Статья «Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения физике»


Ивлева Татьяна Ивановна, учитель физики ГКОУ Нижнетагильская вечерняя школа № 2,
г. Нижний Тагил, Свердловская область
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучащихся в процессе обучения физике
В настоящее время на смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят «…новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно-целевой подход к образованию» [5]. Информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетентностей обучающихся, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Мерой способности человека включаться в деятельность ступает совокупность компетентностей. Компетентность – результат образования, выражающийся во владении обучающимися определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.
Для школьной образовательной практики выделяют следующие ключевые компетентности:
- коммуникативная компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- социальная компетентность – умение жить и работать с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности школьников, являются важным фактором успешности усвоения знаний, развития познавательных способностей и личностных качеств. Безусловно, основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Мировая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в обучении, является метод проектов. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Цель метода проектов – создать условия, при которых обучающиеся молодежь:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся ими пользоваться для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах.
Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве («учитель-ученик», «ученик-ученик»), проблемным и исследовательским методами обучения.
Подробное описание метода проектов представлено в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», вышедшего под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.С. Полат [2].
Отметим особенности проектной деятельности наших обучающихся:
- межпредметная интеграция: физика, история техники, биология, астрономия, география;
- типы проектов: учебно-исследовательские, творческие.
- в соответствии со временем: краткосрочные (укладываются в одно, два или три занятия), долгосрочные (учебная четверть, полугодие)
- по количеству участников: индивидуальные, групповые.
Педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся – консультирование, помощь, диагностика деятельности учеников, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности.
Инструмент работы руководителя проекта: вопросы, проблемные вопросы, деятельностные задания.
Приведем пример проекта, выполненного смешанной группой учащихся выпускных классов школы. Ими разработан проект стенгазеты на тему «Машина времени». Содержание газеты в значительной степени носит историко-технический характер. Она адресована различным возрастным категориям учащихся. Выпуск газеты посвящен историческому событию – 55-леию полета первого человека в космос.
Газета состоит из теоретической и контрольной частей.
Теоретическая часть газеты включает три раздела:
1.Раздел «Назад в прошлое» рассказывает о создании паровых двигателей их применение в технике.
2.Раздел «Вот оно - настоящее» повествует о развитии ракетной техники.
3.Раздел «Вперед в будущее» о возможности создания уникальных двигателей, позволивших человечеству совершать межпланетные полеты.
Каждый из разделов приводит интересные выдержки из биографий великих ученых и изобретателей, внесших значительный вклад в развитие соответствующих отраслей техники, а также показывает этапы развития техники. Контрольная часть газеты предлагает обучающимся участвовать:
- в решении занимательных задач по физике;
- в разгадывании кроссвордов;
- в ответах на вопросы физической викторины.
Презентация проекта, проводимая его участниками, состоялась на открытии тематической недели физики в школе «Эра по имени Гагарин» при активном участии учеников школы.
Метод учебно-исследовательского проекта. Особая важность данного метода в обучении отмечалась отечественными педагогами. Так, В.П. Вахтеров подчеркивал «исключительную важность мыслительных умений школьников – умений анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы в самой элементарной форме» [1]. По мнению Савенкова А.И., исследовательская деятельность развивает следующие умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи [5].
Учебно-исследовательская деятельность школьников - это решение ими исследовательской, творческой задачи под руководством учителя реализуется в несколько этапов.
Первый этап – организационная деятельность. На первом этапе учитель пробуждает интерес к исследовательской работе, предлагает организовать группы или работать индивидуально, предлагает темы проектов или темы выбирают сами ученики. На этом же этапе определяются цели и задачи проекта, планируется работа, устанавливаются сроки выполнения работы.
Второй этап – осуществление деятельности. После того как спланирована работа, учащиеся приступают к ее выполнению. Учитель выступает в роли наблюдателя и консультанта: помогает с дополнительной информацией, отслеживает ход деятельности и уровень самостоятельности.
Третий этап – презентация результатов. Этап презентации как один из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и со стороны, демонстрации результатов.
В учебно-исследовательских проектах по физике в нашей школе обычно принимают участие школьники 9-12 классов. За прошедшие годы сотрудничества нашей школы с институтом физики и технологии УрГПУ, г. Екатеринбург старшеклассники нашей школы являются постоянными участниками (участие заочное т. к. наша школа находится территории режимного учреждения) региональных научно-практических конференций школьников, проводимых на базе УрГПУ.
Результатом участия старшеклассников в конференциях являются печатные работы в сборниках конференций: «Ядерное оружие: тревога и надежда человечества», «Ресурс устойчивости наклонной башни в Невьянске», «Физика землетрясений», «Вклад предприятий Нижнего Тагила в развитие космонавтики России», «История паровых машин на уроках физики», «Уральский арсенал боевых побед (танк Т-34)». Также наши ученик принимали участие в шестой богословской конференции детей и юношества, посвященной святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, проходившей в Екатеринбургской Епархии, г. Екатеринбург. По итогам конференции за участие в конкурсе «Родная история» Южаков Е. и Родин Е. награждены грамотами.
Исследовательские проекты – одно из важнейших творческих направлений деятельности обучающейся молодежи при изучении спецкурса «История техники». Работа начинается с определения темы проекта, которая может иметь проблемный, сюжетный, обзорный или краеведческий характер. Она должна быть интересна настолько, чтобы у школьников возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования. Создание проекта учит старшеклассников работать с информацией: поиск, выписки, фильтрация, систематизация, конструирование. Так при изучении темы «Техника периода индустриальной цивилизации» ученики готовили проект «Паровозы Черепановых и Стефенсона». Образовательные цели проекта: показать значение законов физики в строительстве паровых машин, а также показать практическое применение законов физики в создании такого рода техники. Развивающие цели проекта: развитие творческих способностей обучающихся, развитие способности устанавливать межпредметные связи (физика, история, география), способность анализировать, систематизировать, обобщать полученную информацию. Большое внимание в данном проекте уделено развитию коммуникативных навыков в информационном обмене, умению проводить участниками самоанализ и рефлексию. В проекте: рассмотрены следующие вопросы:
1.Зарождение и развитие железных дорог.
2.Великий английский изобретатель Д. Стефенсон и его паровозы.
3.Замечательные русские механики Ефим и Мирон Черепановы. Паровозы Черепановых.
4.Сравнительная характеристика английских и русских паровозов.
Считаем важным для современной школы формирование ключевых компетентностей в процессе обучения физике, изменение социальной и жизненной роли знаний, а также познавательно-творческих возможностей человека, уделяя серьезное внимание применению на практике развивающим технологиям, которые ориентированы на достижение учеником предметных образовательных результатов, на формирование его личности.
Освоив метод учебных проектов в практике обучения физике, можем сказать, что, хоть это не панацея от всех бед, но достаточно доступный, наименее ресурснозатратным способ создать условия для формирования компетентностей обучающихся, их социальной адаптации в обществе, познакомить учащуюся молодежь с достижениями науки и технике и практическим применением полученных знаний. Реализация метода проектов является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста учеников нашей школы. Расширяется поле самореализации обучающегося: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения, происходит расширение и достаточно быстрая смена интересов и предпочтений, которая способствует самоопределению и социализации  выпускников школы. Вовлекая учеников в интересную интеллектуальную деятельность, в процесс поиска знаний, способствуем развитию интеллектуальных способностей, исследовательских умений и навыков, формированию творчески активной, конкурентоспособной личности.
Таким образом, формирование проектно-исследовательской компетенции должно осуществляться через решение одной из важнейших задач современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только через освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельной дисциплины.Библиографический список
1.Вахтеров В.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1987.
2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. _ М.: Академия, 2003.
3.Романовский М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск, 2006.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению/ А. И. Савенков. – М., 2006.
5. Шапоренкова Г.А. Предметный принцип уходит в прошлое // Инновации в образовании: сбор. науч. статей. – Салехард: ИПКРО, 2008.
6.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. – Изд-тво Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Приложения № 1
Материалы участия учеников нашей школы в региональных научно-исследовательских конференций школьников по физике, информатике и технологии на базе Уральского государственного педагогического университета. Город Екатеринбург.