизмом. Клинические проявления перенесенных заболеваний выступают в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикации нервной системы.
Иногда задержка психического развития является результатом генетических пороков развития. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с недостаточностью памяти, внимания, темпа и подвижности психических процессов, повышенной истощаемостью организма, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития корковых функций. Задержка психического развития у детей нередко сочетается с психической расторможенностью, либо - наоборот, с вялостью, апатичностью, с неврастеническими расстройствами, задержкой психического развития, общей ослабленностью здоровья.
Вследствие этого, у детей данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности, некоторое недоразвитие произвольной регуляции поведения, незрелость эмоционально - личностных компонентов.
У детей с ЗПР имеются неполные, недифференцированные, а иногда, и неправильные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Для них характерны затруднения в практическом анализе и обобщении, в сравнении предметов и явлений по существующим признакам.
К началу школьного обучения у детей отмечаются недостаточная сформированность учебных интересов, преобладание игровой мотивации.
Трудности овладения учебными знаниями, умениями и навыками усугубляются несформированностью деятельности детей, характеризующиеся неорганизованностью, импульсивностью, нарушением последовательности действий, низкой активностью, ослабленным самоконтролем.
Специфика организации и содержания специального обучения детей с ЗПР в классах выравнивания обеспечивает этим неуспевающим школьникам успешное овладение образованием в полном объеме общеобразовательной неполной средней школы. Эффективность обучения достигается коррекционной направленностью учебно-воспитательного процесса. Комплектование этих учреждений осуществляется медико-педагогическими комиссиями на основании заключения о задержке психического развития ребенка.
Я работаю в коррекционном классе. По уровню развития дети очень разные, многие из них не читают, путают буквы, не умеют писать под диктовку, у многих слабо развиты вычислительные навыки, логическое мышление. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают к защитному отказу от задания, от посещения школы, т.е. неярко выраженные положительные учебные мотивы еще ослабляются защитным механизмом избегания и отклонения. Трудно дается многим ученикам изучение русского языка, правописание слов. Психологами доказано, что причина безграмотности детей – это знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса - он пассивен.
Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные задания, дидактические игры, отдельные игровые приемы. В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «… без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
На уроках русского языка я использую дидактические игры, учитывая требования действующей программы. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе, особенно в классах выравнивания.
Работая над методической темой я выделила для себя цели и задачи:
Создание на уроках русского языка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей чувство удовлетворенности, уверенности в себе, высокой самооценки и радости;
Опираясь более широко, чем в обычном классе, на игру, как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, насыщать педагогический процесс интеллектуальными играми с правилами, активно использовать игротеку на любом этапе урока;
Развитие психологических процессов: мышление, внимание, память;
Изучение психофизических особенностей детей;
Использование содержания обучения как источника стимуляции познавательных процессов, в том числе - новизну информации;
Воспитание доброжелательного отношения детей к школе, учебе, учителям; самостоятельность в выполнении заданий, чувство ответственности, коллективизм;
Стимулирование познавательного интереса с помощью технологий обучения, включающих многообразие приёмов занимательности (игры, кроссворды, занимательные упражнения).
Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Кардинальные изменения целей начального образования выдвигают на первый план – развивающую функцию, обеспечивающую функцию личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных особенностей. Необходимо знать новые технологии известных педагогов, психологов: Занкова, Ильясова, Амонашвили, Лысенковой, Климанова, Эконина, Давыдова.
Давыдов считает, что «… на новый уровень развития поднимается познавательный интерес учащихся. Направленный на развивающее понятие, он окончательно отрывается от конкретных ситуаций, приобретая все большую устойчивость, а вместе с тем изобретательность. На этой стадии познавательный интерес выступает в функции не только смыслообразующего, но и побудительного мотива учебной деятельности».
В своей практике я применяю отдельные методы, приемы, элементы системы РО Эльконина-Давыдова и элементы опережающего обучения С.Н.Лысенковой. Многие игры и упражнения дают возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ. Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».
Дидактические игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, четко и точно формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Однако дидактическая игра должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированы. Материал игры должен быть посилен для игры.
Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию.
Игра интересна только в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием и этапом урока.
Игры могут быть использованы на различных этапах урока - во время проверки домашнего задания, повторения и закрепления.
Дети делают большое количество специфических ошибок, которые можно подразделить на группы, учитывая вызвавшие их причины, следующим образом:
несформированность фонематического слуха;
недоразвитие навыков звукового анализа;
недостаточное развитие лексико-грамматической стороны речи.
При недоразвитии фонематического слуха детские письменные работы изобилуют стойкими, повторяющимися ошибками, отражающими слабость дифференцирования звонкости – глухости, твердости – мягкости звуков.
Реже встречаются ошибки смешения свистящих и шипящих, соноров «р» - «л».
Например: «пабушка» (бабушка); «палта» (парта); Саса (Саша).

Низкая способность к проведению звукового анализа подлежащего написанию слова, отражаются в ошибках следующего типа:
Пропуск букв («траница» - страница);
Перестановка букв и слогов («толомок» – молоток);
Появление «лишних» букв, чаще при стечении согласных («дуружно» – дружно, «соловарь» – словарь);
Слитное написание элементов нескольких слов, слитное написание предлога со словом и раздельное написание приставки и корня слова («настоле» – на столе, «при шел» – пришел).
Ученики с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Ошибки, обусловленные недоразвитием фонематического слуха и звукового анализа, препятствуют полноценному усвоению орфографических правил, так как в силу указанных нарушений применить их на практике ученик не может.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (бедность и недостаточное дифференцированность словаря, аграмматизмы) особенно ярко отражаются при самостоятельном письме, а так же, хотя значительно реже, при письме под диктовку. Предложение «Весной медведица вывела из берлоги медвежат», ребенок записал под диктовку следующим образом: «Весной медведица выведи из берлоги цыплят», причем смысловую ошибку не обнаружил. Лексико-грамматические ошибки отражают бедность представлений об окружающей действительности.
Вместе с логопедом мы провели обследование состояния звукопроизношения учащихся. Это обследование показало, что у детей имеется дефекты звукопроизношения:
Отсутствие звука («ыба» – рыба);
Замена одного звука на другой («лыба» – рыба);
Смешение звуков, когда правильно произносимые звуки используются в речи не неадекватно («сели дети на шаласки, как блестят весельем глашки»).
Обследование фонематического слуха:
Обследование фонем (Подними руку если услышишь гласный звук «о» среди других гласных – а, у, ы, о, а, и, о, у), (хлопни в ладоши, если услышишь звук «к» - среди других звуков – п, к, н, м, к, т, р, с, к, т).
Выделение звука в слогах (подними руку, если услышишь слог со звуком «с» - ла, кА, ша, со, ну, жу, сы, га, ро, си).Выделение звука в слове (хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «ж» - рука, лужа, дорога, молоток, живот, кровать, жук, зонт, ножницы).Подбор слов с заданным звуком (вспомни слова со звуком «з»).
Обследование навыков звукового анализа слова:
Определить количество звуков в словах: мак, ус, дом, роза, баран, ромашка;Выделить последовательно каждый звук в словах: зонт, крыша, танкист, самолет;
Назвать первый ударный гласный звук: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша.
Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок;
Выделить согласный звук в начале слова: сок, шуба, магазин, щука, чай;
Закончить слова: бара-, пету-, учени-;
Определить какими звуками отличаются слова: Оля – Коля, крыша – крыса, кит – кот.
Анализируя данные обследования, я выделила для себя те ошибки, которые часто встречаются у учащихся:
Неумение распознавать гласные и согласные;
Замена звуков в словах;
Не все дети могут подобрать слово с заданным звуком;
Многие затрудняются определить количество букв и звуков в словах (путают);
Допускают большое количество ошибок в разделении слов на слоги;
Ознакомление детей с буквами и звуками позволило мне создать систему дидактических игр и упражнений.
Игры к теме « Звуки и буквы».
1. Узнай, кто какие звуки издает.
Цель. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.Ход игры: учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и так далее отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы всегда правильные.
2. По звуку отгадай предмет.
Цель. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Ширма, набор звучащих предметов: колокольчик, барабан, погремушка, дудочка и другие.
Ход игры: учитель за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Учащиеся отгадывают и хором называют предмет.
3. Угадай звук.
Цель. Отработка четкости артикуляции.
Ход игры: учитель или ведущий ученик произносят звук про себя, четко артикулируя. Ученики по движению губ ведущего указывают звук и произносят его вслух. Угадывающий первым становиться ведущим.
4. Кто в домике живет?
Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок: набор предметных картинок.
Ход игры: учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук {л}. Надо поместить этих животных в домик. Ученики называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук {л} или {л»}. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал: ёж, волк, лиса, заяц, лось, слон, зебра, верблюд, рысь.5. Цепочка.
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры: Учитель называет слово, ученик подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и так далее. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Учебной задачей во всех этих играх является формирование фонематического восприятия в различных его проявлениях: установление наличия изучаемого звука в слове, определение места звука, выделение первого и конечного звука в слове, распознавание звукового объема слова. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые «маскируют» сложную мыслительную деятельность, делая её более интересной. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры в учении.
Я наблюдаю, что в играх ярко проявляются черты характера каждого ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремлённость, честность и другие, так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры, отмечаю, что одни дети много знают, смело и уверенно отвечают, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Стараюсь, незаметно задавать более лёгкие вопросы. Удачные ответы, следующие один за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность и своих силах.
Работая в данном классе, я вижу проблему в том, что дети затрудняются правильно выделять в словах ударения, а впереди серьёзная тема: «Безударные гласные в корне слова». Поэтому планируя следующий этап своей деятельности, хочу определить дальнейшие задачи:
- изучить данную проблему,
- определить возможности решения этой проблемы в педагогике,
- изучить научно теоретическую литературу, ознакомиться с новыми технологиями.
Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу: меняется ребёнок, меняется его отношение к школе, к обучению. Решена главная задача: учить доступно, следовательно, интересно, результативно. Детям легко учиться, потому что они могут работать, преодолевать трудности, заботясь о товарищах, помогая друг другу на пути познания. Одним из мощных рычагов желания и умения учиться, считаю создание условий, обеспечивающих ребёнку переживания успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий.
Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувство коллективизма – тоже слагаемые успеха. Дети раскованы, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, т.к. внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.
Именно на подобных уроках - где у всех всё получается, и рождается чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге познания.