Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. В.В. Бабайцева


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Рассмотрено и рекомендовано
МО учителей предметов гуманитарного цикла Согласовано:_______________
Заместитель директора по УВР
С.А.Колодкина Утверждено ___________
директор МОУ СОШ № 4 И. В. Гордиенко
«____»_______________ 20____ г.
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету _______литература________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее ,5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 102 ч. Уровень базовый_____
(базовый, профильный)
Рабочую учебную программу составила Власюк Ольга Александровна
2016 год
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт ООО, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897». (Зарегистрирован 02.02.2016 N 40937)
- примерной программы по литературе;
- авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский).
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и предполагает работу по УМК «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной. Данная рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели изучения предмета «Литература»:
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры;
- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной комнстентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексинно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннюго выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.Раздел 2 . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. «Введение» Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Раздел II. «Устное народное творчество»
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Раздел III. «Из древнерусской литературы»
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Раздел IV. «Из литературы XVIII века»
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление)
Раздел V. «Из литературы XIX века»
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания. Поучительный характер басен. Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Раздел VI. «Из русской литературы ХХ века»
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»;А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Русские поэты XX века о Родине и родной природе . И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира природы и своего места в нем, осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются. Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Раздел VII. «Из зарубежной литературы»
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел 3 . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата Факт. дата Тема Кол-во
часов Содержание
Введение 1
1 1.09 Книга в жизни человека 1 Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним
Устное народное творчество 10
2 р/к 5.09 Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы народов Северного Кавказа. 1 Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
3 7.09 Русские народные сказки 1 Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки.
4 8.09 Художественный мир сказки «Царевна-лягушка» 1 Народная мораль в характерах и поступках героев.
5 12.09 «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы. 1 Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
6 14.09 Иван-царевич — победитель житейских невзгод. 1 Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Победа добра над злом. Сказочные формулы. Фантастика . Поэтика волшебной сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Вариативность народных сказок
7 15.09 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли 1 Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Система образов сказки.
8 19.09 Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. 1 Образ главного героя. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки
9 21.09 Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». 1 Народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
10
р/к 22.09 Сказки народов Северного Кавказа. «Общее счастье» 1 Народные представления о справедливости, добре и зле, счастье.
11 26.09 Р/Р. Творческая работа по УНТ 1 Письменный ответ на проблемный вопрос:
Каков мой любимый герой русской народной сказки?
Почему я люблю читать народные сказки?
Добро и зло в народных сказках
Древнерусская литература 1
12 28.09 «Повесть временных лет». «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» 1 Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания, их подвиги во имя мира на родной земле. Фольклор и летописи. Теория: летопись
Из литературы XVIII века 1
13 29.09 М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» 1 Детство, годы учения, научная и литературная деятельность. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения
Литература XIX века 42
14 3.10 Басня как литературный жанр, её истоки.
И. А. Крылов. «Волк на псарне». 1 Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп,Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора
15 5.10 Обличение человеческих пороков в басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом». 1 Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен Крылова
16 6.10 Обличение человеческих пороков в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица» 1 17 10.10 В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета 1 В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
18 12.10 В. А. Жуковский. «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады 1 Понятие о балладе. Благородство и жестокость.
19 13.10 А. С. Пушкин «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» 1 А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
20 17.10 А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1 Истоки рождения сюжета сказки. «Бродячие сюжеты». Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
21 19.10 Система образов сказки. Царица и царевна (мачеха и падчерица) 1 Противостояние добрых и злых сил. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.
22 20.10 Помощники царевны. Победа добра над злом. 1 Королевич Елисей и богатыри. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки
23
р/к А. С. Пушкин. Пушкин и Кавказ. «Кавказ». 1 Кавказ в жизни и творчестве Пушкина. Анализ стихотворения. Стихотворная речь. Способы рифмовки, строфа.
24 Р/Р. Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина 1 Тестирование по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Письменный ответ на проблемные вопросы:
В чём превосходство царевны над царицей?
Добрые и злые силы в сказках Пушкина
Что помогло Елисею в поисках невесты?
25 Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. 1 Русская литературная сказка. Герои и события сказки
26 Причудливый сюжет и нравоучительное содержание сказки А.Погорельского. 1 Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке
27 В.М.Гаршин. «Attalea Princeps» как литературная сказка. 1 Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведения
28 Вн/чт. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок» 1 Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта. Народный юмор, красочность и яркость языка
29
р/к М. Ю. Лермонтов. Лермонтов и Кавказ. «Бородино» 1 М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности. Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. Интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения: «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения
30 М. Ю. Лермонтов. «Бородино». 1 Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Образ старого солдата — участника сражения.
31 Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». 1 Сравнение, гипербола, эпитет(развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Особенности поэтической интонации. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
32 Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». 1 Детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место».
33 Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни 1 Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического. Понятие о фантастике. Юмор.
34 Вн/чт. Н. В. Гоголь.  «Ночь перед Рождеством» 1 Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
35 Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». 1 «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
36 Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». 1 Мир детства в стихотворении. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Речевая характеристика персонажей
37 Вн/чт. Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. 1 Картины природы и жизни народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу
38 И. С. Тургенев. «Муму» как повествование о жизни в эпоху крепостного права. 1 Детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола
39 Герасим и его окружение 1 Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна
40 Нравственные качества Герасима 1 Нравственный облик Герасима - сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства - против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.
41 Нравственные качества Герасима 1 42 Р/Р. Сжатое изложение по отрывку из рассказа И.С.Тургенева «Муму» 1 Приёмы обработки текстового материала, приёмы сжатия
43 А. А. Фет. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении 1 Страницы биографии поэта. Краски, звуки, запахи в стихотворении как воплощение красоты жизни.
44
р/к Л. Н. Толстой. Толстой и Кавказ. «Кавказский пленник». Сюжет и герои 1 Слово о писателе: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль
45 «Кавказский пленник». Сюжет и герои 1 «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Утверждение гуманистических идеалов
46 Жилин и Костылин – два разных характера, две судьбы. 1 Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев.
47 Анализ эпизода рассказа «Кавказский пленник» 1 Рассказ, сюжет (начальное представление), композиция, идея произведения, сравнение (теория)
48 Р/Р. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого
1 Письменный ответ на проблемный вопрос:
Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
Каковы друзья и враги пленного Жилина?
49 А. П. Чехов. «Хирургия».
Осмеяние глупости и невежества героев рассказа 1 Слово о писателе: детство, начало литературной деятельности.. «Хирургия» как юмористический рассказ. Речь персонажей как средство характеристики.
Юмор
50 ВН/ЧТ. Юмористические рассказы А.П. Чехова 1 51 Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. 1 Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»
52 Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. 1 Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...».  А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»
53 Образы русской природы в поэзии. 1 Рифма, ритм. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Анализ стихотворения
54 Р/Р.Творческая работа по русской поэзии XIX века 1 Письменный анализ лирического текста.
55
р/к Стихи о природе
К. Хетагурова 1 Слово о поэте: детство, начало литературной деятельности. Кавказ в жизни К. Хетагурова. Пейзажная лирика
Литература XX века 33
56 И. А. Бунин. «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. 1 Слово о писателе: детство, начало литературной деятельности. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с Русской землёй
57 ВН/ЧТ. И. А. Бунин. «Подснежник» 1 Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя
58 В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Герои повести 1 Слово о писателе: детство, начало литературной деятельности. Повесть. Сюжет и композиция повести. Жизнь детей из богатой и бедной семей, их общение
59 Доброта и сострадание героев повести 1 Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев
60 Доброта и сострадание героев повести 1 Общение Васи с Валеком и Марусей. Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Глава «Кукла»  как кульминация повести.
61 Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» 1 Образ серого, сонного города. Равнодушие людей к беднякам. Понятие о композиции литературного произведения.
62-63 Р/Р. Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко. «В дурном обществе» 2 Письменный ответ на проблемный вопрос:
Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?
Почему у Маруси и Сони два разных детства?
Каков путь Васи к правде и добру?
64 С. А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом...» 1 Особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России.
65 С. А. Есенин. Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…» 1 Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. Есенина. Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»
66 П.П.Бажов.«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Герои сказа. 1 Рассказ о жизни и творчестве писателя. Отличие сказа от сказки. Язык сказа.
67 Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа П.П.Бажова .«Медной горы Хозяйка» 1 Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа
68 К. Г. Паустовский. Доброта и сострадание в сказке «Тёплый хлеб» 1 Страницы биографии писателя. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения
69 Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». 1 Реальные и фантастические события и персонажи сказки
70 К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». 1 Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского. Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой
71
р/к К.Г. Чёрный. «Путешествие в страну запрещённых улыбок» 1 Нравственная проблематика сказки ставропольского писателя. Развитие жанра литературной сказки в XX веке
72 С. Я. Маршак. Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев». 1 Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.
73 Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1 Столкновение добра и зла, победа добра как традиция русских народных сказок
74 Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1 Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака.
75 Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». 1 Слово о писателе: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя. Быль и фантастика.
76 Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». 1 Жизнь как борьба добра и зла, смена страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Язык рассказа А. П. Платонова
77 В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» 1 Детство писателя. Автобиографичность произведений, рассказа «Васюткино озеро»
78 В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Герой рассказа 1 Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций
79 Война и дети. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». 1 Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны
80 Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». 1 Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Война и дети –обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне
81
р/к Ставропольские поэты о Великой Отечественной войне 1 Лирика В.Ащеулова, В. Марьинского, И. Кашпурова, В. Гнеушева, И. Романова, В.Муля, Г.Фатеева
82 Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...» 1 Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем, осмысление собственного мироощущения, настроения
83 А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...») 1 Картина В. М. Васнецова «Аленушка» и стихи русских поэтов. Сближение образов волшебных сказок и русской природы
84 Н. М. Рубцов. «Родная деревня».Дон-Аминадо. «Города и годы» 1 Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России
85 Р/Р.Контрольное сочинение 1 Сочинение-анализ лирического произведения
86
р/к Ставропольские поэты о Родине, родной природе 1 Стихотворения И. Кашпурова, В. Гнеушева, И. Романова, В. Пустовой, В.Муля, Т.Санкиной
87 Саша Черный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник» 1 Слово о писателе. Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах
88 Саша Черный. Образы детей в рассказе «Игорь-Робинзон» 1 Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор (развитие понятия)
Зарубежная литература 12+2
89 Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков 1 Слово о писателе. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер
90 Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Приключения и характер героя 1 Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.
91 Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Приключения и характер героя 1 Характер главного героя романа, его смелость, мужество, находчивость. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве
92 Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки 1 Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
93 Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки 1 В поисках Кая. Друзья и враги Герды.
94 Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки 1 В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Победа добра, любви и дружбы. Художественная деталь
95 Р/Р. Творческая работа 1 Письменный ответ на проблемные вопросы:
Какие герои олицетворяют добро и зло в сказке Андерсена?
Почему Герда победила Снежную королеву?
Какие поступки героев сказки Андерсена я считаю благородными?
96 Ж. Санд. «О чем говорят цветы» 1 Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика героев. Аллегория в повествовательной литературе
97 М. Твен. «Приключения Тома Сойера». 1 Слово о писателе. Том Сойер и его друзья. Том и Гек. Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями
98 М. Твен. «Приключения Тома Сойера». 1 Внутренний мир героев М. Твена. Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций
99 Дж. Лондон. «Сказание о Кише» 1 Слово о писателе. Нравственное взросление героя рассказа.
100 Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя 1 Характер мальчика – смелость, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа
Повторение 2
101 Путешествие по стране Литературии1 Итоговый урок-праздник. Выявление уровня литературного развития уч-ся
102 Путешествие по стране Литературии1 Выявление уровня литературного развития уч-ся. Задания для летнего чтения
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт ООО, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897». (Зарегистрирован 02.02.2016 N 40937)
- примерной программы по литературе;
- авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2013).
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 2016-2017 учебном году и предполагает работу по УМК «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной. Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Изучение литературы по данному УМК позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовную ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста. Данная рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели изучения предмета «Литература»:
- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Раздел 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Уровень усвоения материала зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника, поэтому возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и готовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений на базе историко- и теоретико-литературных знаний. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). Изучаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы:1.Устное народное творчество.2.Древнерусская литература.3.Русская литература XVIII в.4.Русская литература XIX в.5. Русская литература XX в.6.Литература народов России.7.  Зарубежная литература.8. Обзоры.9. Сведения по теории и истории литературы.
Раздел 3. МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч. (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Раздел 4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Раздел 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.Личностные результаты:1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной комнстентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексинно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннюго выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.Для ЭЖ
Введение Книга в жизни человека
Устное народное творчество Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы народов Северного Кавказа.
Русские народные сказки
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
«Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы.
Иван-царевич — победитель житейских невзгод.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли
Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
Сказки народов Северного Кавказа. «Общее счастье»
Р/Р. Творческая работа по УНТ
Древнерусская литература «Повесть временных лет». «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Из литературы XVIII века М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...»
Литература XIX века Басня как литературный жанр, её истоки. И. А. Крылов. «Волк на псарне».
Обличение человеческих пороков в басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
Обличение человеческих пороков в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица»
В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета
В. А. Жуковский. «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады
А. С. Пушкин «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Система образов сказки. Царица и царевна (мачеха и падчерица)
Помощники царевны. Победа добра над злом.
А. С. Пушкин. Пушкин и Кавказ. «Кавказ».
Р/Р. Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
Причудливый сюжет и нравоучительное содержание сказки А.Погорельского.
В.М.Гаршин. «Attalea Princeps» как литературная сказка.
Вн/чт. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок»
М. Ю. Лермонтов. Лермонтов и Кавказ. «Бородино»
М. Ю. Лермонтов. «Бородино».
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни
Вн/чт. Н. В. Гоголь.  «Ночь перед Рождеством»
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...».
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».
Вн/чт. Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
И. С. Тургенев. «Муму» как повествование о жизни в эпоху крепостного права.
Герасим и его окружение
Нравственные качества Герасима
Нравственные качества Герасима
Р/Р. Сжатое изложение по отрывку из рассказа И.С.Тургенева «Муму»
А. А. Фет. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении
Л. Н. Толстой. Толстой и Кавказ. «Кавказский пленник». Сюжет и герои
«Кавказский пленник». Сюжет и герои
Жилин и Костылин – два разных характера, две судьбы.
Анализ эпизода рассказа «Кавказский пленник»
Р/Р. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого
А. П. Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа
ВН/ЧТ. Юмористические рассказы А.П. Чехова
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Образы русской природы в поэзии.
Р/Р.Творческая работа по русской поэзии XIX века
Стихи о природе К. Хетагурова
Литература XX века И. А. Бунин. «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
ВН/ЧТ. И. А. Бунин. «Подснежник»
В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Герои повести
Доброта и сострадание героев повести
Доброта и сострадание героев повести
Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Р/Р. Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко. «В дурном обществе»
Р/Р. Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко. «В дурном обществе»
С. А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом...»
С. А. Есенин. Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…»
П.П.Бажов.«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Герои сказа.
Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа П.П.Бажова .«Медной горы Хозяйка»
К. Г. Паустовский. Доброта и сострадание в сказке «Тёплый хлеб»
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы».
К.Г. Чёрный. «Путешествие в страну запрещённых улыбок»
С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита».
Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита».
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Герой рассказа
Война и дети. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Ставропольские поэты о Великой Отечественной войне
Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...»
А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка»
Н. М. Рубцов. «Родная деревня».Дон-Аминадо. «Города и годы»
Р/Р.Контрольное сочинение
Ставропольские поэты о Родине, родной природе
Саша Черный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник»
Саша Черный. Образы детей в рассказе «Игорь-Робинзон»
Зарубежная литература Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Приключения и характер героя
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Приключения и характер героя
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки
Р/Р. Творческая работа. Письменный ответ на проблемный вопрос
Ж. Санд. «О чем говорят цветы»
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»
Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя
Повторение Путешествие по стране ЛитературииПутешествие по стране Литературии