Статья Значение этнокультурного компонента на внеурочных занятиях декоративно-прикладного искусства


Фадеева Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
п. Унъюган, Октябрьский район,
Тюменская область
Значение этнокультурного компонента
на внеурочных занятиях декоративно-прикладного искусства.
Аннотация
Статья посвящена возрождению народных традиций через исследовательскую работу обучающихся в условиях внеурочной деятельности. Основная цель работы – изучение духовного наследия русской культуры и сохранение национальной культуры коренных народов Югры, а также культур других народов, населяющих округ для формирования общей культуры детей, принятия ими духовно-нравственных ценностей в условиях современного многонационального общества ХМАО - Югры. Результаты работы могут быть использованы для духовно-нравственного воспитания не только детей, но и взрослых. Материал может представлять интерес для широкого круга людей, для всех, кого волнуют межкультурные взаимоотношения людей.
«Народ в наиболее чистом виде представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
При наличии гармонии между национальным
и интернациональным чем больше
национального в воспитании, тем сильнее,
культурнее, духовно богаче нация».
Г.Н.Волков
Актуальность: В последние годы для всех стала совершенно естественна мысль о том, что воздействие национального, народного искусства на растущего ребенка является необходимым условием нравственного и духовного становления. Она выступает как школа воспитания чувств, стимулирует творческий потенциал, способствует сближению людей разных поколений. Стало ясно, что актуальность изучения этнической культуры сейчас, как никогда ранее, вызывает у всех огромный интерес. Народные традиции, культура коренного народа занимают особое место среди других механизмов воздействия на сознание и эмоциональную сферу ребенка. И сегодня, мы особенно остро ощущаем потребность в знании национальной культуры. В рамках ФГОС одно из приоритетных направлений - это национально-региональный компонент. В художественном образовании имеется огромное пространство для применения национальной тематики.
При работе над темой самообразования «Сохранение русской культуры на внеурочных занятиях декоративно-прикладного искусства», я ставила перед собой цель: Изучение и популяризация традиционного творчества народов, населяющих наш край и его духовных основ на внеурочных занятиях декоративно-прикладного искусства через исследовательскую деятельность учащихся.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:
Изучение и приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.
Воспитание уважения к культурному наследию региона через искусство.
Сохранить и передать национальную самобытность, материальные и духовные ценности через художественное образование.
Сохранение и популяризация традиционного народного творчества.
Практическая значимость: обобщённый материал данного исследования можно применять как на уроках краеведения, литературы, математики и технологии, так и во внеурочное время для привития интереса к изучению этнокультуры Югры.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался лепить, рисовать, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность
В своих объединениях «Игрушки-сувениры», «Чудо-лепка», «Волшебная роспись», «Истоки» я знакомлю детей с различными видами декоративно-прикладного искусства: роспись городецкая, хохломская, мезенская, урало-сибирская и др.. Обучаю техникам кистевой росписи по дереву, керамике и стеклу; лепки из глины, солёного теста и пластилина; контурной резьбы и выжиганию по дереву, линогравюры, художественного шитья. Сувенирные куклы выполняются с применением вышеперечисленных техник происходит начиная от изготовления каркаса и закачивая декорирование костюма.
В педагогической деятельности я ставлю цель не просто ознакомить своих воспитанников с разными техниками, материалами и видами декоративно-прикладного искусства, но обязательно в контексте с национальной тематикой. В своей работе обращаюсь к устному народному творчеству народов, населяющий наш округ. Использование сказок, легенд, пословиц способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, знакомству с системой образности, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка. Немаловажным для юного мастера является и знакомство на внеурочных занятиях с произведениями отечественных писателей, художников и композиторов, несущих в себе красоту русского национального мира.
Среди эффективных способов реализации этнокультурного компонента является виртуальная экскурсия по музеям этнических культур народов России, к архитектурным памятникам зодчества на занятиях внеурочной деятельности. В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.
Каждое занятие по своему содержанию логически связано как с предшествующими занятиями, так и с последующими, чтобы по каждому занятию складывалась целостная система. Используя национально - региональный компонент на уроках важно придерживаться определенных принципов:
- систематичность
-доступность
- наглядность
- разнообразие материала
- связь материала в учебной и воспитательной работе
-взаимосвязь местного и общего исторического, географического, культурного материала.
Мною изучался материал по истории и этнической культуре ханты, манси, русской, этносоциальной культуре казачества, а также культуре народов ближнего зарубежья, проживающих на территории Югры. На основе изученного материала, подготавливаются дидактические пособия к занятиям с региональным компонентом. И чтобы дети начали творчески применять свои знания, необходимо воспитание у них потребности в такой деятельности. И декоративно-прикладное искусство имеет неограниченные возможности реализации творческого начала каждой личности. На таких занятиях можно в полной мере реализовывать региональный компонент, т.к. создавая эскизы и схемы к творческим работам, обучающиеся могут обращаться к орнаментам народов населяющих наш округ, сюжетам легенд, сказок. Особое внимание уделяем цвету, если рассматриваем вышивку ханты и манси. Ведь она отражает сложное мировоззрение древних народов Югры, их духовный мир. Стараемся перенести эти знания в свои работы, выполненные в других видах ДПИ.
Так на занятиях НПО «Исполнитель художественных работ» обучающаяся Насибова Элина, ученица 9 класса, выполнила этносинтезированную роспись набора разделочных досок и представила в 2014 году творческий проект «Подарок бабушке» на XII районной научной конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее» с результатом – диплом I степени. Для росписи подарочного набора использовались мотивы азербайджанских орнаментов, ханты, и элементы северной мезенской росписи. Цель проекта: Создание мотива орнамента, объединяющего в себе традиции трёх народов – азербайджанцы, ханты и русские, живущих в многонациональной стране. На VIII открытой конференции юных краеведов и историков «Тимофеевские чтения» среди учащихся школ также ею была представлена исследовательская работа «Создание мотива орнамента, объединяющего в себе традиции трёх народов, живущих в многонациональной стране», которая была отмечена дипломом II степени.
В магазине игрушек можно найти куклу на любой вкус, но кукла, сделанная своими руками, будет занимать в вашей жизни особое место. Куклы могут быть сделаны для разных целей: для игры маленьким детям, для оберега, просто для души. Но также их можно сделать для подарка родным и знакомым на наших занятиях. На внеурочном занятии «Игрушки-сувениры» после детального изучения традиционной одежды ханты учащиеся изготовили две сувенирные куклы-ханты: «Югра» и «Агна» в национальных женских костюмах зимней и летней одежды. Изделия стали лауреатами всероссийского конкурса «Звезды нового века» 2015г. Также куклы на данный момент принимают участие в районной выставке «Юный мастер-2016».
В 2015 году учащаяся Мельникова Екатерина, обучающаяся на внеурочных занятиях «Игрушки-сувениры», представила свой творческий проект «Сувенирная кукла «Снегурочка» на XIII районной научной конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее». Цель проекта: Создание сувенирной куклы «Снегурочка» через обобщение ее образа как персонажа русских народных сказок и древнего славянского обряда, как героини новогодних праздников и произведений русских писателей, художников и композиторов. Результат – диплом II степени
Кукла, выполненная обучающейся на моих занятиях Шигоревой Викторией, ученицей 6 класса, «Донская казачка» как один из символов русской культуры была представлена на районном конкурсе проектов «Юный изыскатель» в Чемашинской СОШ и отмечена призовым III местом. Цель проекта: Создание сувенирной куклы «Донская казачка» через изучение костюмов казачек 17-19 веков и обобщение этого образа по художественному произведению М. Шолохова «Тихий Дон» и картинам современных русских художников.
В настоящий момент я работаю с обучающимися над серией кукол в различных национальных костюмах: белорусский, украинский, узбекский, азербайджанский, казахский, татарский. Все они будут представлены на ежегодном творческом конкурсе «Серебрянное копытце» п. Унъюган.
Знакомство с культурой многочисленных народов, населяющий наш округ, через исследовательскую деятельность на внеурочных занятиях общекультурной и … направленности, расширяет границы культурологических знаний у учащихся, способствует проявлению и сохранению интереса детей к богатому культурному наследию России, воспитывая в них уважительное отношение к национальным традициям и обычаям других народов, проживающих рядом и развивая их творческие задатки.
Список литературы.
Использованная литература:
1.Банников В. Н. Народное искусство и художественное творчество [Текст]: внеурочная деятельность в школе: учебно-методическое пособие. Часть 1: 1-4 класс, часть 2: 5-8 класс / В. Н. Банников. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014. – 171 с.;
1.Алехин А.Д. Изобразительное искусство: [Текст] Художник. Педагог/ А.Д.Алехин.- Школа.-М.: Просвещение,1984.-160 с.;
2.Волков Г.Н. Этнопедагогика : [Текст] Учебник для студ. средних и высших педагогических учебных заведений / Г.Н. Волков - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -…..
4.Каплан Н.И. Тропою северных оленей. Декоративно прикладное искусство народов Крайнего Севера. - Л.:Аврора.1997.- 77 с.;
5.Неменский Б.М. Мудрость красоты. 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: Просвещение,1987.-255 с;.
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
7. Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Старинный донской казачий костюм XVII—XIX вв. // Донской народный костюм. Ростов н/Д. 1986. С. 33; Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов н/Д., 1998
8. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.