Творческий отчёт учителя начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой индивидуальности обучающихся.

Творческий отчёт учителя начальных классов Савенко В.В.
«Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой индивидуальности обучающихся.
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров


В настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительный рост научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Однако во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
Что же сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приёмов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в современном мире. Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства. Вот что страшно.
В основе педагогической деятельности современного учителя лежат как традиционные, так и современные приёмы, формы и методы обучения и воспитания. Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребёнок сохранит своё видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования. Начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.
Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего его развития. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения.
Дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему их увлечь предметом исследования. Учебное исследование для обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих « открывателей».
Особенностью проектно-исследовательской деятельности в начальной школе является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащиеся. Ребёнок открывает мир для себя, он сам выбирает, чем и как он будет заниматься. Здесь очень важно умело направить естественную активность ребёнка на развитие новых для него навыков.

Проектно-исследовательская деятельность допускает бесконечное движение вглубь. Исследование – путь воспитания творцов. Любой же творец нуждается в помощи руководителя.
Конечно же, специфика проектно-исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

· Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.
Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой исследовательской активности детей; стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Как известно возраст 6-12 лет – очень важный период развития для ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду.
Главное для учителя – увлечь и « заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
С первых дней пребывания детей в школе учитель старается преодолеть обособленность семьи и школы, достичь взаимодействия с родителями, согласовать семейное воспитание со школьным. Успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, направленная на развитие исследовательских умений.
Типы проектов:
1.Творческие проекты (стихи собственного сочинения, исполнение песен, участие в инсценировках, и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
2.Ознакомительно-ориентировочные(информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
3.Практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей (продукт деятельности) , что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
4.Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Начиная с первого класса начинается знакомство с детьми, с выявления у каждого ребенка его интересов, хобби. Первые выступления ребят предлагаю в виде выступления «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, рисунки, поделки, сувениры, засушенные листья и другие вещи, которые их интересуют. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Учитель ищет первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Какие сказки любят в твоей семье?», «Любимое блюдо моей семьи», «Мой дедушка - герой»
Затем предлагается детям собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Предлагается задание, приготовить сообщение о растении, о животном, о профессии одного из родителей. Задача учителя- подвести ребят к идее, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти все сведения тяжело удержать в голове, поэтому приходим к выводу, нужно создать записи, схемы, рисунки. И конечно, исследовательская работа на родителях и учителе.
Ученики, по очереди, в течение всей начальной школы участвуют в классном конкурсе мини - исследовательских работ «Хочу всё узнать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме. Лучшие проекты отправляются на конкурс « Зерде», «Разрешите представиться Я».
Очень важно привлечь в союзники родителей. Чтобы они были не простыми наблюдателями, а активными участниками учебного процесса. И всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.
Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах класса. В данном случае им даётся возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в проектно-исследовательской деятельности. Эта работа оказывается для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребёнку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребёнка и родителей.
Примером такой совместной проектно-исследовательской деятельности ребёнка, родителей, учителя может служить творческий семейный проект «Забытые игры наших родителей», «Мое родное село», «О кошках».
Для развития творческих способностей проектно-исследовательская деятельность предоставляет самый большой простор. Творческие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей.
Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания учащихся в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Уместно в этой связи привести ещё раз слова французского учёного М.Монтеня:
“Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный”.
Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.