Внеклассное мероприятие Романтика романса


Сценарий внеклассного мероприятия «Романтика романса»
Ведущая №1: Здравствуйте, дорогие родители, дети и гости! Мы начинаем концерт, посвященный романсу.
История русской музыкальной культуры начала XIX века отмечена бурным расцветом романса, который прочно входит в жизнь различных социальных слоев городского населения России, становится самым популярным, излюбленным музыкальным жанром как среди любителей музыки, так и среди профессиональных музыкантов, композиторов. И хотя появление романса в России было связано с мощным влиянием западноевропейской музыки, он с самого начала развивался на национальной основе.
Ведущая №2: В творчестве выдающихся русских композиторов М.И.Глинка, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, А.П.Бородина, С.И.Рахманинова романсовая лирика достигает совершенства. Наряду с этим многочисленные любители музыки, артисты, певцы и музыканты сочиняют романсы, предназначенные для пения не с концертной эстрады, а в домашнем кругу, для себя, для друзей. По словам известного исследователя русской музыкальной культуры Т.Н.Ливановой, романсы и песни «…сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало музыкальной грамотности. Эта тяга «самостоятельного распевания» поэтических текстов захватывает по меньшей мере весь XIX век, остается характерной и для первых десятилетий XX». Среди огромного наследия, оставленного этими известными и неизвестными авторами, романсы выдержали испытание временем. Сегодня они близки и понятны нам так же, как были близки людям прошлого века. Именно этот пласт русской романсовой лирики принято сейчас называть «старинными русскими романсами».
Звучит «Романс» музыка Н.Бакланова, исполняет Такташова Е.М., концертмейстер Боголь Е.В.
Ведущая №3: Формирование и развитие русского бытового («старинного») романса осуществлялось под влиянием русской поэзии. Лучшим его образцам свойственно бережное отношение к поэтическому тексту, глубокое понимание строгой прелести стиха, ощущение его ритмики и структуры, умение тонко передавать в музыке поэтические интонации. Композиторов привлекали высокохудожественные поэтические тексты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Дельвига, А.В.Кольцова, А.А.Фета, Я.П.Полонского, А.Н.Плещеева, Н.А.Некрасова. Музыкальный язык русских бытовых романсов отличается рельефностью мелодической линии, запоминаемостью, простотой и благородством интонаций гармонического языка, доступностью фактуры сопровождения. На формирование стиля романсов оказали влияние русские крестьянские и городские песни, творчество русских и западноевропейских композиторов-классиков, а также исполнительское искусство знаменитых цыганских хоров, популярных в России XIX века, отличавшееся подчеркнутой эмоциональностью, темпераментностью, ритмической свободой.
Звучит романс «Темно-вишневая шаль» слова и музыка неизвестного автора, обработка А.Мытника, исполняют родители учащихся и Боголь Е.В.
Ведущая №1: Русский бытовой романс XIX – начала XX веков – явление неоднородное. В нем четко прослеживаются три ведущие жанровые линии: «русской песни», элегии, баллады.
«Русская песня» - один из наиболее распространенных и любимых жанров в русской поэзии и музыке. Это своеобразное лирическое высказывание. Характерен интерес первых русских профессиональных композиторов к народно-песенным мотивам в поэзии А.А. Дельвига, А.В.Кольцова, А.И.Полежаева. К этому жанру относятся «Соловей» А.А.Алябьева на слова А.А.Дельвига, «Красный сарафан» А.Е. Варламова на слова Н.Цыганова, «На заре ты ее не буди» А.Е.Варламова на слова А.А.Фета, «Вьется ласточка сизокрылая» А.Л. Гурилева на слова Н.П.Грекова и другие.
Звучит романс «На заре ты её не буди» музыка А.Варламова, слова А.Фета, исполняет Боголь Е.В.
Ведущая №2: Элегия – лирико-филосовский романс, размышление. Романсам этого жанра, сложившимся под влиянием филосовских стихотворений А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского, присущ характер самоуглубленного высказывания. Музыка романсов элегического направления отличается сдержанным и сосредоточенным выражением чувства, размеренным ритмом, декламационно-распевным складом вокальной линии. Этот жанр представляют романсы М.Яковлева на слова А.А. Дельвига «Вам не понять моей печали», П.Булахова на слова неизвестного автора «Не пробуждай воспоминаний», вальсы элегического характера, такие как романс Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный», В.Абазы на слова И.С.Тургенева «Утро туманное», Н.Шишкина на слова Н.М.Языкова «Ночь светла» и другие.Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный» музыка и слова Н.Листова, исполняет Боголь Е.В.
Ведущая №3: В жанре вокальной баллады наглядно проявились романтические влияния. Для поэтического и музыкального жанра баллады характерен особый круг образов, навеянных таинственностью старинных преданий и легенд.
Создателем баллады в русской вокальной музыке по праву считается композитор А.Н.Верстовский. Его баллады «Черная шаль» на стихи А.С.Пушкина, «Бедный певец», «Три песни» на стихи В.А.Жуковского – остродраматичные произведения, которым присущи яркая образность, театральное развертывание музыкально-повествовательного действия, подчеркнутая декламационность вокальной партии. Самостоятельность фортепианной партии, её живописно-изобразительный характер, разнообразие фактуры и гармонического языка – все это было новым для русской вокальной музыки начала XIX века. По характеру выразительных средств баллада выходит за рамки бытовой романсовой лирики. Эта линия получила развитие в творчестве композиторов А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, П.П.Булахова, а также в вокальной музыке композиторов-классиков.
Звучит «Романс» музыка Багирова…, концертмейстер Боголь Е.В.
Ведущая №1: В прошлом веке сформировался особый песенно-романсовый исполнительский стиль, отличавшийся теплотой, задушевностью, эмоциональной наполненностью и строгой сдержанностью в выражении чувств. Яркими исполнителями романсов XIX века были оперная певица Е.С.Сандунова, певец и композитор П.А.Булахов. Эта исполнительская традиция была продолжена выдающимися певцами, нашими современниками, Н.А.Обуховой, И.С.Козловским, С.Я.Лемешевым, Б.Р. Гмырей, Б. Штоколовым, А.Б.Соловьяненко, В.Н.Левко, А.Н.Кочергой и другие. Своеобразное претворение ее, более приближенное к современности, осуществлено певцами Н.Брегвадзе, Н.Сличенко, Л.Зыкиной.
Звучит романс «Сарафанчик» музыка А.Гурилева, слова А.Полежаева, исполняет Боголь Е.В.
Ведущая №2: Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться к голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает все больше и больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.
Звучит романс «Ночь светла» музыка Н.Шишкина, слова В.Подольской, исполняют учащиеся 2-4 классов и их родители.
Ведущая 1: Я благодарю всех участников концерта, особенно Татьяну Владимировну, Альфию Фанилевну, Валентину Айратовну, Нину Григорьевну, Елизавету Васильевну, наших концертмейстеров – Татьяну Михайловну, Ирину Анатольевну. А мы с вами прощаемся. До новых музыкальных встреч. Счастья вам, мира и любви!
Ночь светла
Ночь светла, над рекой тихо светит луна,
И блестит серебром голубая волна.
Темный лес…Там в тиши изумрудных ветвей
Звонких песен своих не поет соловей.
Милый друг, нежный друг, я, как прежде любя,
В эту ночь при луне вспоминаю тебя.
В эту ночь при луне, на чужой стороне
Милый друг, нежный друг, вспомни ты обо мне.
Под луной расцвели голубые цветы
Этот цвет голубой, эти в сердце мечты.
К тебе грезой лечу, твое имя твержу
При луне, в тишине, я с цветами грущу.