Повторительно-обобщающий урок Русь изначальная (10 класс)


Учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
Емельянов В.В.
Тема. Русь изначальная
Повторительно – обобщающий урок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе с использованием презентации, созданной в программе Power Point.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по истории России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия.
Задачи урока
- обучающие: показать роль личности в истории России; выяснить причины и предпосылки образования Древнерусского государства.
- развиваюшие: развивать умение давать сравнительные характеристики историческим процессам, политическим личностям; выделять общие признаки и различия; способствовать формированию критического мышления.
- воспитательные: воспитывать у учащихся чувство национального самосознания, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества.
План урока:
1. Оргмомент.
2. Выступления учащихся с презентациями.
3. Работа в группах:
А) работа с документом «Русская Правда»;
Б) защита норманнской теории о происхождении Древнерусского государства;
В) защита антинорманнской теории о происхождении Древнерусского государства;
4. Познавательные задания в презентации
5. Выполнение тестовых заданий.
«О, светло светлая и красно
украшенная земля Русская!»
(из «Слова о полку Игореве»)
Ход урока:
1.Оргмомент
Добрый день ребята! Приготовились все к уроку, садитесь.
Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит обобщить знания по разделу «История России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия. Тема нашего урока «Русь изначальная».
«О, светло светлая и красно украшенная земля русская!»
Вопрос: Как вы думаете ребята, из какого древнерусского произведения эти слова? («Слово о погибели земли Русской»).
Вопрос: Чем богата, чем славится земля Русская? (Презентация с песней).
Вопрос: В истории Древней Руси было много ярких исторических личностей. Приведите примеры личностей и что вы о них знаете.
2.Выступления учащихся с презентациями.
Стапеева Лена и Петров Игорь подготовили презентации о великих древнерусских князьях, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства.
Вопрос: два великих князя, два Владимира, жили в разные века, имели разные судьбы, но цели у них были общие. Подумайте, к чему они стремились, чего они достигли?
Ответ: - борьба с внешними врагами – кочевниками;
- прекращение феодальных усобиц.
2. Сложными вопросами в изучении истории Руси с древнейших времен до монголо – татарского нашествия по-прежнему остаются вопросы, связанные с изучением документа «Русская Правда», а также вопросы, касающиеся происхождения Древнерусского государства. Известно, что первыми словами исторического труда монаха Нестора были слова о происхождении Руси "Откуда есть пошла Русская земля". В литературе имеются около двадцати различных ответов на этот вопрос, взаимно исключающих друг друга.
Регулярное появление варягов в восточнославянских землях, утверждение варяжской династии на древнерусском престоле стали предметом дискуссии среди историков. Эта дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности началась еще в XVII веке и продолжается до сих пор.
Вопрос: Кто же такие были варяги? К какой национальности они принадлежали? От ответа на эти вопросы зависят оценки исторического пути славянства в древности, уровня их политического развития, их международных контактов.
3. Работа в группах:
А теперь обсудим 3 вопроса в группах, у каждой из которых свое задание. Первая группа работает с документом «Русская Правда» и отвечает на вопросы по этому источнику. Вторая группа («норманисты») приводят аргументы в защиту норманнской теории о происхождении Древнерусского государства. Наводящие вопросы даны на листках. Третья группа отстаивает антинорманнскую теорию.
Итак, вы выслушали различные мнения по вопросу о происхождении Древнерусского государства и нам предстоит сделать вывод о том, что главную роль в формировании любого государства играют не столько внешние влияния, сколько внутренние причины и предпосылки:
- распад родового строя;
- переход к соседской общине;
- замена родового деления территориальным;
- раннее возникновение городов;
- образование племенных союзов, княжеской власти и дружины.
4. Познавательные задания в презентации.
Теперь мы выполним познавательные задания, которые часто встречаются в ЕГЭ. Это задания на соответствие событий с правлением исторических деятелей, расположение событий в хронологической последовательности и другие.
Ребята, посмотрите на картину « Суд во времена «Русской Правды». Подумайте, почему подозреваемому в преступлении человеку дали в руки кусок раскаленного железа?
Задание: Приведите в соответствие архитектурные памятники с правлением великих князей:
Владимир СвятославичСофийский собор в Киеве
Андрей БоголюбскийДмитровский собор во Владимире
Ярослав Мудрый Десятинная церковь в Киеве
Всеволод Большое Гнездо Церковь Покрова наНерли под Владимиром
Задание: Кому принадлежат эти слова:
«Да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, ибо мертвые срама не имут.»
Святослав Игоревич
«Всех моих походов было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз…»
Владимир Святославич«Откуда есть пошла Русская земля, кто первым начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?»
Владимир Мономах
“Господи Боже, сотворивый небо и землю, призри на новокрещеныя люди Твоя и даждь им истинно познати Тебя, Бога Истиннаго, и утверди их в православной вере, и мне помози на видимыя и невидимыя враги, и прослави в Российских странах имя Твое Пресвятое!”»
монах Нестор
Задание: Приведите в соответствие восточнославянские племена и их столицы:
Поляне
Смоленск
Кривичи
Новгород
Приильменские словенеКиев
Древляне
Полоцк
ПолочанеИскоростеньРасположите в хронологической последовательности следующие события:
- крещение Руси;
- полюдье в правление Игоря;
- Любечский съезд князей;
- приход на Русь Рюриковичей.
Задание: С именем этого князя связано событие:
Первое упоминание о Москве
Олег
Основание города Юрьева
Святослав
Разгром Хазарии
Ярослав Мудрый
Объединение Севера и Юга Руси
Юрий Долгорукий
5.Выполнение тестовых заданий.
У нас осталось немного времени, чтобы заработать дополнительную оценку, выполните тестовые задания.
6. Заключение. Рефлексия.
Сегодня за активное участие оценку 5 получают следующие учащиеся.