Рабочая программа к учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа» Чуракова Р.Г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«МАТЕМАТИКА»
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «математика» составлена для общеобразовательных 4 классов МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары.
Рабочая учебная программа составлена на основе следующих документов:
1.     Закон Российской Федерации об образовании от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании».
2.     Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюст России от 22.12.2009 № 15785)
3.    Основной общей образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №9 на период 2012-2016 годы, утвержденной приказом №200 от 31.08.2012 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Учебный план МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары, утвержденный приказом №115 от 08.06. 2015г.;       
6.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Обоснование выбора УМК.
Учебник «Математика 4 класс», УМК перспективная начальная школа, Чекин А.Л. в 2-х частях. Он разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией комплекта «Перспективная начальная школа». Учебник состоит из двух частей, каждая из которых рассчитана на учебное полугодие.
Включены вопросы, связанные с изучением нумерации, зависимости между величинами, алгоритмов умножения и деления столбиком, вместимости и объема, свойства многоугольников. Большое внимание уделяется решению сюжетных арифметических задач на все действия и на работу с данными. Предмет входит в образовательную область «Математика – информатика».
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике и к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе владения несложными математическими методами познания окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических знаний;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критического мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика предмета
Ведущее место предмета «Математика» в системе общего образования обусловлено тем, что математика имеет прикладной характер. Решение задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личной заинтересованностью в расширении математических знаний. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опят ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индивидуальным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает применение в разнообразных условиях.
тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год в 4 классе для обучения на дому предмет Математика изучается 3 часа в неделю (103 часа).  Предмет входит в область «Математика - информатика».   Сроки реализации программы-2015-2016 учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
чувство гордости за Родину и российский народ;
осознание роли своей страны в мировом развитии;
целостное восприятие окружающего мира;
развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход в выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств, информационных средств и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическими сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения и классификации по признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели, умение договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова, помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
сформирование умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
вычислять табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления и деления многозначного числа на однозначное и двузначное число;
выполнять изученные действия с величинами;
выражать изученные величины в разных единицах;
проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
определять вид многоугольника;
определять вид треугольника;
изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
вычислять площадь прямоугольника;
измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;
распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путем преодоления ошибок;
решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств.
Планируемые результаты освоения программы
№ Раздел математики Ученик научится: Ученик получит возможность научиться:
1. Натуральные и дробные числа называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора. Высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова, помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
Сформирование умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
2. Действия над числами и величинами выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок. Вычислять табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
Пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления и деления многозначного числа на однозначное и двузначное число.
3. Величины и их измерение выполнять изученные действия с величинами;
выражать изученные величины в разных единицах;
проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей). Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий.
4. Элементы геометрии определять вид многоугольника;
определять вид треугольника;
изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
вычислять площадь прямоугольника;
измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел. Выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
Выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
5. Арифметические сюжетные задачи распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением. Выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
6. Элементы алгебры решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств. Осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путем преодоления ошибок.

Содержание учебного предмета – 138 часов
№ Перечень и название раздела Кол-во часов Практич.,лаб., творч. задания, экскурсии Формы и вопросы контроля Виды сам. работы УУД
1. Повторение материала за курс 3 класс. Числовые выражения. 12 Творческие задания на смекалку Самостоятельная работа Работа с учебником Личностные:
• Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Познавательные:
- раскрывать значение понятий «числовое выражение», «значение числового выражения» и использовать в активном словаре;
- определять порядок действий при вычислении выражения со скобками и без, обосновывать своё мнение;
Регулятивные:
- планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;
- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- выполнять учебные действия, используя известный алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные:
- формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;
- строить монологическое высказывание, используя математические термины;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
• Рассказывать алгоритм вычисления выражения со скобками и без них с действиями I и II ступени.
• Определять числовое выражение с действиями I и II ступени.
• Указывать порядок действий при вычислении выражения с действиями I и II ступени.
• Составлять и писать числовое выражение на основе данных арифметического диктанта.
2. Геометрические фигуры и их свойства.
23 Практическая работа Математический диктант, самостоятельная работа Работа с фиругами Познавательные:
- раскрывать значение понятий «диагональ многоугольника», «окружность», «круг», «центр окружности (круга)», «радиус», «диаметр окружности (круга)», «разносторонний треугольник», «равнобедренный треугольник», «равносторонний треугольник», «острый угол», «тупой угол», «прямой угол», «цилиндр», «конус», «шар», «боковая поверхность», «вершина», «основание», «центр шара», «радиус шара»;
- определять разные виды треугольников и обосновывать своё мнение;
- определять разные виды углов и обосновывать своё мнение;
- определять геометрические фигуры: цилиндр, конус, шар - и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное действие в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять взаимооценку, самопроверку и корректировку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- выполнять учебное задание, используя свойства диагоналей;
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные:
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
- формулировать высказывание, собственное мнение, используя геометрические термины;
- адекватно использовать речевые средства для представления результатов.
Предметные:
• Чертить диагонали многоугольника и обозначать их буквами.
• Определять вид треугольника.
• Чертить:
- треугольники разных видов и обозначать их буквами;
- углы разного вида и обозначать их буквами;
- круг и окружность по заданному радиусу, используя алгоритм.
• Конструировать модели цилиндра, конус, используя готовую развёртку.
3. Приёмы рационального вычисления. 23 Практическая работа, индивидуальная работа Самостоятельная работа, контрольная работа Личностные:
• Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание определять средний балл значения учебных и внеучебных достижений;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Познавательные:
- раскрывать значение понятий «группировка слагаемых», «округление слагаемых», «среднее арифметическое число», «умножение двузначного числа на круглые десятки», «умножение двузначного числа на двузначное число» и использовать их в активном словаре;
- определять приём группировки слагаемых и порядок округления чисел при сложении и обосновывать своё мнение;
- определять способы умножения числа на произведение и обосновывать своё мнение;
- определять наиболее удобный способ умножения числа на произведение и обосновывать своё мнение;
- определять порядок устного/письменного умножения двузначного числа на круглые десятки и обосновывать своё мнение;
- определять порядок письменного умножения двузначного числа на двузначное и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания при определении среднего балла значения учебных и внеучебных достижений.
Регулятивные:
- соотносить учебное действие, используя известный приём, алгоритм;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания;
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- комментировать учебное задание в рамках учебного диалога;
- комментировать действия устного/письменного умножения двузначного числа на круглые десятки и письменного умножения двузначного числа на двузначное в рамках учебного диалога, используя математические термины;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
• Выполнять:
- вычисление, используя приём группировки слагаемых и алгоритм округления чисел при сложении;
- умножение числа на 10, на 100;
- устно/письменно умножение двузначного числа на круглые десятки;
- письменно умножение двузначного числа на двузначное.
• Вычислять среднее арифметическое число для определения среднего балла значения учебных и внеучебных достижений.
4. Решение составных задач 17 Эксперименты с цифрами Математический диктант, фронтальный опрос Составление задач Личностные:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание рассчитывать время на поездку к памятнику боевой славы защитникам города;
- понимание успешности при освоении учебной темы.
Познавательные:
- раскрывать значение понятий «скорость», «время», «расстояние», «простая задача», «составная задача», «встречное движение», «скорость сближения», «движение в одном направлении», «движение в противоположных направлениях», «скорость удаления», «скорость приближения», «собственная скорость», «движение по течению реки», «движение против течения реки», «по двум суммам», «по двум разностям» и использовать их в активном словаре;
- определять величины «скорость», «время», «расстояние» при движении объектов в разных направлениях и обосновывать своё мнение;
- определять удобный способ вычисления при решении задачи на встречное / противоположное движение и обосновывать своё мнение;
- определять неизвестное по двум суммам / разностям и обосновывать своё мнение;
Регулятивные:
- соотносить учебное действие, используя известное правило, способ;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного за-дания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- выполнять самоооценку и взаимооценку учебного задания;
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные:
- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- выполнять учебное задание в паре, согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога;
- формулировать высказывание, собственное мнение, используя математические термины;
- договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;
– адекватно представлять результаты учебной деятельности.
Предметные:
• Оформлять условие задачи на движение, используя таблицу.
• Решать простую задачу на движение на нахождение вели-чин «скорость», «время», «рас-стояние».
• Составлять и решать взаимно-обратные задачи на нахождение величин «скорость», «время», «расстояние».
• Решать задачи на встречное / противоположное движение и оформлять вычисление двумя способами.
5. Алгоритм устного деления при решении задач. Округление чисел. 9 Задания на смекалку Самостоятельная работа, контрольная работа Работа с учебником Личностные:
• Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- понимание успешности при освоении учебной темы.
Познавательные:
- раскрывать значение выражений «деление числа на произведение», «деление круглых чисел на круглые десятки», «деление на двузначное число», «пробная цифра» и использовать их в активном словаре;
- определять способы деления числа на произведение и обосновывать своё мнение;
- определять порядок устного деления круглого числа на круглые десятки и обосновывать своё мнение;
- определять порядок письменного деления на двузначное число и обосновывать своё мнение;
Регулятивные:
- выполнять учебное задание, используя правило, алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные:
- формулировать высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога;
- комментировать выполнение задания в рамках учебного диалога;
- адекватно представлять результаты учебной деятельности.
Предметные:
• Рассказывать:
- алгоритм устного деления круглого числа на круглые десятки;
- алгоритм письменного деления на двузначное число.
• Выполнять:
- устное деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100;
- деление числа на произведение тремя способами;
- письменное деление на двузначное число.
6. Письменное умножение и деление многозначных чисел
16 Практическая работа Математический диктант, самостоятельная работа Выполнение подсчетов Личностные:
• Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание безошибочно считать и записывать многозначные числа;
- понимание своей успешности при изучении темы.
Познавательные:
- раскрывать значение понятий «тысяча», «четырёхзначное число», «десяток тысяч», «десятки тысяч», «пятизначное число», «сотня тысяч», «сотни тысяч», «шестизначное число», «миллион», «класс тысяч / второй класс», «класс единиц / первый класс», «разряд», «единицы тысяч»;
- определять количество единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч в составе шестизначного числа и обосновывать своё мнение;
- определять разряды шестизначного числа и обосновывать своё мнение;
- определять состав числа в пределах 1 000 000 и обосновывать своё мнение;
Регулятивные:
- соотносить учебное действие, используя правило;
- выполнять само-, взаимопроверку и корректировку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- выполнять самоооценку и взаимооценку учебного задания;
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- комментировать выполнение задания в рамках учебного диалога;
– адекватно представлять результаты учебной деятельности.
Предметные:
• Рассказывать о составе многозначного числа.
• Называть разряды и классы многозначных чисел в пределах 1 000 000.
• Выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел.
• Раскладывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
• Читать, составлять и записывать многозначные числа в пределах 1 000 000.
7. Величины и их измерение. 17 Практическая работа Математический диктант, контрольная работа Работа с измерительными инструментами Личностные:
• Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание оформлять дорожную карту проекта «Природа - наш дом»;
- понимание своей успешности при освоении темы.
Познавательные:
- раскрывать значение понятий «именованные числа», «миллиметр», «соотношение величин», «центнер», «тонна», «секунда», «секундомер», «сутки», «неделя», «месяц», «год», «век», «ар», «гектар» и использовать их в активном словаре;
- соотносить значение разных единиц измерения: длины, массы, времени, площади - и обосновывать своё мнение;
- определять адекватную единицу измерения для вычисле-ния площади и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректиров-ку учебного задания и оказывать в сотрудничестве не-обходимую взаимопомощь;
- выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания;
- выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
- адекватно использовать речевые средства для представ-ления результата.
Предметные:
• Рассказывать о соотношении величин: длины; массы, времени, площади.
• Выражать величину в указанных единицах измерения.
• Сравнивать именованные величины, используя знаки >, <, =.
• Решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины.
8. Повторение 21 Практическая работа Индивидуальный опрос, контрольная работа Работа с дополнительной литературой Личностные:
• Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- понимание своей успешности при освоении темы.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий «письменное сложение /вычитание чисел», «именованные числа», «письменное сложение/ вычитание именованных величин» и использовать их в активном словаре;
- определять порядок письменного сложения/вычитания многозначных чисел и обосновывать своё мнение;
- определять порядок письменного сложения/вычитания именованных величин и обосновывать своё мнение;
- выбирать вариант выполнения задания и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие, используя алгоритм;
- выполнять проверку и корректировку учебного задания:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные:
- комментировать действия письменного сложения/вычитания многозначных чисел и именованных величин в рамках учебного диалога, используя математические термины;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
•Рассказывать алгоритм письменного сложения/ вычитания многозначных чисел и именованных величин;
•Комментировать и выполнять письменное сложение/вычитание многозначных чисел и именованных величин.
•Решать задачу и оформлять письменное вычисление многозначных чисел и именованных величин.
Тематическое планирование

урока Название темы Кол-во
часов Дата Виды деятельности обучающихся Формы и методы контроля Примечания
1. Повторение изученного в 3 классе 1 02.09 Умение читать и записывать шестизначные числа; выполнение кратного сравнение между разрядными единицами; вычисление значения числового выражения на порядок действий со скобками; выполнение умножения столбиком многозначного числа на однозначного или двузначное; вычисление периметра и площади прямоугольника. Фронтальный опрос 2. Цифры. 1 03.09 Измерение с помощью палетки площади прямоугольника; умение чертить квадрат с данной стороной; нахождение методом подбора длину и ширину прямоугольника по известной площади; формулировать задачу по краткой записи. Индивидуальный опрос 3. Нумерация чисел. Числовые выражения. 1 05.09 Умение формулировать задачу по данному решению и формулировать задачу по данной диаграмме; решение арифметических задач; формулировать задачи на разностное сравнение, в условии которой одно из данных является результатом кратного сравнения 4. Когда известен результат разностного сравнения 1 07.09 Умение решать задачи на разностное сравнение; записывать с помощью математических выражений действия, выполненные героями учебника; выбор верный вариант решения задачи 5. Когда известен результат кратного сравнения 1 09.09 Умение формулировать задачу по краткой записи и решать задачи на кратное сравнение Фронтальный опрос 6. Учимся решать задачи 1 10.09 Умение составлять краткую запись задачи, заполняя таблицу; решение задач с опорой на схему; выполнение чертежей к составленной задаче; вычисление периметр прямоугольника; умение формулировать условие задачи по данной иллюстрации; определение площадь фигуры. Индивидуальный опрос 7. Алгоритм умножения столбиком 1 12.09 Умение формулировать алгоритм умножения столбиком; выполнять умножение столбиком многозначного числа на трехзначное; устанавливать соответствия между записями. Фронтальный опрос 8. Поупражняемся в вычислениях столбиком 1 14.09 Выполнение умножения столбиком многозначного числа на трехзначное; выполнение вычисления числового выражения со скобками. Индивидуальный опрос 9. Тысяча тысяч, или миллион 1 16.09 Умение формулировать условие задачи, при вычислении которой получалось бы число 1000000; называть и записывать числа - соседи числа 1000000. Практическая работа 10. Разряд единиц миллионов и класс миллионов 1 17.09 Умение записывать числа в таблицу разрядов; представление числа в виде суммы разрядных слагаемых; уметь записывать в порядке возрастания все разрядные слагаемые, которые относятся к разряду единиц миллионов; чтение и запись девятизначного числа. 11. Когда трех классов для записи числа недостаточно 1 19.09 Умение записывать и читать самое маленькое десятизначное число; чтение и запись десятизначного числа. Практическая работа 12. Контрольная работа 1 21.09 Умение решать задачи; выполнение умножения в столбик; вычисление периметра и площади прямоугольника; вычисление значение числового выражения со скобками. Контрольная работа 13. Работа над ошибками. Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел» 1 23.09 Умение выполнять работу над ошибками; запись данных чисел в порядке возрастания (убывания); вычисление значение числового выражения; решение задач на разностное и кратное сравнение; выполнение умножения в столбик; чтение и запись девятизначных и десятизначных чисел. Работа в парах 14. Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел» 1 24.09 Умение записывать «круглые» тысячи; выполнение сложения и вычитания «круглых» тысяч; умение дополнять число до «круглых» тысяч. Индивидуальный опрос 15. Может ли величина изменяться? 1 26.09 Умение выбирать величины, которые являются переменными (постоянными); приведение примеров постоянных и переменных величин из окружающей действительности; умение чертить геометрические фигуры. Индивидуальный опрос 16. Всегда ли математическое выражение является числовым? 1 28.09 Вычисление значения буквенного выражения с переменной; сравнение числового и буквенного выражения; запись сочетательного свойства сложения (умножения) в виде буквенного выражения. Фронтальный опрос 17. Всегда ли математическое выражение является числовым? Буквенное
выражение 1 30.09 Вычислять значение буквенного выражения с переменной; умение записывать, используя буквенные выражения, равенства, в которых выражено правило умножения числа на сумму и правило умножения числа на разность. Фронтальный опрос 18. Зависимость между величинами 1 01.10 Указывать пары величин, в которых одна величина зависит от другой; умение приводить примеры двух величин, которые не зависят друг от друга; доказывать, что площадь квадрата однозначно зависит от его периметра; чертить прямоугольники по данным сторонам; вычисление периметра и площади прямоугольников. Фронтальный опрос 19. Установление зависимостей между величинами. 1 03.10 Умение устанавливать однозначные зависимости между величинами; чертить окружности; проводить измерение радиусов и вычислять диаметр данных окружностей. Практическая работа 20. Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины 1 05.10 Заполнение таблиц; запись формул, которые показывают зависимость между величинами; вычисление значения величин; решение задач; вычисление периметра равностороннего треугольника. Фронтальный опрос 21. Стоимость единицы товара, или цена 1 07.10 Умение соотносить названные единицы количества товара и наименование товара; объяснение смысла наименований цены; вычисление цены; формулировка условий задач по краткой записи. Тест 22. Решение задач. Стоимость единицы товара, или цена 1 08.10 Решение задач на нахождение цены, стоимости, количества товара; умение формулировать условие задачи по данному решению и чертить схему к условию задачи. Фронтальный опрос 23. Когда цена постоянна 1 10.10 Решение задач, когда цена постоянна; решение задач разными способами; умение формулировать задачу по краткой записи. Индивидуальный опрос 24. Учимся решать задачи 1 12.10 Умение формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решение задачи разными способами. Фронтальный опрос 25. Деление на целое и деление с остатком 1 14.10 Выполнение деления с остатком; запись решения задачи в виде одного выражения; сравнение записи деления; умение выбирать из данных чисел те, которые делятся без остатка. Фронтальный опрос 26. Неполное частное и остаток 1 15.10 Умение использовать понятия «неполное частное», «остаток». Индивидуальный опрос 27. Остаток и делитель 1 17.10 Выполнение деления нацело и деления с остатком; умение выбирать верную запись деления с остатком; умение проверять справедливость данного равенства; составление примеров на деление с остатком. Работа
в парах 28. Когда остаток равен 0 1 19.10 Выполнение деления с остатком; умение выбирать случаи деления, когда остаток равен нулю; проверка правильность выполнения деления с остатком; запись первых пяти натуральных чисел, которые делятся на 2 (на 7) без остатка; решение задачи на деление с остатком. Тест 29. Когда делимое меньше делителя 1 21.10 Проверка правильность выполнения деления с остатком; выполнение деления с остатком на 10; составление и запись случаев деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнение деление с остатком. Индивидуальный опрос 30. Когда делимое меньше делителя. Деление с остатком.
1 22.10 Проверка правильности выполнения деления с остатком; составление и запись случая деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнение деления с остатком. Фронтальный опрос 31. Деление с остатком и вычитание 1 24.10 Сравнение записи деления с остатком и записи вычитания одного и того же числа несколько раз; умение записывать решение задачи с помощью деления с остатком; выполнение деления с остатком для данных пар чисел с помощью вычитания. Фронтальный опрос 32. Какой остаток может получиться при делении на 2? (устные приемы вычисления) 1 26.10 Умение выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий. Индивидуальный опрос 33. Какой остаток может получиться при делении на 2? 1 28.10 Определение, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий; выполнение вычисления; умение подтверждать свои ответы. Работа в парах 34. Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком» 1 29.10 Вычисление значения выражений с переменной; решение задачи на нахождение стоимости; умение не вычисляя значения выражений, выписывать выражения, значения которых при делении на 2 дают в остатке 1; запись самого маленького нечетного шестизначного числа. Тест 35. Контрольная работа по теме «Деление с остатком. Зависимость между величинами» 1 31.10 Решение задач; выполнение деления с остатком; вычисление периметр и площадь прямоугольника Контрольная работ 36. Работа над ошибками. Какой остаток может получиться при делении на 2? 1 09.11 Выполнение работы над ошибками; умение выбирать четные и нечетные числа; умение определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий. Индивидуальный опрос 37. Запись деления с остатком столбиком 1 11.11 Умение записывать деление с остатком столбиком; по записи деления в столбик называть делимое, делитель, неполное частное и остаток; решение задач на деление с остатком. Фронтальный опрос 38. Способ поразрядного нахождения результата деления 1 12.11 Объяснение способа поразрядного нахождения результата деления; умение определять цифру разряда десятков частного в данных частных; решение задач. Индивидуальный опрос 39. Поупражняемся в делении столбиком 1 14.11 Выполнять деление в столбиком; запись решения задач в виде одного выражения; сравнение записи деления столбиком и записи умножения столбиком; сравнение записи деления с остатком в строчку и запись деления столбиком. Практическая работа 40. Вычисления с помощью калькулятора 1 16.11 Выполнение вычисления на калькуляторе; вычисление значения выражений, использование возможности запоминания промежуточного результата с помощью клавиши «М+» и воспроизведения этого результата с помощью клавиши «MR». Фронтальный опрос 41. Час, минута и секунда 1 18.11 Умение выражать минуты и часы в секундах и располагать в порядке возрастания данные временные промежутки; решение задач с определением времени, продолжительности; вычисление стоимость телефонного разговора. Индивидуальный опрос 42. Кто или что движется быстрее? 1 19.11 Умение определять, кто или что движется быстрее; умение располагать средства передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному; приводить примеры и сравнивать скорость передвижения животных. Фронтальный опрос 43. Длина пути в единицу времени, или скорость 1 21.11 Умение определять скорость движения и выбирать верные записи скорости; умение переводить метры в секунду в километры в час. Фронтальный опрос 44. Длина пути, время, скорость 1 23.11 Умение определять скорость движения; выбор верной записи скорости; умение переводить метры в минуту в метры в секунду; умение располагать скорости в порядке возрастания; решение задач на определение скорости движения. Фронтальный опрос 45. Учимся решать задачи 1 25.11 Решение задач на определение скорости движения; решение задачи разными способами; запись решения задачи в виде буквенного выражения. Фронтальный опрос 46. Какой сосуд вмещает больше? 1 26.11 Решение задачи на нахождение вместимости; умение сравнивать вместимости двух бассейнов. Индивидуальный опрос 47. Литр. Сколько литров? 1 28.11 Решение задачи на нахождение объема, выраженного в литрах Фронтальный опрос 48. Вместимость и объем 1 30.11 Умение сравнивать объемы различных тел; провождение практической работу; сравнение объемов геометрических фигур; умение называть геометрические тела и фигуры; выполнять кратное сравнение объемов двух кубов Практическая работа 49. Кубический сантиметр и измерение объема 1 02.12 Измерение объема в кубических сантиметрах; умение описывать практическую работу по измерению объема металлического шарика; определение объем в кубических сантиметрах изображенной на рисунке фигуры. Индивидуальный опрос. Практическая работа 50. Кубический дециметр и кубический сантиметр 1 03.12 Умение выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры; выполнение сложение и вычитание величин; нахождение объема тела в кубических сантиметрах и кубических дециметрах; умение располагать величины в порядке возрастания объемов; выполнение кратное сравнение двух данных объемов. Фронтальный опрос 51. Кубический дециметр и литр 1 05.12 Решение задачи на нахождение объема; умение переводить кубические дециметры в литры. Практическая работа 52. Литр и килограмм 1 07.12 Умение определять объем 1 грамма воды; нахождение, какую часть литра составляет 1 грамм воды; определение, что легче: 1 литр воды или 1 литр бензина. Практическая работа 53. Разные задачи: арифметические и комбинаторные 1 09.12 Решение задачи на нахождение объема; решение задачи разными способами; решение комбинаторные задачи. 54. Поупражняемся в измерении объема 1 10.12 Умение определять объем фигур, изображенных на рисунке; измерение объем в кубических сантиметрах. Фронтальный опрос 55. Кто выполнил большую работу 1 12.12 Решение задачи на определение производительности; решение задачи на разностное и кратное сравнение. Работа в парах 56. Производительность - это скорость выполнения работы 1 14.12 Умение формулировать условие задачи по краткой записи; составлять краткую запись в виде таблицы; нахождение производительность труда. Тест 57. Производительность труда 1 16.12 Составление краткой записи в виде таблицы; нахождение производительность труда; умение приводить примеры зависимости объема работы от производительности труда. Практическая работа 58. Контрольная работа по теме «Решение задач. Величины и их измерение» 1 17.12 Решение задачи; выполнение письменных вычислений с многозначными числами; установление зависимости между величинами. Контрольная работа 59. Работа над ошибками. Учимся решать задачи 1 19.12 Выполнение работы над ошибками; умение формулировать условие задачи на нахождение скорости, на нахождение производительности, на нахождение цены по данному решению; умение формулировать условие задачи по краткой записи. Практическая работа 60. Отрезки, соединяющие вершины многоугольника 1 21.12 Умение определять количество сторон и количество диагоналей у многоугольников; выполнение чертежа и провидение диагоналей в многоугольнике; умение изображать многоугольник по данному количеству диагоналей. Практическая работа 61. Разбиение многоугольника на треугольники 1 23.12 Выполнение чертежа; деление отрезками многоугольника на данное количество треугольников; умение определять количество сторон и количество диагоналей в многоугольнике. Практическая работа 62. Площадь прямоугольного треугольника 1 24.12 Нахождение площади прямоугольного треугольника; умение проводить необходимые измерения и вычислять площадь закрашенного треугольника на чертеже; умение формулировать правила нахождения площади прямоугольного треугольника. Фронтальный опрос 63. Вычисление площади треугольника 1 26.12 Построение чертеж; умение формулировать правило вычисления площади треугольника; проводить необходимые разбиения и измерения для того, чтобы вычислить площадь каждого закрашенного треугольника. Фронтальный опрос 64. Поупражняемся в вычислении площади 1 28.12 Вычисление площади прямоугольника и фигур сложной формы. Фронтальный опрос 65. Единицы объема. Кубический сантиметр и миллилитр 1 11.01 Умение выражать кубические сантиметры, кубические дециметры в миллилитры; нахождение объем тела в миллилитрах; решение задачи на нахождение объема. Практическая работа 66. Единицы объема. Кубический метр и кубический дециметр 1 13.01 Умение выражать в кубических дециметрах кубические метры; умение располагать данные объемы в порядке возрастания; решение задачи на определение объема. Фронтальный опрос 67. Единицы объема. Кубический метр и кубический сантиметр 1 14.01 Умение выражать в кубических метрах кубические сантиметры; умение выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры и кубические метры; выполнение сложение и вычитание величин; умение располагать данные объемы в порядке убывания; выполнение разностное и кратное сравнение величин. Фронтальный опрос 68. Так учили и учились в старину 1 16.01 Решение старинные арифметические задачи; выполнение рассуждения при решении логических задач. Индивидуальный опрос 69. Деление на однозначное число столбиком. Деление с остатком 1 18.01 Выполнение деления двузначного числа на однозначное столбиком; умение делить с остатком. Фронтальный опрос 70. Деление на однозначное число столбиком 1 20.01 Выполнение деления трехзначного числа на однозначное столбиком; вычисление периметра и площади прямоугольника; вычисление площади треугольника; решение задачи в косвенной форме. Фронтальный опрос 71. Число цифр в записи неполного частного 1 21.01 Умение определять число цифр в записи неполного частного; умение определять старший разряд неполного частного; выполнение деление с остатком. Индивидуальный опрос 72. Деление на двузначное число столбиком 1 23.01 Выполнение деления с остатком столбиком; заполнение таблицы, вычислив значения данного выражения при указанных значениях переменной; умение проверять, сколько раз можно вычесть число 16 из числа 79; решение задачи на деление с остатком. Индивидуальный опрос 73. Алгоритм деления столбиком 1 25.01 Умение анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное столбиком и отвечать по этой записи на вопросы; умение формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на вопросы; выполнять деление на двузначное число столбиком; решение задачи, выполняя схему. Фронтальный опрос 74. Сокращенная форма записи деления столбиком 1 27.01 Выполнение сокращенной формы записи деления столбиком; сравнение сокращенной и полную записи деления столбиком; умение преобразовывать сокращенную запись в полную; выполнение деление на двузначное число столбиком, выполняя полную и сокращенную записи; умение восстанавливать запись деления столбиком. Индивидуальный опрос 75. Контрольная работа по теме «Деление многозначного числа на двузначное число столбиком. Единицы объема» 1 28.01 Выполнение письменного вычисления с многозначными числами; решение задачи. Контрольная работа 76. Работа над ошибками. Поупражняемся в делении столбиком 1 30.01 Выполнение работы над ошибками; выполнение деления многозначного числа на двузначное; решение задачи на деление; умение формулировать условие задачи по данному решению; решение уравнение; умение формулировать условие задачи по данному уравнению. Фронтальный опрос 77. Сложение и вычитание величин 1 01.02 Выполнение сложения и вычитания величин; умение формулировать условие задачи с величинами по данному решению; умение формулировать задачу с величинами по краткой записи в таблице; умение выбирать величину меньшую (большую) данной величины; решение задачи с величинами. Фронтальный опрос 78. Умножение величины на число и числа на величину 1 03.02 Выполнение умножение величины на число и числа на величину; решение задачи на нахождение времени; измерение длину данных отрезков и выполнять кратное сравнение полученных длин; умение записывать умножение числа на величину в виде суммы; умение выбирать из данных произведений выражение, которое является решением задачи. Фронтальный опрос 79. Деление величины на число 1 04.02 Выполнение деления величины на число; умение формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; решение задачи в косвенной форме. Фронтальный опрос 80. Нахождение доли от величины и величины по ее доле 1 06.02 Нахождение доли от величины и величину по ее доле; решение задачи, используя схемы и чертежи. Индивидуальный опрос 81. Нахождение части от величины 1 08.02 Нахождение части от величины; решение задачи, используя схемы и чертежи Фронтальный опрос 82. Нахождение части от величины. Решение задач 1 10.02 Нахождение части от величины; решение задачи, используя схемы и чертежи 83. Деление величины
на величину 1 11.02 Выполнение деления величины на величину; решение задачи, используя схемы и чертежи; вычисление цену товара; находить приводить примеры единиц производительности; умение формулировать условие задачи по данному ответу. Индивидуальный опрос 84. Контрольная работа по теме «Действия с величинами. Решение задач с величинами» 1 13.02 Решение задачи; выполнение вычислений с величинами; нахождение значения числовых выражений. Контрольная работа 85. Работа над ошибками. Поупражняемся в действиях над величинами 1 15.02 Выполнение работы над ошибками; выполнение сложения и вычитания величин; выполнение умножения величины на число и числа на величину; выполнение деления величины на число; нахождение доли от величины и величины по ее доле; нахождение части от величины; нахождение величины по ее части; выполнение деления величины на величину; решение задачи с величинами. Индивидуальный опрос 86. Когда время движения одинаковое 1 17.02 Решение задачи на движение, когда время движения одинаковое; умение заполнять решение задачи в таблице; умение записывать формулу, в которой пройденный путь S выражается через скорость v и время t. Работа в парах 87. Когда длина пройденного пути одинаковая 1 18.02 Решать задачи, когда длина пройденного пути одинаковая; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой скорость v выражается через пройденный путь S и время t Фронтальный опрос 88. Движение в одном и том же направлении 1 20.02 Решение задач на движение в одном и том же направлении; умение заполнять решение задачи в таблице; умение формулировать условие задачи по чертежу. Фронтальный опрос 89. Движение в противоположных направлениях 1 22.02 Решение задач на движение в противоположных направлениях; умение формулировать условие задачи по данному чертежу; умение формулировать задачу с данными скоростями объектов. Индивидуальный опрос 90. Учимся решать задачи на движение 1 24.02 Умение соотносить чертеж и условие задачи; описание ситуации движения объектов по данным чертежам; умение формулировать задачи на движение в противоположных направлениях; решение задач на движение. Работа в парах 91. Поупражняемся в вычислениях и повторении пройденное по теме «Решение задач» 1 25.02 Выполнение деления многозначного числа на двузначное число столбиком; умение формулировать условие задачи на движение в одном направлении, используя данную схему; умение формулировать условие задачи на движение в противоположных направлениях. Фронтальный опрос 92. Когда время работы одинаковое 1 27.02 Решение задач на производительность труда, когда время работы одинаковое. Контрольная работа 93. Когда объем выполненной работы одинаковый 1 29.02 Решение задач на производительность труда, когда объем выполненной работы одинаковый. Индивидуальный опрос 94. Производительность при совместной работе 1 02.03 Решение задач на производительность труда при совместной работе; умение формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы. Практическая работа 95. Время совместной работы 1 03.03 Решение задач на производительность труда, когда известно время совместной работы; умение формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы. Фронтальный опрос 96. Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами» 1 05.03 Решение задач на движение и производительность труда; умение формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; выполнение деления многозначного числа на двузначное столбиком; вычисление значения числовых выражений со скобками. Фронтальный опрос 97. Когда количество одинаковое 1 07.03 Решение задач на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; умение определять зависимость стоимости от цены товара. Практическая работа 98. Когда стоимость одинаковая. Решение задач 1 09.03 Решение задач на нахождение цены товара и количество, когда стоимость одинаковая; умение формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы. Практическая работа 99. Цена набора товаров 1 10.03 Решение задач на нахождение стоимости, цены товара, количества. Индивидуальный опрос 100. Контрольная работа по теме «Решение задач на движение, производительность труда, нахождение стоимости» 1 12.03 Решение задач на нахождение стоимости, цены товара, количества; выполнение устных и письменных вычислений с многозначными числами. 101. Работа над ошибками. Учимся решать задачи 1 14.03 Выполнение работы над ошибками; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества Фронтальный опрос 102. Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» 1 16.03 Выполнение деления многозначного числа на двузначное столбиком; решение задач на движение; решение задач на нахождение стоимости, цены товара, количества. Индивидуальный опрос 103. Вычисления с помощью калькулятора 1 17.03 Выполнение вычислений на калькуляторе; выполнение деления с остатком; умение определять неполное частное и остаток, используя калькулятор; вычисление значений числовых выражений со скобками. Работа в парах. Практическая работа 104. Как в математике применяют союз «и» и союз «или» 1 19.03 Умение читать записи вида х≥12; составление и запись верных двойных неравенств со знаками < и >; уметь выписывать верные утверждения, в которых союз «или» можно заменить на союз «и» при условии, что утверждение останется верным. Фронтальный опрос 105. Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно, но и другое 1 21.03 Умение переформулировать данные утверждения с помощью логической связки «если... ,то ...»; умение завершать построение данных утверждений так, чтобы они получались верными; запись решения задач не только по действиям, но и с помощью одного выражения. Фронтальный опрос 106. Учимся решать логические задачи 1 23.03 Решение логических задач; умение доказывать верность данных утверждении; умение разгадывать арифметические ребусы. Индивидуальный опрос 107. Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» 1 04.04 Решение задач на нахождение площади прямоугольника; выполнение деления многозначного числа на двузначное столбиком; вычисление значения числового выражения со скобками. Фронтальный опрос 108. Квадрат и куб 1 06.04 Умение изображать квадрат и куб; нахождение объема данного куба; решение логических задач. Фронтальный опрос 109. Круг и шар 1 07.04 Решение логических задач; умение чертить круг; умение показывать центр круга; приводить примеры предметов круглой и шарообразной формы. Индивидуальный опрос 110. Площадь и объем 1 09.04 Умение выделять куб, призму, прямоугольный прямоугольник, конус, цилиндр, пирамиду, шар. Фронтальный опрос 111. Измерение площади с помощью палетки 1 11.04 Умение определять площадь геометрических фигур с помощью палетки. Индивидуальный опрос 112. Поупражняемся в нахождении площади и объема 1 13.04 Нахождение площади данных фигур с помощью палетки; умение сравнивать результаты измерения площади прямоугольника по формуле (S = ab) и с помощью палетки; вычисление площади боковых стенок бака; вычисление площадь одной клетки тетрадного листа и на нем строить различные многоугольники с площадью 12 кв. см. Работа в парах 113. Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» 1 14.04 Умение проверять выполненное сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел в столбик; решение задачи на встречное движение; умение чертить
квадраты определенной площади; сравнивать значения числовых выражений и записывать полученные результаты в виде двойного неравенства со знаком <; вычисление площади прямоугольника по данному периметру. Фронтальный опрос 114. Уравнение. Корень уравнения 1 16.04 Умение среди данных записей выбирать уравнения; нахождение корней сложных уравнений; составление пары уравнений так, чтобы уравнения в паре имели один и тот же корень; умение определять корень уравнения методом подбора. Индивидуальный опрос 115. Учимся решать задачи с помощью уравнений 1 18.04 Решение задач с помощью уравнения; умение формулировать условие задачи по данному уравнению; умение формулировать обратные задачи. Фронтальный опрос 116. Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» 1 20.04 Уметь: находить корни данных уравнений; решать задачи на движение; составлять уравнение, с помощью которого можно решить задачу; решать задачу на нахождение цены товара Практическая работа 117. Промежуточная аттестация 1 21.04 Решение задач; вычисление площади прямоугольника Контрольная работа 118. Работа над ошибками 1 23.04 Умение выполнять работу над ошибками; решение задач. Фронтальный опрос 119. Разные задачи 1 25.04 Решение логических задач с помощью таблицы; решение комбинаторных задач. Индивидуальный опрос 120. Решение задач 1 27.04 Решение логические задач с помощью таблицы; решение комбинаторных задач. Работа в парах 121. Натуральные числа и число 0 1 28.04 Умение записывать самое большое и самое маленькое из пятизначных натуральных чисел; записывать данные числа в порядке увеличения (уменьшения); умение определять, четным или нечетным будет значение данного числового выражения; находить натуральное число, которое нацело делится на числа 2, 3, 5. Фронтальный опрос 122. Алгоритмы вычисления столбиком 1 30.04 Выполнение сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел столбиком; вычисление значений числового выражения; умение составлять задание на вычитание столбиком. Фронтальный и индивидуальный опрос 123. Алгоритмы вычисления столбиком. Письменные приемы вычисления 1 02.05 Выполнение сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел столбиком; вычисление значения числового выражения; умение составлять задание на вычитание столбиком. Фронтальный и индивидуальный опрос 124. Действия с величинами. Устные приемы вычисления 1 04.05 Умение из данных величин составлять и записывать всевозможные суммы (разности), значение которых имеет смысл вычислять; умение увеличивать (уменьшать) данные величины в несколько раз. Работа в парах 125. Действия с величинами 1 05.05 Умение выполнять разностное сравнение величин; вычисление части данной величины; вычисление величины по данной части; решение задач с величинами; умение выполнять кратное сравнение величин. Фронтальный опрос 126. Как мы научились решать задачи на движение 1 07.05 Решение задач в виде одного выражения; умение строить схему к условию задачи; решение задач на движение. Фронтальный опрос 127. Как мы научились решать задачи на производительность труда 1 11.05 Решение задач на движение в противоположных направлениях; умение дополнять условие задачи недостающими данными из географического атласа; решение задач на производительность труда. Практическая работа 128. Как мы научились решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости 1 12.05 Решение задач на нахождение цены, количества, стоимости. Практическая работа 129. Геометрические фигуры и их свойства 1 14.05 Умение чертить прямоугольник с данными длинами; измерение площади прямоугольника и прямоугольного треугольника; умение чертить окружность с данным радиусом; построение равностороннего треугольника; умение разбивать равносторонний треугольник на 4 одинаковых равносторонних треугольника, а с помощью циркуля и линейки делить отрезок на 4 равные части. Практическая работа 130. Геометрические фигуры и их свойства. Симметричные фигуры 1 16.05 Умение чертить два отрезка, которые пересекаются под прямым углом; построение тупоугольного (остроугольного, прямоугольного) треугольника; умение строить треугольник по данной стороне и высоте, проведенной к этой стороне; умение определять вид треугольника. Практическая работа 131. Буквенные выражения и уравнения 1 18.05 Вычисление значения указанных в таблице выражений при заданных значениях переменной а; умение записывать значения в таблицу; составление буквенных выражений для вычисления периметра данных многоугольников. Индивидуальный опрос 132. Уравнения. 1 19.05 Умение записывать свойство сложения числа с нулем с помощью соответствующего равенства; умение записывать свойства вычитания с помощью соответствующих равенств; умение записывать свойства умножения с помощью соответствующих равенств; умение записывать свойства деления с помощью равенств; находить корни уравнений; составление уравнений по данному условию; составление трёх различных уравнений, корнем каждого из которых является число 725. Фронтальный опрос 133. Вопросы для повторения 1 21.05 Чтение и запись натуральных чисел; выполнение сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел; решение задач на движение, производительность; умение находить корень уравнения. Фронтальный опрос 134. Обыкновенные дроби 1 23.05 Умение записывать по рисунку долю, которую составляет закрашенная часть фигуры от всей фигуры; чтение и запись обыкновенных дробей; решение задач с дробями; умение сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; умение сравнивать дроби с одинаковыми числителями. Практическая работа 135. Так учили и учились в старину 1 25.05 Решение нестандартных задач на смекалку; решение старинных геометрических задач на перекладывание и разрезание фигур. Индивидуальный опрос 136. Так учили и учились в старину. Обман зрения 1 26.05 Решение нестандартных задач на смекалку; решение старинных геометрических задач на перекладывание и разрезание фигур. Практическая работа 136-137 Повторение 2 28.05
30.05 Закрепление материала, изученного ранее; решение задач и уравнений. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Р.Г. Чуракова, Г.В. Янычева, Матматика. Учебник. Части 1 и 2. - М.: Академкнига/Учебник.
2. Р.Г. Чуракова, Г.В. Янычева. Математика. 4 класс: Поурочное планирование. М.: Академкнига, 2014 – в 4-х частях.
3. Компьютер и принтер
4. Мультимедийный проектор, экран.