Методическая разработка открытого урока русского языка в 8 классе (автор учебника для ОУ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык» Е.А.Быстрова, Н.В.Мангутова и др.)

План урока русского языка
в 8 классе (автор учебника для ОУ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык» Е.А.Быстрова, Н.В.Мангутова и др.)

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.
Цель урока: Отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; формирование умений: 1) правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; 2) составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
В результате изучения параграфа 43 учащиеся должны
знать
- признаки обобщающего слова;
- правила постановки знаков препинания;
уметь
- разграничивать родовые и видовые понятия в предложениях с обобщающими словами;
- находить обобщающие слова и определять их позицию в предложении;
Оборудование: компьютер, слайды.
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Из курса 5 класса вы знаете, что при однородных членах в предложении могут быть обобщающее слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные члены. Обобщающие слова обозначают родовые понятия: например, реки: Волга, Обь, Дон; части речи: существительное, прилагательное, глагол и т.д. Однородные члены: Волга, Обь, Дон или существительное, прилагательное, глагол являются видовыми понятиями. (Ученики приводят свои примеры)
Знакомство с грамматическими признаками обобщающих слов. На доске – предложение ( Официально деловой стиль- это стиль деловых бумаг: заявления, справки, доверенности, протоколы, резюме.)
У: Задайте вопросы к обобщающему слову и к однородным членам.
Вывод: Они отвечают на одни и те же вопросы (Чего?) являются теми же членами предложения, что и однородные члены предложения.
Составление плана рассказа об обобщающих словах:
Значение обобщающего слова.
Вопрос, на который они отвечают.
Синтаксическая функция.
(2-3 ученика рассказывают по плану) на своем примере

Закрепление материала.
Работа со схемой упражнения 215(часть 1) на странице 166.
Составление предложений, соответствующих схемам:
а) О : О, О, О.
б) О, О, О – О.
3. Выполнение упражнений (из раздела «Диалог культур») № 215 (часть вторая).
Растения моего родного края: полынь, зверобой, ковыль и т.п.
Национальные блюда моего народа: береги, махан шелтяган, булмыг, борцоги, джомба и т.п.
Знаменитые писатели моей родины: Д.Кугультинов, В.Нуров, С.Каляев.
Интонирование предложений, в которых есть обобщающие слова.
Цель: учащиеся учатся правильно интонировать предложения с обобщающими словами в разной их позиции.
Выполнение упражнений № 218 (1,2 части), №219.
Вывод урока: а) Значение обобщающих слов; б) синтаксическая функция обобщающих слов; в) пунктуация при обобщающих словах.
Оценка учащихся. Домашнее задание: параграф 43, составить и записать предложения по разделу «Проверьте себя» на странице 169, упражнение №216.