Образовательная программа Технология изготовления изделий декоративно — прикладного искусства








Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальная образовательная организация дополнительного образования детей
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»




Модифицированная образовательная программа «Технология изготовления изделий
декоративно-прикладного искусства»
для детей младшего и среднего школьного возраста Срок реализации программы: 3 года




Автор программы: Рыжук Снежана Николаевна,
педагог дополнительного образования
МОО ДОД «Центр детского творчества»




Рецензенты: Баранова Т.Ф., руководитель РП(М)О
педагогов дополнительного образования
декоративно-прикладного направления,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МОО ДОД «Центр детского творчества».
Протопопова В.В., заместитель директора
по УВР высшей квалификационной
категории МОУ ДОД «Центр детского
творчества».












Содержание:

Пояснительная записка...............................................4
Учебно-тематический план 1 года обучения...12
Содержание программы 1 года обучения.14
Учебно-тематический план 2 года обучения....18
Содержание программы 2 года обучения..20
Учебно-тематический план 3 года обучения.24
Содержание программы 3 года обучения..26
Информационное обеспечение программы..28
Список литературы для педагога...28
Список литературы для обучающихся и родителей.28
Список видеоматериалов.29
Интернет-ресурсы.29

Приложение:
Словарь основных понятий и терминов....30
Каталог дидактических пособий 31
Каталог учебного оборудования.32
Перечень расходных материалов....33
Схемы технологических процессов изготовления изделий декоративно-прикладного
искусства 34
Каталог видеоматериалов .....35
Программа итоговой аттестации выпускных групп обучающихся..36



















Пояснительная записка

Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании и образовании многогранной личности, ее ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно. Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует выявлению, развитию и реализации творческого потенциала детей и подростков, а также их профессиональному становлению и самоопределению. Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит в профессиональное поле деятельности, то у него значительно больше возможностей стать успешной личностью.
В настоящее время в силу новых социально-экономических условий, информатизации и компьютеризации общества, смены у подрастающего поколения жизненных приоритетов особую актуальность приобретает проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций. И в этом смысле занятия декоративно-прикладным искусством способствуют воспитанию художественно-эстетического вкуса и формированию чувства прекрасного, приобщению детей и подростков к культурным ценностям и возрождению культурно-исторического наследия.
Народное творчество, создающее природный мир, живет в двух ипостасях - материальной культуре и культуре духовной. В наши дни главными стали духовная и эстетическая. Народное искусство переживает новый этап - словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего многовековый опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда. Создавалось народное искусство в основном крестьянами, ремесленниками и кустарями. Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции (ткачество, гончарное дело), другие возникли на наших глазах, буквально в последние десятилетия. Одним из новых видов декоративно-прикладного творчества является кожаная пластика (кожепластика). Используя кожу вышедших из моды вещей, можно смастерить немало изящных и полезных изделий, приятно удивив своих близких. Несмотря на то, что кожа - один из древнейших материалов, используемых людьми, техника кожепластики недостаточно широко освоена, хотя имеет значительный развивающий потенциал.
В настоящее время изделия из кожи, сухоцветов, искусственных материалов, вторичных материалов, ниток, соленого теста входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а, в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением интерьера наших квартир, учебных кабинетов, офисных помещений. В этом выражается исконная потребность человека в красоте, желание видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства с их естественностью и поэтичностью, а самое главное - доброй энергией мастера, подарившего эти изделия людям. Поэтому новизна программы заключается в освоении учащимися новых креативных технологий в декоративно-прикладном творчестве, в создании творческих, проектных работ с применением как известных, так и новых технологий декоративно-прикладного искусства.
Красоту можно создавать из доступных вещей, используя недорогой материал: сухие букеты, старые вещи из кожи, остатки кожзаменителя и многое другое. Художественно выполненное изделие всегда привлекательно как акварель, живопись маслом или скульптура. В нем решаются схожие проблемы, касающиеся композиции, цвета, фактуры, равновесия, гармонии между содержанием и формой произведения.
В последнее время огромную популярность приобрело искусство работы с природным материалом. Одним из модных направлений является составление композиций из сухих цветов, коллажей - из коряг, корней, мха, шишек, панно из сухих листьев, цветов. Большое количество разных по качеству и мастерству изделий можно встретить на различных выставках, конкурсах, которые радуют взгляд и душу.
Другим интересным материалом для изготовления художественных изделий является соленое тесто. Лепить из теста одно удовольствие. Можно вылепить настенное украшение, панно, забавные игрушки, сувениры и различные изделия – сюрпризы. Детям особенно интересно работать с необычным и простым материалом, который развивает мелкую моторику рук, образное мышление, художественный вкус.
Комплексное изучение технологии изготовления из выше перечисленных материалов наиболее полно способствует развитию у учащихся художественных способностей.
Модифицированная образовательная программа «Технология изготовления изделий декоративно-прикладного искусства» имеет художественно-эстетическую направленность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся предусматривает дополнительное обучение детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа разработана на основе модифицированных образовательных программ «Планета - наш дом» (педагог Муллаянова А.М), «Тестопластика» (педагог Салиндер Л.Ю), программы «Трудовое обучение» для общеобразовательных школ, одобренной Министерством образования РФ (М.:Просвещение,1999г.), курса декоративной скульптуры из солёного теста (Руман М.В.); откорректирована в соответствии с Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844) и утверждена в новой редакции на заседании педагогического совета МОУ ДОД «Центр детского творчества» (протокол № 4 от 11 января 2013 года).
Актуальность программы заключается в использовании личностно-ориентированного, компетентностно-деятельностного подходов к решению задач художественного развития, технологического образования, воспитания художественно-эстетических качеств личности, профессиональной ориентации детей и подростков и в том, что программа ориентирована на формирование ключевых компетентностей у учащихся.
Педагогическая целесообразность программы видится в формировании и развитии художественно-творческих способностей обучающихся, положительного восприятия ими окружающего мира, в возможности развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и художественного вкуса.

Цель программы: реализация творческого потенциала учащихся, формирование и развитие ключевых компетентностей посредством декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:
Обучающие:
-формирование общекультурной компетенции учащихся (представление о культурно-историческом наследии, освоение национальных традиций декоративно-прикладного искусства, расширение знаний учащихся о новых техниках в декоративно-прикладном творчестве);
-формирование учебно-познавательной компетенции (навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся: целеполагание, анализ, навыки добывания необходимых знаний и т.д.; практические умения и навыки по разработке и созданию творческих работ с применением известных техник работы, а также творческого подхода в освоении новых технологий);
-формирование специальных компетенций (освоение инструментария декоративно-прикладного искусства, новых технологий работы с различными материалами, навыки оформления творческих, проектных работ);
-формирование информационной компетентности учащихся в работе с различными источниками.
Развивающие:
- развитие художественно-творческих, креативных способностей учащихся;
- развитие художественно-эстетического вкуса и образного мышления;
-развитие мотивации учащихся к познавательной и творческой активности, поиску инновационных техник работы с различными материалами.
Воспитывающие:
- воспитание культурной, гармонично развитой личности учащихся, привитие культурных ценностей;
- формирование креативного взгляда на окружающий мир;
- воспитание позитивных личностных качеств учащихся: трудолюбия, целеустремленности, усидчивости и аккуратности;
- формирование коммуникативной культуры у детей и подростков;
-формирование потребности в систематическом самообразовании и личностном самосовершенствовании.
Практическая значимость программы. Изменение экономической ситуации в стране и преобразования, происходящие в различных сферах деятельности, появление достаточно большого объема информации, негативно влияющей на развитие и воспитание детей, привели к тому, что подрастающее поколение стало меньше интересоваться вопросами культурного наследия. Но искусство можно увидеть во многих окружающих нас вещах, предметах быта, а красоту несложно создать своими руками, используя различные и недорогие материалы: сухие букеты, старые вещи из кожи, бумагу, фольгу и многое другое. Комплексное изучение технологии изготовления из различных материалов наиболее полно способствует развитию художественных способностей учащихся. Данная программа позволит учащимся эффективно овладеть умениями и навыками творческой деятельности, научиться эффективно организовывать самостоятельную деятельность, выполнять творческие (проектные) работы и презентовать их. Выбор творческих работ определяется доступностью и минимальными материальными затратами.
Обучение по программе «Технология изготовления изделий декоративно-прикладного искусства» будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию социально-трудовых компетенций.
Адресная направленность программы. Настоящая программа рекомендована педагогам дополнительного образования декоративно-прикладного направления, учителям технологии, начальных классов общеобразовательных школ в работе с учащимися, мотивированными на обучение технологии художественного, декоративно-прикладного творчества.

Срок реализации программы – 3 года.
Режим занятий
Год обучения
Общее количество часов в год
Количество часов /
количество занятий в неделю

1
144
4/2

2
216
6/3

3
216
6/3


Учебные занятия ведутся как на базе Центра, так и на базе общеобразовательных учреждений города на основе договоров о сотрудничестве. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный. Набор учащихся в учебные группы 1-ого года обучения свободный.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, допустимой нагрузки с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлениям Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003 №27 (СанПиН 2.4.4.1251-03). Продолжительность одного занятия первого года обучения составляет 1 час 30 минут, с учётом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия; второго и третьего годов обучения - 2 часа 20 минут, с учётом 10 минутного перерыва после каждых 40 минут занятия.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их потенциальных возможностей и ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста.
Наполняемость учебных групп:
1 год обучения – 12 учащихся, оптимальная - 15;
2 год обучения –10 учащихся, оптимальная - 12;
3 год обучения – 8 учащихся, оптимальная - 10.


Структура программы выстроена по принципу «от простого к сложному».
Программа первого года обучения предполагает работу с учащимися на репродуктивно - подражательном уровне. Учащиеся знакомятся и осваивают основные техники работы с различными материалами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве; проводят сбор гербарного и бросового материала; делают простейшие композиции и аппликации, элементы из соленого теста, коллажи из бумаги, готовят сувениры.
Содержание второго года обучения предполагает поисково-исполнительский уровень обучения, учащиеся выполняют работу в соответствии с краткой инструкцией (алгоритмом), проводят частичный самостоятельный поиск идей и технологий. По сравнению с первым годом обучения степень самостоятельности в прохождении образовательного маршрута на втором году обучения возрастает. Учащиеся готовят картины, панно, коллажи, сувениры и украшения из различных материалов, используя более сложные техники и методики работы по различным видам деятельности.
Содержание программы третьего года обучения предполагает выработку у учащихся умений самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять поиск идей и технологий, выполнять творческую, проектную работу, проводить самопрезентацию. Учащиеся на третьем году обучения самостоятельно разрабатывают творческие проекты с использованием смешанных техник и различных видов материалов.
В конце каждого года обучения проходит итоговая выставка творческих работ учащихся и педагога.

Методическое обеспечение программы.
В основе организации образовательного процесса лежит личностно-ориентированный, деятельностно-компетентностный подход. Основополагающим принципом в выборе технологий и методов обучения является развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения. Образовательный процесс строится на основе следующих педагогических принципов:
- единства обучения, развития и воспитания;
- интегративности;
- культуросообразности;
- последовательности;
- систематичности и преемственности;
- продуктивности;
- активности;
- наглядности;
- дифференциации и индивидуализации учебного процесса.
В ходе освоения программы учитывается темп развития специальных компетенций у учащихся, степень их продвинутости по образовательному маршруту.
При реализации программы используются различные методы и приемы обучения, развивающие творческие способности учащихся, повышающие уровень теоретических и практических знаний и умений, формирующие специальные компетенции:
- словесный: рассказ, объяснение, опрос, эвристическая беседа, викторины;
-наглядно-демонстрационный: просмотр репродукций, слайдов, фотографий, демонстрация образцов готовых изделий различных мастеров; работа со схемами, шаблонами;
- практический: выполнение изделий;
- частично-поисковый: работа с различными информационными, электронными источниками (с учебной, методической, специальной литературой, Интернет-ресурсами), поиск необходимой информации, анализ информации;
- проектный метод: разработка и реализация творческих проектов;
- диагностический: анкетирование, тестирование.
В соответствии с целями и задачами программы активно используются следующие формы работы:
индивидуальная;
работа в парах;
групповая;
индивидуально-групповая;
фронтальная.
Содержанием программы предусмотрены такие формы организации обучения, как: учебное занятие (занятие по изучению нового материала, закрепления знаний, умений и навыков; комбинированное занятие, контрольное, итоговое), практическое занятие, мастер-класс, занятие-беседа, занятие-праздник, занятие-игра, соревнование, творческая работа, занятие-экскурсия, видеозанятие, проектная работа.
Программа предусматривает в процессе обучения применение следующих педагогические технологий:
личностно-ориентированного обучения;
развивающего обучения;
проектного обучения;
дифференцированного подхода;
арт-технологии;
информационные;
коммуникативные;
здоровьесберегающие технологии.

Дидактическое обеспечение программы.
При проведении занятий по программе используются:
раздаточный материал (эскизы, карточки, шаблоны);
учебная, справочная, специальная, методическая литература;
книги и журналы по изготовлению и конструированию творческих композиций;
картины, иллюстрации, открытки, аппликации, рисунки, фотографии,
видеофильмы, видеокассеты;
электронные ресурсы.

Механизм оценки результатов,
полученных в ходе реализации программы.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся проводится 4 раза в год.
Виды контроля:
начальный контроль – в начале освоения программы с 10сентября - 20 сентября;
стартовый контроль – в начале каждого последующего года обучения с 10 по 20 сентября;
контрольный срез знаний с 20декабря – 26 декабря и с 22 марта – 27 марта
промежуточная и итоговая аттестация – в конце каждого года обучения и в конце освоения программы с 12 по 19 мая.

Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям в зависимости от года обучения:
Первый год обучения:
Начальный контроль ЗУН учащихся - с 10 по 20 сентября.
знание методики сбора материала, условий его хранения;
знание правил техники безопасности труда;
умение пользоваться литературой;
навыки работы с простыми инструментами и материалами
Контрольный срез знаний умений и навыков учащихся - с 20 по 26декабря.
знание технологий изготовления простых изделий из природного материала;
умение работать по образцу (алгоритму);
навыки овладения учащимися технологическими приемами работы с различными
материалами;

Контрольный срез знаний умений и навыков учащихся – с 22 по 27 марта
знание и владение специальной терминологией;
умение делать зарисовки образцов, изготавливать шаблоны, трафареты, выкройки;
навыки технологической последовательности в практической работе.
Промежуточная аттестация - с 12 по 19 мая.
знание технологии изготовления несложных изделий;
умения и навыки составления несложных плоских композиций.
навыки самостоятельности и творчества
первоначальные умения и навыки проектирования творческого проекта.
Второй год обучения:
Стартовый контроль ЗУН - с 10 по 20 сентября.
знания о различных видах материалов;
умение соединять элементы клеем и проволокой.
навыки работы со специальной литературой, электронными источниками;
Контрольный срез знаний умений и навыков учащихся - с 20 по 26декабря.
знание правил и последовательности изготовления изделий разными видами техник;
умение определять типы и формы композиций;
навыки составления объемных плоскостных композиций
Контрольный срез знаний умений и навыков учащихся – с 22 по 27 марта
знание свойств различных материалов (кожи, замши, сухоцветов, соленого теста);
умения самостоятельно проектировать изделие из различных материалов по образцу и без образца;
навыки практической деятельности и творческого решения в выборе различных техник по изготовлению изделий;
Промежуточная аттестация - с 12 по 19 мая.
знание алгоритма написания творческого проекта (с консультацией педагога);
знание приемов разметки с помощью шаблонов, трафаретов, чертежно-измерительных приборов;
умение определять виды кожи, необходимые для изготовления изделия;
самостоятельно проектировать и изготавливать сюжетно-тематические композиции для
украшения интерьера;
Третий год обучения:
Стартовый контроль ЗУН - с 10 по 20 сентября.
знание правил и различных стилей при оформлении композиций;
умение работать с информационными базами данных и интернет ресурсами;
выполнять все стадии работы по изготовлению художественных изделий;
Контрольный срез знаний умений и навыков учащихся - с 20 по 26декабря.
знание специальной терминологии;
самостоятельно проектировать работу по изготовлению картин, панно;
выполнять изделия, применяя художественную обработку различных сложностей нетрадиционными материалами;
Контрольный срез знаний умений и навыков учащихся – с 22 по 27 марта
умения и навыки находить вторичное применение нетрадиционным материалам;
навыки творческого, дизайнерского решения в оформлении работ;
навыки разработки и создания проектных работ;
Итоговая аттестация - с 12 по 19 мая.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
умение владеть информационной культурой;
владение навыками анализа и самоанализа изготовленных композиций из различного материала (природного, кожи, ракушек, искусственного материала);
развитость проективных навыков;
развитость практических навыков работы со специальной литературой, интернет ресурсами;
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
свобода владения специальным оборудованием;
качество выполнения практического задания;
презентационные умения;
технологичность, последовательность практической деятельности;
креативность и качество выполнения практических работ.
Критерии оценки уровня личностного развития и воспитанности обучающихся:
культура организации своей практической деятельности;
коммуникативная культура;
творческое отношение к выполнению практического задания;
умение вести диалог на личностном и межличностном уровне;
аккуратность и эстетичность выполненной работы.

Контроль ЗУН проводится в следующих формах: практическое занятие, контрольное занятие, выставка, защита конкурсной работы, презентация творческих проектов, портфолио.
Методы контроля: опрос, самостоятельная работа, практическая работа с творческими заданиями, тестирование, наблюдение, собеседование, анализ, самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль.
Мониторинг личностной и поведенческой сферы учащихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для осуществления мониторинга используется диагностический инструментарий. На основе данных мониторинга на каждого учащегося составляется индивидуальная карта учета результатов обучения и динамики личностного развития в процессе освоения образовательной программы.

Предполагаемый конечный результат реализации программы.
В ходе реализации дополнительной образовательной программы у учащихся
формируются следующие компетентности:
- общекультурная;
- учебно-познавательная;
- информационная;
- личностного самосовершенствования;
- социально-трудовые и специальные компетенции.
развиваются качества личности:
- самостоятельность и критичность мышления;
- нестандартность мышления (креативность решений);
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- ответственность в работе;
- коммуниативность.
творческая самореализация через участие учащихся в творческих, интеллектуальных конкурсах, выставках, фестивалях, видеоконференциях муниципального, окружного, всероссийского уровней.


Работа с родителями.
В начале учебного года на родительском собрании с родителями обсуждается образовательная программа, условия ее реализации. При организации учебно-воспитательного процесса учитываются условия жизни и интересы детей. Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного периода в форме встреч, индивидуальных бесед, консультаций, организации и участия родителей в воспитательных мероприятиях, совместных посещений тематических выставок.

Воспитательная работа с обучающимися.
Обучающиеся традиционно участвуют в ключевых мероприятиях образовательного учреждения: викторинах, воспитательных мероприятиях, посвященных Дню матери, Дню Защитника Отечества, неделе народов Ямала, Дню Победы, в творческих конкурсах, выставках. Учащиеся принимают участие в различных благотворительных акциях: «Посылка солдату», «Подарок ветерану», «Забота».
В целях формирования и развития у учащихся художественно-эстетического вкуса организуются познавательные экскурсии в выставочный зал, музей истории и этнографии, на городские выставки («Её величество - Семья», «Лучшей маме на свете», «Новогодний праздник в школьном доме», «Все краски Ямала», выставка творческих работ, посвящённая памяти заслуженного учителя РСФСР М. И. Спрынчана), проводятся познавательные конкурсы, викторины.
В целях воспитания здорового образа жизни, внимательного отношения к своему здоровью в учебных группах объединения проводятся профилактические беседы, инструктажи по соблюдению правил техники безопасности; викторины, посвященные проблеме безопасности дорожного движения.

Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения.
Материально-техническое:
Учебное помещение:
- светлое, сухое, достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение, эргономичность;
- оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы и постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями.
2. Материалы, инструменты, оборудование:
- ножницы, клей ПВА, пинцет, силиконовый пистолет, силиконовый клей, молоток, обои, утюг, стеки, скальпель, линейка, шило, нож, кисти;
- компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Методические разработки и планы-конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям, шаблоны, выкройки.
Развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры.
Дидактические материалы.
Интернет-ресурсы (электронные, мультимедийные источники).
Специальная литература по разделам «Флористика», «Дизайн», «Прикладное творчество».

Кадровое обеспечение:
педагог, реализующий данную программу, должен обладать
следующими личностными и профессиональными качествами:
умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умение создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся;
умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;
постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности;
методист, оказывающий консультационное сопровождение программы;
педагог – психолог, оказывающий психолого-педагогическое сопровождение программы.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Задачи первого года обучения:
сформировать у учащихся представление о национальных традициях декоративно
прикладного искусства;
формировать начальные навыки и специальные умения в работе с различными материалами, инструментами;
обучить основным техникам работы с кожей, природным материалом, соленым тестом;
формировать умения самостоятельного составления тематических композиций для
украшения интерьера;
формировать у учащихся основы трудовой культуры;
развивать образное мышление;
развивать художественно-эстетический вкус;
развивать первоначальные умения и навыки проектирования творческого проекта;
прививать коммуникативные навыки.

№ п\п
Раздел/ тема
Теория
Практика
Всего часов

1.
1. Вводное занятие.
Этот мир придуман не нами.
1
1
2

2.
Раздел: Технология обработки материалов.
2.1. Инструменты, материалы.
2.2. Правила и приемы работы.
2.3.Сбор материала, подготовка к работе, условия хранения.
6
2
2
2
8
2
2
4
14
4
4
6

3.
Раздел: Любуемся природой, учимся у природы.
4.1. Композиции из природного материала.
4.2. Композиции из бросового материала.
4

2
2
22

10
12
26

12
14

4.
Раздел: Первые шаги.
3.1. Бумажная пластика.
3.2.Основы тестопластики.
3.3. Коллажи.
3.4. Работа с кожей.
6
1
2
1
2
38
4
10
12
12
44
5
12
13
14

5.
Раздел: Готовимся к встрече праздников.
5.1. Поздравительные открытки.
5.2. Упаковки для подарков.
4
2
2
12
6
6
16
8
8

6.
Раздел: Первые творческие работы.
4
22
26

7.
Итоговые занятия.
4
4
8

8.
Экскурсии.
-
4
4

9.
Выставки, конкурсы.
-
4
4


Всего часов:
29
115
144







К концу первого года обучения обучающиеся
знают:
рациональное расположение инструментов, материалов, приспособлений на рабочем столе;
методику сбора природного материала и условия его хранения;
последовательность изготовления несложных изделий;
названия материалов, инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда с колющими и режущими инструментами;
основные приемы и техники изготовления изделий.

умеют:
делать зарисовки образцов, изготавливать шаблоны, трафареты, выкройки;
работать с различными инструментами для изготовления изделий (ножницами, пинцетом, шилом, ножом);
изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по образцу (алгоритму);
владеть техническими приемами изготовления изделий;
соблюдать правила безопасности работы с инструментами;
эстетично оформлять изделия, проявлять элементы творчества;
владеть специальной терминологий;
пользоваться дополнительной литературой;
работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа;
осуществлять контроль качества работы друг у друга (взаимоконтроль).

Результаты развития личностной сферы обучающихся, опыт эмоционально- ценностных отношений:
выработка устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование культуры труда, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности;
развитие образного мышления.








Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие (2ч.).
Знакомство с содержанием образования, со структурой занятий, с формами и методами занятий. Знакомство с Центром детского творчества, условиями занятий, правилами внутреннего распорядка и правилами поведения обучающихся.

Раздел 2. Технология обработки материалов (14 ч).
2.1. Инструменты, материалы.
Теория: Общие сведения о инструментах, материалах: бумага, картон, ткань, кожа, кожзаменитель, наждачная бумага, природный и бросовый материал и др.
Практика: изготовление образцов материалов с помощью инструментов.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, учебное занятие (комбинированное, практическое).
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, инструктаж.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, иллюстрации.
Материалы, оборудование: природный материал; ножи, ножницы, стек, кусочки кожи, кожзаменитель, наждачная бумага, силиконовый пистолет, искусственный материал.
Методы контроля: опрос, собеседование, наблюдение.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Правила работы с новыми инструментами, материалами»

2.2.Правила и приемы работы.
Теория: Основные свойства бросового материала, его преимущество перед традиционным. Понятие о технике заготовки и первичной заготовки сырья.
Практика: практическая работа «техника заготовки и первичной обработки сырья». Сортировка, организация сохранения материала.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, учебное занятие (комбинированное, практическое).
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, инструктаж.
Методы контроля: опрос, наблюдение.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Заготовка сырья»

2.3.Сбор материала, подготовка к работе, условия хранения.
Теория: Сбор природного материала, охрана окружающей среды, утилизация отходов.
Практика: Выезд на природу. Техника заготовки и первичной обработки сырья. Сортировка, организация сохранения материала.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, учебное занятие (комбинированное, практическое).
Методы и приёмы обучения: словесный, практический.
Материалы, оборудование: ножи, ножницы, стек.
Методы контроля: наблюдение.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Сбор природного материала»

Раздел 3. Любуемся природой, учимся у природы (26ч.)
3.1.Композиции из природного материала.
Теория: Понятия: флористика, аранжировка, природный материал. Закономерности построения орнамента. Сюжетная аппликация.
Практика: Составление композиций из цветов, трав, листьев, шишек, ракушек (подготовка основы: бумага, картон, ткань на подрамнике, раскладка природного материала). Выполнение аппликаций.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, видеослайды, схемы, специальная литература, иллюстрации, электронные ресурсы.
Материалы, оборудование: инструменты для работы с природным материалом (шишки, мох, коряги, ветки, листья, цветы и т.д.).
Методы контроля: опрос, наблюдение, самостоятельная работа, анализ с помощью педагога, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: мини выставка «Любимая природа»

3.2. Композиции из бросового материала.
Теория: Понятие: бросовый материал.
Практика: Простые украшения для праздничного стола из бросового материала.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, схемы, иллюстрации.
Материалы, оборудование: инструменты для работы с бросовым материалом (шило, стек, кусачки).
Методы контроля: опрос, наблюдение, собеседование, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: мини выставка «Цветы на столе »

Раздел 4. Первые шаги (44ч.).
4.1. Бумажная пластика.
Теория: Приемы и способы работы с бумагой.
Практика: Изготовление закладок для книг различной формы, изготовление аппликаций.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, учебное занятие (комбинированное, практическое).
Методы и приёмы обучения: словесный, практический, наглядный, работа с различными информационными источниками.
Материалы, оборудование: ножницы, стек, бумага, клей.
Методы контроля: опрос, наблюдение, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа « Закладка для любимой книги»



3.2. Основы тестопластики.
Теория: Приемы работы с соленым тестом.
Практика: Правила изготовления соленого теста, сушка, покраска фигурок животных, цветов, фруктов и овощей.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, видеослайды, рисунки, специальная литература, иллюстрации.
Материалы, оборудование: доска для сушки готовых элементов, нож, ножницы, зубочистки, гуашь, кисти, клей.
Методы контроля: наблюдение, опрос, анализ работ с помощью педагога.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Фруктовое панно»






4.3. Коллажи.
Теория: Приемы и способы работы с природным материалом, правила составления коллажей.
Практика: Правила и приемы изготовление фона, первичная выкладка материала на плоскость, способы склеивания отдельных элементов между собой.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, учебное занятие (комбинированное практическое).
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, видеослайды, рисунки, специальная литература, иллюстрации, инструкции по технике безопасности, работы обучающихся прошлых лет.
Материалы, оборудование: обои, наждачная бумага, ножницы, рамка, природный материал, искусственный материал, клей.
Методы контроля: опрос, наблюдение, анализ с помощью педагога.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Коллаж»

4.4. Работа с кожей.
Теория: Виды и свойства кожи, способы ее обработки изготовление кожаных выкроек, простые приемы работы с кожей. Способы соединения деталей. Условные знаки, встречающиеся при работе с кожей, замшей.
Практика: Сравнение видов кожи, способы ее обработке, изготовление заколки для волос, декоративной резинки, брошки, закладки для книг.
Форма организации занятия: индивидуальная, учебное занятие (комбинированное, практическое).
Методы и приёмы обучения: словесно-иллюстративный, фотографии, беседа, объяснение, наблюдение.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, видеослайды, рисунки, специальная литература, иллюстрации, инструкции по технике безопасности, работы обучающихся прошлых лет.
Материалы, оборудование: инструменты для работы с кожей (ножницы, стек, бульки), кожа, замша, клей силиконовый, пистолет силиконовый.
Методы контроля: наблюдение, практическая работа с творческим заданием.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Способы обработке кожи»


Раздел 5. Готовимся к встрече праздников (16ч.).
5.1.Поздравительные открытки.
Теория: Краткие сведения о праздниках. Основные материалы, инструменты, приспособления при изготовлении и оформлении открыток. Размеры и формы открыток. Соблюдение пропорций в композициях. Сведения о нетрадиционных упаковочных материалов. Достоинства и недостатки различных упаковочных материалов.
Практика: Изготовление открыток к различным праздникам по шаблонам и трафаретам.
Форма организации занятия: групповая, индивидуализировано - групповая.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: дополнительная литература, фотографии готовых работ, готовые работы, презентации.
Материалы, оборудование: картон, ткань, тетрапаковские пакеты, силиконовый пистолет, клей, ножницы, пинцет, цветная бумага, акриловые краски, сетка для упаковке цветов, абака.
Методы контроля: наблюдение, практическая работа с творческим заданием, опрос, анализ с помощью педагога.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Праздник»




5.2.Упаковки для подарков.
Теория: Разновидность упаковочного материала, цветовой подбор и тематический подход.
Практика: Изготовление упаковок для подарков из картона и цветной бумаги, из нетрадиционных материалов.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: беседа, фотографии готовых работ, готовые работы, презентация.
Материалы, оборудование: картон, ткань, силиконовый пистолет, клей, ножницы, цветная бумага, люфа, сетка для цветов, акриловые краски, стеклярус.
Методы контроля: опрос, наблюдение, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: мини выставка «Подарки»

Раздел 6. Первые творческие работы (26ч.).
Теория: Обобщение знаний по различным материалам и техникам. Подготовка и хранение выбранных материалов. Инструменты и техника безопасности при выполнении работ.
Практика: Выбор вида работы. Подбор материала, отработка приемов работы.
Тематика работ: работа с бумагой. Аппликации: «Северный край», «Скоро Новый год», «В гостях у сказки»; тестопластика «Фигурки на стол и на холодильник»; коллажи: «Нотки», «Летний букет», «Мираж», «Подсолнухи»; работа с кожей: «Изготовление фоторамки»; работа с природным и бросовым материалом: «Простые украшения для праздничного стола».
Форма организации занятия: индивидуальная, проектная работа.
Методы и приёмы обучения: работа с различными информационными источниками, словесный, практический, частично-поисковый.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: готовые работы по темам, фотографии, видео, эскизы, электронные ресурсы, презентация.
Материалы, оборудование: набор инструментов для работы с природным материалом (ножницы, пинцет, нож, скальпель), набор инструментов для работы с кожей (ножницы, стек, шило, бульки) набор инструментов для работы с соленым тестом (ножницы, зубочистки, шило, кисти, проволока)
Методы контроля: опрос, наблюдение, практическая работа.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Панно» «Коллаж» «Заколка» «Картина» «Аппликация »


Раздел 7. Итоговые занятия (8ч.).
Итоги деятельности объединения за год. Отчетная выставка, презентация готовых творческих работ, награждение победителей, задания, рекомендации обучающимся на летние каникулы.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, учебное занятие (комбинированное, практическое).
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: готовые работы, электронные ресурсы.
Материалы, оборудование: выставочные стенды, мольберты, подставки.
Методы контроля: наблюдение, самоанализ с помощью педагога.
Форма подведения итогов по теме: выставка творческих работ

Раздел 8.Экскурсии.
Экскурсии в Дом природы, Выставочный зал, Ботанический сад, на природу, Музей археологии и краеведения. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества. Обсуждение и оформление результатов посещения.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесно-иллюстративный, беседа, объяснение, инструктаж.
Методы контроля: наблюдение, собеседование.

Раздел 9. Выставки и конкурсы.
Организация выставки творческих работ обучающихся. Конкурс на лучшую работу.

Формы организации учебного процесса по программе первого года обучения: учебное занятие (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающее, практическое, комбинированное); занятие-беседа, путешествие, экскурсия, практическое занятие, видеозанятие, занятие-игра, проектная работа.

Опорные понятия первого года обучения: аппликация, схема, эскиз, циркуль, макетный нож, флористический пистолет, напильник, пресс, шило; копировальная бумага, наждачная бумага, цветная бумага, прокалывание, прорезание ножом, изгибание, плетение, скручивание; разметка через копировальную бумагу, складыванием, на просвет; сборка сшиванием, склеиванием, гладкость, шероховатость, толщина, жесткость, мягкость, хрупкость.








































Учебно-тематический план 2 год обучения

Задачи второго года обучения:
расширять знания о различных видах материалов, новых техниках работы с различными
материалами;
развивать навыки проектирования сюжетно-тематических композиций для украшения
интерьера;
развивать творческое мышление, конструкторские способности обучающихся;
развивать творческий потенциал личности;
прививать обучающимся эстетическую, коммуникативную культуру.

№ п\п
Раздел/тема
Теория
Практика
Всего часов

1.
Вводное занятие

3
0
3

2.
Раздел: Технология обработки материалов.
2.1. Инструменты, материалы.
2.2. Правила и приемы работы.
3
2
1

3
1
2

6
3
3

3.
Раздел: Тестопластика.
3.1. Панно.
3.2. Маски.
3
2
1
15
7
8
18
9
9

4.
Раздел: Аранжировка цветов.
4.1.Композиции из сухих цветов.
4.2.Композиции из искусственных цветов, фруктов, овощей.
4.3 Основы икебаны.
9
3
2

4
42
18
16

8
51
21
18

12

5.
Раздел: Искусство коллажа.
5.1.Плоскостные коллажи.
5.2.Букеты цветов.
5.3. Объемные коллажи.
9
3
3
3
48
24
12
12
57
27
15
15

6.
Раздел: Работа с кожей.
6.1.Чехлы и футляры для ваз, бутылок, шкатулок.
6.2. Панно.
9
3

6
42
18

24
51
21

30

7.
Раздел: Творческие работы.
3
15
18

8.
Итоговые занятия.
0
73
3

9.
Экскурсии.
0
6
6

10.
Выставки, конкурсы.
0
3
3


Всего часов:
39
177
216


К концу второго года обучения обучающиеся
знают:
свойства различных материалов (кожи, замши, сухоцветов, соленого теста);
технологии работы (флористика, аранжировка цветов, кожепластика, тестопластика);
приемы разметки с помощью шаблонов, трафаретов, чертежно-измерительных приборов.

умеют:
работать со специальной литературой, электронными источниками;
разрабатывать эскизы изделий, изготавливать выкройки;
пользоваться различными инструментами;
определять виды кожи, необходимые для изготовления изделия;
экономно расходовать материал;
самостоятельно проектировать и изготавливать сюжетно-тематические композиции для
украшения интерьера;
выполнять все стадии работы по изготовлению изделий по образцу и без него;
мотивировать выбор техники работы с различными материалами с учетом целей, задач и
назначения конечного продукта;
9. выполнять проектную работу (с консультацией педагога).

Результаты развития личностной сферы учащихся, опыт эмоционально- ценностных отношений:
устойчивая мотивация к творческой, поисковой деятельности;
развитие самостоятельности, целеустремленности, абстрактного мышления.










































Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие (3ч.).
Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных программой для изучения. Ознакомление с некоторыми универсальными «дизайнерскими» идеями, неисчерпаемость идей природы для художника. Формирование у учащихся установки на необходимость внимательного и вдумчивого изучения объектов природы. Правила внутреннего трудового распорядка, журнал учета посещаемости, инструкция по ТБ и ПДД.

Раздел 2. Технология обработки материалов (6ч.).
2.1. Инструменты, материалы.
Теория: Общие сведения о материалах: сетка, люфа, абака, оазис, кожа, кожзаменитель, природный и бросовый материал и др.
Практика: Образцы материалов и инструментов.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, инструктаж, работа со специальной терминологией.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, специальная литература.
Материалы, оборудование: ножи, ножницы, стек, кусочки кожи, замши, кожзаменителя, наждачная бумага.
Методы контроля: опрос, собеседование, наблюдение.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Букет»

2.2.Правила и приемы работы.
Теория: Правила и приемы покраски деталей.
Практика: Способы покраске деталей.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: инструкции по технике безопасности.
Материалы, оборудование: акриловая краска, масляная краска.
Методы контроля: наблюдение, опрос, анализ.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Природа»

Раздел 3. Тестопластика (18ч.).
3.1.Панно.
Теория: Изготовление разных видов панно из саленного теста. Сбор деталей и крепление их на основу.
Практика: Изготовление соленого теста, изготовление отдельных элементов для панно, покраска отдельных элементов, сбор панно в единое целое.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесно-иллюстративный, инструктаж.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: инструкции по технике безопасности, готовая работа, фотографии работ, эскизы, электронные ресурсы.
Материалы, оборудование: мука, соль, клей ПВА, пистолет силиконовый, клей силиконовый, краски, рамка, картон, ножницы.
Методы контроля: опрос, наблюдение, анализ работы, самоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Панно на кухню»





3.2.Маски.
Теория: Правила и приемы изготовления маски из соленого теста.
Практика: Изготовление маски из теста, бумаги, картона: «Пьеро», «Арлекин».
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, учебное занятие (комбинированное, практическое).
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: инструкции по технике безопасности, готовые работы, фотографии работ, эскизы.
Материалы, оборудование: мука, соль, клей ПВА, пистолет силиконовый, клей силиконовый, краски, рамка, картон, ножницы.
Методы контроля: наблюдение, опрос, анализ, самоанализ, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: выставка творческих работ.

Раздел 4. Аранжировка цветов (51ч.).
4.1.Композиции из сухих цветов.
Теория: Понятия аранжировка цветов. Соединение растений в композицию. Аранжировочные школы. Стили аранжировки. Способы крепления.
Практика: Применение понятий флористики в составлении композиции. Продление жизни срезанных растений. Составление композиций в свободном и абстрактном стиле. Изготовление новогодних рождественских гирлянд, праздничных украшений из фруктов.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проектный, работа с дополнительными источниками информации.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: специальная литература, фотографии, чертежи линий, правила флористики, электронные ресурсы.
Материалы, оборудование: фрукты, цветы, природный материал, бросовый материал, комнатные растения, ножницы, клей пистолет.
Методы контроля: тестирование, наблюдение, опрос, анализ, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: выставка творческих работ

4.2.Композиции из искусственных цветов, фруктов, овощей.
Теория: Правила соединения растений в композицию. Виды и стили аранжировки. Различные способы крепления.
Практика: Составление композиций в симметричном и несимметричном стиле. Изготовление новогодних праздничных украшений из искусственных цветов, новогодних шаров, шишек.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: специальная литература, фотографии, чертежи, эскизы.
Материалы, оборудование: искусственные цветы, фрукты, цветы, природный материал, бросовый материал, комнатные растения, ножницы, клей - пистолет.
Методы контроля: наблюдение, опрос, анализ работы, собеседование.
Форма подведения итогов по теме: выставка творческих работ.
4.3.Основы икебаны.
Теория: История происхождения икебаны. Правила и приемы сбора икебаны.
Практика: Изготовление самого простого мини-дерева.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: специальная литература, фотографии, чертежи, эскизы.
Материалы, оборудование: фрукты, цветы, природный материал, бросовый материал, комнатные растения, ножницы, клей пистолет.
Методы контроля: наблюдение, взаимоконтроль, анализ работ.
Форма подведения итогов по теме: практическая работа «Бансай.
Раздел 5. Искусство коллажа (57ч.).
5.1. Плоскостные коллажи.
Теория: Соединение растений в композицию. Аранжировки цветов, правила составления композиции. Способы крепления.
Практика: Сбор коллажей на плоскости в ассиметричном стиле.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, эскизы.
Материалы, оборудование: фрукты, цветы, природный материал, бросовый материал, комнатные растения, ножницы, клей пистолет.
Методы контроля: наблюдение, опрос, анализ, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ с творческим заданием «Фантазия»

5.2. Букеты цветов.
Теория: Сбор букета в пирамидальной, линейной, овальной, круглой форме.
Практика: Продление жизни срезанных растений. Составление композиций в направленных стилях. Составление букета с использованием фруктов.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проектный.
Материалы, оборудование: сухие цветы, природный материал, бросовый материал, комнатные растения, ножницы, клей пистолет.
Методы контроля: наблюдение, самоконтроль, опрос, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ с творческим заданием «Мой букет»

5.3. Объемные коллажи.
Теория: Приемы изготовления фона. Модификация растительного материала. Понятие плоскостного и объемного коллажей.
Практика: Изготовление плоскостного коллажа: «Осенняя пора», «Персидские напевы», «Летний день», «Фантазии». Изготовление букетов: «Летний букет», «Букет из листьев», букет в свободном стиле. Изготовление объемного коллажа: «Морское дно», «Старинные часы», «Абстракция».
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проектный.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, эскизы, чертежи коллажей, видеоматериал, специальная литература, Интернет-ресурсы.
Материалы, оборудование: природный материал, бросовый материал, искусственный материал, ракушки, клей пистолет, семена, стекло, сетка, ножницы, наждачная бумага.
Методы контроля: опрос, наблюдение, анализ работы, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ с творческим заданием «Правильный коллаж»

Раздел 6. Работа с кожей (51ч.).
6.1.Чехлы и футляры для ваз, бутылок, шкатулок.
Теория: Подготовка материала к работе (очистка, прокраска, обжиг, пробуливание). Выкройки и шаблоны. Приемы и способы соединения деталей в композицию.
Практика: Изготовление чехлов, футляров для бутылок, ваз, шкатулок в свободном стиле.
Форма организации занятия: групповая, в малых группах, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проектный.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: специальная литература, фотографии, эскизы.
Материалы, оборудование: кожа, кожзаменитель, замша, клей пистолет, бутылки, вазы, банки, ножницы, бульки, свечка, стек, нож.
Методы контроля: опрос, наблюдение, самоконтроль, анализ, взаимоконтроль.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ «Чехол для вазы»

6.2.Панно.
Теория: Приемы и способы соединения деталей в композицию.
Практика: Изготовление панно на растительную тему, способы крепления. Правила сбора панно на плоскости.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: инструкции по технике безопасности, специальная литература, презентация, видеоматериалы, готовые работы.
Материалы, оборудование: кожа, кожзаменитель, замша, клей пистолет, бутылки, вазы, банки, ножницы, бульки, свечка, стек, нож.
Методы контроля: опрос, собеседование, наблюдение.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ с творческим заданием «Панно»

Раздел 7. Творческие работы (18ч.).
Теория: Обобщение и закрепление приемов и способов работы в различных техниках и с различными материалами.
Практика: Тестопластика. Натюрморты, маски, вазы с фруктами.
Аранжировка цветов. Праздничные композиции и букеты.
Искусство коллажа. Изготовление коллажей, букетов на тему: «Пасха», «Весна».
Работа с кожей. Изготовление панно на свободную т тему.
Форма организации занятия: индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, практический, частично-поисковый, проектный.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: специальная литература, фотографии, видеоматериалы, готовые работы.
Материалы, оборудование: природный материал, бросовый материал, кожа, замша, соль, мука, клей пистолет, рамки, наждачная бумага, обои.
Методы контроля: собеседование, самостоятельная, практическая работа с творческим заданием.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ с творческим заданием «По замыслу»

8.Итоговые занятия.
Итоги деятельности объединения за учебный год. Организация отчетной выставки, презентация творческих проектов.

9.Экскурсии.
Экскурсии в Дом природы, Выставочный зал, Ботанический сад, на природу, Музей археологии и краеведения. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества. Обсуждение и оформление результатов посещения.

10.Выставки и конкурсы.
Организация и оформление выставки творческих работ, проектов. Конкурс творческих работ.

Формы организации учебного процесса по программе второго года обучения: учебное занятие (изучение нового материала, закрепление, практическое, комбинированное, обобщающее), занятие-беседа, путешествие, экскурсия, практическое занятие, видеозанятие, занятие-игра, проектная работа.

Опорные понятия: аппликация, схема, эскиз, циркуль, нож, флористический пистолет, напильник, пресс, шило; копировальная бумага, наждачная бумага, цветная бумага, прокалывание, прорезание ножом, изгибание, плетение, скручивание; размета через копировальную бумагу, складыванием, на просвет; сборка сшиванием, склеиванием; гладкость, шероховатость, толщина, жесткость, мягкость, хрупкость; линии: прямая, кривая, ломаная, спираль; симметрия, асимметрия, ось симметрии.
















































Учебно-тематический план 3 года обучения

Задачи третьего года обучения:
совершенствование практических навыков изготовления сувениров, поделок, изделий из различного вида материалов (кожи, замши, сухоцветов, бросового материала);
совершенствование навыков разработки и создания проектных работ;
совершенствование навыков творческого, дизайнерского решения в оформлении работ, профессионального мастерства;
совершенствование навыков рефлексии и самопрезентации;
развитие критического мышления, уверенности в себе;
формирование коммуникативной культуры у учащихся;
формирование у учащихся потребности в систематическом самообразовании и личностном самосовершенствовании.

№ п\п
Название темы
Теория
Практика
Всего часов

1.
Вводное занятие
2
-
2

2.
Раздел: Аранжировка цветов.
2.1.Композиции для особых случаев
6

42

48

3.
Раздел: Искусство коллажа.
3.1.Коллаж в интерьере
6
40
46

4.
Раздел: Работа с кожей.
4.1.Картины из кожи, с добавлением различных материалов
5


40

45



5.
Раздел: Творчество, труд, мастерство.
6
30
36

6.
Итоговые занятия.
3
9
12

7.
Экскурсии.
3
9
12

8.
Выставки, конкурсы.
-
15
15


Всего часов:
33
183
216


К концу третьего года обучения обучающиеся
знают:
правила и различные стили оформления композиций;
знают специальную терминологию;
способы и приемы обработки различных материалов ручными инструментами;
порядок изготовления по чертежу, техническому рисунку и без образца сувениров,
композиций, поделок из различных материалов;
технологию работы над проектом изделия (композиции).

умеют:
планировать, организовывать и контролировать свой труд;
выполнять изделия, применяя художественную обработку различных сложностей нетрадиционными материалами;
выполнять все стадии работы по изготовлению художественных изделий;
самостоятельно проектировать работу по изготовлению картин, панно;
проявлять творчество, фантазию, дизайнерский подход в оформлении своих работ;
работать со специальной, справочной литературой, Интернет-ресурсами;
готовить и проводить самопрезентацию;
осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Результаты развития личностной сферы обучающихся, опыт эмоционально- ценностных отношений:
сформированная устойчивая мотивация к активной познавательной деятельности, личностному самосовершентсованию;
развитие самостоятельности, целеустремленности, нестандартного подхода, навыков анализа и рефлексии.

















































Содержание программы третьего года обучения

1.Вводное занятие (2ч.).
Введение обучающихся в проблематику занятий, формирование представление о смысле традиций, об информации, заключенной в вещах. Правила внутреннего трудового распорядка, журнал учета посещаемости, инструкция по ТБ и ПДД.

Раздел 2. Аранжировка цветов (48 ч.).
Теория: Известные мастера аранжировки, правила выполнения композиций, стили композиций для особых случаев.
Практика: Изготовление композиций для праздничных обедов, свадеб, рождественских композиций, пасхальных композиций.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проектный, работа с различными информационными источниками.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: специальная литература, фотографии, видеоматериалы, иллюстрации работ известных мастеров, электронные ресурсы.
Методы контроля: тестирование, наблюдение, анализ, самоанализ, взаимоконтроль, самостоятельная работа.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ с творческим заданием «По замыслу»


Раздел 3. Искусство коллажа (46ч.).
Теория: Арабески в коллажах, сложные виды фона.
Практика: Изготовление коллажей с использованием сложных видов фона.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации, чертежи коллажей, фотографии.
Материалы, оборудование: фоны различных цветов, цветовой круг, краски, наждачная бумага, обои.
Методы контроля: опрос, собеседование, наблюдение, самостоятельная работа, анализ, самоанализ.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ с творческим заданием «Фантазия»

Раздел 4. Работа с кожей (45ч.).
Теория: Использование различных материалов и техник при изготовлении картин из кожи.
Практика: Изготовление картин на темы: «Надымская осень», «Деревенька», «Закат», «Цветы», «Весенние мотивы».
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж, проектная работа.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: готовые работы из кожи, замши, фотографии работ различных мастеров, авторские работы, видеоматериалы, эскизы, электронные ресурсы.
Материалы, оборудование: кожа, инструменты для работы с кожей,
Методы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, взаимоконтроль, собеседование.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ с творческим заданием «Цветок мечты»




Раздел 5. Творчество, труд, мастерство (36ч.).
Теория: Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида.
Практика: Изготовление изделий с использованием различных техник и материалов:
Аранжировка цветов: букеты на последний звонок и выпускной бал. Искусство коллажа: праздничные открытки. Работа с кожей: сувениры, подвески, талисманы.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, практический, проектная работа.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: специальная литература, фотографии и иллюстрации работ мастеров, эскизы, шаблоны, тематические презентации.
Материалы, оборудование: кожа, замша, природный материал, бросовый материал, стеклярус, клей пистолет, бульки, свечка, стек, ножницы, проволока.
Методы контроля: тестирование, наблюдение, практическая творческая работа.
Форма подведения итогов по теме: практическая работ «Талисман на удачу»

6.Итоговые занятия (12ч.).
Итоги деятельности объединения. Организация презентаций творческих проектов в рамках отчетных выставок.
Форма организации занятий: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесный, практический, проектный.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: готовые творческие проекты обучающихся, электронные ресурсы.
Материалы, оборудование: стенды, мольберты, стеллажи.
Методы контроля: самооценка, анализ, самопрезентация.
Форма подведения итогов по теме: презентация творческой работы.

7.Экскурсии (12 ч.).
Экскурсии в Дом природы, Выставочный зал, Музей археологии и краеведения. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества. Обсуждение и оформление результатов посещения.

8.Выставки и конкурсы (15ч.). Организация выставок детского творчества с целью выявления одаренных и талантливых детей.

Формы организации учебного процесса по программе третьего года обучения: учебное занятие (изучение нового материала, закрепление, комбинированное, обобщающее); занятие-беседа, путешествие, экскурсия, практическое занятие, видеозанятие, занятие-игра, проектная работа.

Опорные понятия: аппликация, схема, эскиз, циркуль, макетный нож, флористический пистолет, напильник, пресс, шило; копировальная бумага, наждачная бумага, цветная бумага, прокалывание, прорезание ножом, изгибание, плетение, скручивание; разметка через копировальную бумагу, складыванием, на просвет; сборка сшиванием, склеиванием; гладкость, шероховатость, толщина, жесткость, мягкость, хрупкость; линии: прямая, кривая, ломаная, спираль; симметрия, асимметрия, ось симметрии.

Примерный перечень выставок творческих работ:
«В краю родном»;
«Подарок маме»;
«Наши увлечения»;
«Дело мастера боится»;
«Мир творчества»;
«Пасха»;
«Новогодние краски
Информационное обеспечение программы.

Список литературы для педагога:
Леонова Е.В. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование 2001№ 5. – С.45-50.
Махотин Д.А. Проектный подход к разработке средств методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования // Дополнительное образование 2004 №8. – С. 24-29.
Петер Асманн. Современная флористика /пер. с нем. Е. Юдаевой: Культура и традиции, 2002.- С.221.
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2005. – С.272.
Хохлова М.В. Проектно – преобразовательная деятельность младших школьников // Вопросы обучения и воспитания.- 2007.- №3. - С.30-34.
Ямилева Т.С. Карта интеллектуально – творческого потенциала личности // Дополнительное образование.- 2004.- №6. – С.24- 27.
Чибрикова О.В. Оригинальные поделки из ненужных компакт - дисков. М.: Эксмо,2007. – С.236.
Софьина Т.И. Кожа: вторая жизнь вещей. - Волгоград: Учитель, 2004.- С.345.
Филиппова С.Н. Изделия из кожи.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.- С.213.
Шахова Н.В. Кожаная пластика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С.314.
Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – Ярославль: «Академия развития». 2000. – С.376.
Шичанина В.С. Украшения из кожи. Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2009.-С.315.
Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2001.- С.236.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/Сост. Н.К.Беспятова.-2-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2004.- С 86.
Пушкина В.З. Кожа. Практическое руководство.- «Культура и традиции», 2001.- С 232.
Список литературы для обучающихся и родителей:

Аржанухина Н.В. Искусственные и сухие цветы, 2004 г. – С.240.
Блэклок Дж. Аранжировка цветов/Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2009.-
С.416.
Бухольц К. Флористический дизайн. Серия «Хит сезона». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-
С.124.
Конышева Н.М. Чудесная мастерская. - М.: Линка-ПРЕСС, 1997.- С.270.
Суханова Н.П. Картины из цветов: Флористический коллаж. – М.: ОЛМА – ПРЕСС
Образование, 2004. – С.30.
Суханова Н.П. Цветы и праздник. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002.- С.456.
Суханова Н.П. Искусственные цветы. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002.- С. 270.
Спичекова С.С. Школа флористики. Серия «Современные композиции» - «Ниола 21-й
век», 2005.- С. 130.
Силаева К.В. Соленое тесто: украшение, сувениры, поделки. Изд-во Эскимо, 2003.- С.
238.
Синеглазова М.О.1000 мелочей из кожи. Профиздат, 2002.- С. 356.
Тюрина Н.Е. Чудо – Кожа. АСТ-ПРЕСС, 2000г.- С.136
Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов.- М.: «Кладезь», 2008.- С.566.
Шевырева Н.А. Уроки флористики. Сухоцветы: аранжировка, ассортимент, техника.
«Фитон + », 2003г.- С 280.
14. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.- 104с: ил.
15. Калинина Е. «Натура и фантазия в декоративной композиции». Журнал «Юный художник», 1994г.
16. Рондели Л.Д. «Народное декоративное прикладное искусство», М., Просвещение, 1984г.
17. «Декоративное рисование». Составитель Логвиненко Г.М., Магнитогорск, 1998г.
18. Панков С.» Динозавры» (серия «Узнай мир»), С-П,,2007 г.
19. Афонькин С.Ю. «Самые удивительные растения» (серия «Узнай мир»),С. П, 2008
20. Валери Ле Дю «Мир моря» (детская энциклопедия),М.,2004 г.
21. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала»,М. Просвещение, 1991 г.
22. Левин С.Д. «Беседы с юным художником», М. 1988 г.

Список видеоматериалов:

Видео- материал по работе с кожей (мастер- класс).
Видео- материал по работе с природным и искусственным материалом (приемы составления композиций).
Электронный каталог выставочных работ, выполненных обучающимися (картины из кожи, соленого теста, ниток, природного материала).

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://xobi.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7&mode=&order=0&thold=0




































Приложение 1.

Словарь основных понятий и терминов.

Аранжировка цветов - составление букетов и композиций из живых растений.
Композиция - сбор отдельных элементов в одно целое.
Фокусная точка - композиция с основной точкой фокуса.
Фон - основа композиции.
Тон - цветовой оттенок любого цвета.
Цветовая гамма - сочность цвета и разлив цветового круга.
Контраст - резкий переход из одного к другому цвету.
Гармония цвета - подбор спокойных тонов.
Бутоньерка - композиция настольная собранная в оазисе.
Драпировка - придание отвлекающего или объемного маневра в композиции.
Фитодизайн - сбор любой композиции из ароматизированных растений.
Энкаустика - рисование горячим утюгом.
Флористика - работа с природным материалом.
Тиснение - способ горячего выжигания ножом или бульками.
Ритм - чередование цветовых пятен, главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных, в композиции называется ритмом.
Флористический пистолет - силиконовый пистолет для склеивания различных элементов.
Темари - японская техника.
Бахтарма - обратная сторона кожи.
Стержни - силиконовые стержни для пистолета.





























Приложение 2.

Каталог
дидактических пособий.
1 год обучения.



Тема
Цель применения
Вид, назначение,
пособие
Кол.-во


Технология обработки материалов.
Наглядная демонстрация инструментов, приспособлений для работы.
Правила Т/Б.
4


Обработка материала.
Наглядная демонстрация приспособлений работы с природным материалом.
Инструкционная карта поэтапной подготовке материала к работе.
2



Наглядная демонстрационная методики сбора и сушки природного материала Мамонтовой.
Инструкционные карты, Мамонтовой.
1


Композиции.
Наглядная демонстрация эскизов при выполнении картин.
Эскизы, чертежи.
12




Инструкционные карты для работы с природным материалом.
10




Фотографии.
45


Работа с различными материалами.
Развивать бережное и экономное отношение к различный материалам
Шаблоны, эскизы, трафареты, чертежи.
4



Наглядная демонстрация при выполнении панно, картин.
Фотографии, эскиз.
20



Наглядная демонстрация
Инструкционные карты поэтапного выполнения творческой работы.
12


Изготовление творческих работ.
Изготовление творческих работ по замыслу.
Шаблоны, эскизы, чертежи, трафареты.

12










Приложение 5.

Схемы технологических процессов
изготовления изделий из кожи, замши, сухоцветов

Технология изготовления изделий из кожи:
а) технология подготовки кожи к работе;
б) чистка кожи моющими средствами;
в) кройка изделий из кожи;
г) покраска выкроенных изделий из кожи;
д) работа с бумажными шаблонами;

Технология работы с природным материалом (шишки, корни деревьев, листья, цветы):
а) сбор природного материала;
б) подготовка природного материала к работе (сушка, укладка в книги, в манную крупу);
в) изготовление коллажей, панно, композиций;
г) работа с бумажными шаблонами.

Технология изготовления изделий из соленого теста:
а) приготовление соленого теста;
б) сушка и запекание в духовке;
в) покраска готовых изделий;
г) сбор в композиции на основе.

























13PAGE 15


13PAGE 14315




 <>Dnv†ДЖК
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·км
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415