Творческий отчет учителя математики за 2012-2017 учебный год

Творческий отчет
Бондаренко Марины Эдуардовны
учителя математики
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Школа №101 города Донецка»
2012-2017


Мое кредо
«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель».
Ушинский К.Д.

Каждый учитель часто задумывается над тем, каким должен быть современный урок. Для меня современный урок – это урок, который доставил удовольствие не только учителю, но и ученику. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Поэтому необходимо хорошо продумать структуру урока, логику изложения материала, способы организации работы учащихся, выбрать оптимальные формы и методы преподавания, соответствующее техническое оснащение.
Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажная роль здесь отводиться информационным технологиям, так как в настоящее время именно они стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Поэтому, с 2012 года я работаю над реализацией методической проблемы «Использование элементов ИКТ на уроках математики».
Актуальность: Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
Цель: путем использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности повысить мотивацию учащихся к изучению математики, привлечь к участию в математических конкурсах, формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
Задачи:
разработка методических рекомендаций в рамках реализуемой проблемы
продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание математики, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания математики
изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
создание условий:
для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
разработка и внедрение в практику образовательной деятельности уроки с применением ИКТ,
участие в математических конкурсах

Формы использования ИКТ применяемые мною на уроках
Использование готовых электронных продуктов
Использование мультимедийных презентаций
Использование ресурсов сети Интернет
Использование программного обеспечения
Первый шаг – создание медиатеки.
Второй шаг – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения, я очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей. При закреплении знаний по пройденному курсу использую тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.
Третий шаг - создание дистанционных курсов. Мною созданы три дистанционных курса: на платформе moodle _ для 6 класса «Действия с рациональными числами» и для 11 класса спецкурс «Комплексные числа»; на платформе «Классная оценка» - «Сложение отрицательных чисел.»
Результат работы над проблемой:
внедрение элементов информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить темп урока;
рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности;
рост числа участников и призеров предметных олимпиад;
выраженный интерес учащихся к предмету, развитие практических навыков самостоятельной работы, поиска информации по предложенной теме, умений работать в группе для достижения общей цели;
систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках;
повышение уровень информационной компетенции учащихся и учителя.
Участие в методической работе школы:
2012 ноябрь выступление на педсовете «Разработка тактики педагогической деятельности по реализации Программы развития учреждения технической направленности»
Октябрь 2013 выступление на педсовете «Адаптация учащихся 5 класса»
Февраль 2017 выступление на педсовете по теме «Методическое объединение как структура управления развитием профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя»
2012-2014, 2016-2017 – руководитель методического объединения учителей естественно-математического цикла.
2013- 2014 постоянно-действующий семинар «Интерактивная доска на уроках математики»
Март 2014 проблемный семинар «Развитие устойчивого интереса к физико-математических дисциплин, содействие раскрытию познавательных интересов»
Ноябрь 2016 теоретический семинар. «Организация работы с одаренными и способными детьми»
Январь 2017 Ярмарка педагогических идей. «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
Март 2017 Семинар. «Использование ИКТ на уроках – основа развития современной школы»

Внеурочная деятельность
Цель работы, как классного руководителя, - формирование у учащихся способностей к творческому саморазвитию, к творческой деятельности. В воспитательной деятельности применяю ИКТ, создаю видеоролики для творческих конкурсов. В 5-6 классе я полностью руководила процессом подготовки к творческим конкурсам, внеклассным мероприятиям. При этом объясняла, как и где необходимо найти соответствующий материал. Начиная с 7 класса, моя главенствующая роль немного уменьшилась: учащиеся стараются в жизнь класса воплощать свои творческие идеи. В этом году учащимся было предложено самостоятельно подготовить видеопредставление к конкурсу Мисс Осень. Пока мы еще малы, не все получается, но постепенно мы готовимся к самостоятельной деятельности. Результат себя не заставляет ждать!
- Принимаем активное участие всем классом в школьных концертах.
- Мисс Осень 2013, Мисс Весна -2014, Мисс Весна 2016- 1 место и Приз зрительских симпатий ( в средней лиге )
- Мисс Осень 2016 ( дебют в старшей лиге) – 1 место разделили с 11 и 10 классами.
Время идет, но наши интересы не меняются. Мы посещать парки и кинотеатры, ну и конечно, куда деться от детского ресторана.
В феврале 2016 года для учащихся 5-6 классов провели мероприятие ко дню Валентина «Стрела Амура» с применением элементов ИКТ; в ноябре 2016 - Открытое внеклассное мероприятие «Мои права и обязанности» с применением интерактивной презентации.
Участие в районных семинарах
Районный семинар по индивидуальному обучению “Обеспечение социализации детей с особыми потребностями путем их привлечения к внеклассным мероприятиям.” 2014
Районный круглый стол учителей математики «Учебно-методические нагрузки образовательного портала «Классная оценка» как платформа организации обучения» 2014
Участие в творческих группах
2012 г Областная творческая группа «Учебно-методическое наполнение обеспечения дистанционного курса на платформе moodle»
2013 Областная творческая группа «Учебно-методическое наполнение образовательного портала «Классная оценка» как платформа организации дистанционного обучения»
2016-2017 Республиканская творческая группа «Учебно-методическое обеспечение обучения математики в соответствии с республиканским стандартом по математике»

Мастер-классы
Школьный мастер-класс «Внедрение ИКТ в процесс преподавания математики» 2014
Республиканский мастер-класс «Инфографика как инструмент уплотнения информации» 08.02-21.02.2016 Сертификат об окончании обучения (пр №20от 02.03.2016 ДРИДПО)
Международный мастер-класс по использованию программы Advanced Grapher при графическом решении неравенств с двумя переменными март 2016 ( 3 мастер-класса)

Методическая работа на уровне республики:
Составление многоуровневых контрольных работ для проведения промежуточной аттестации по алгебре и геометрии 11 класс
Прошли апробацию в декабре 2016
Создания справочного материала для учащихся 6 класса по подготовке к сдаче устного экзамена. Материал выложен на сайте Министерства образования ДНР в разделе Переводные экзамены. 2016 г
В ноябре 2016 г привлекалась Ресобрнадзором ДНР к экспертизе экзаменационных билетов по математике

Участие в профессиональных конкурсах
Название конкурса
Уровень
Место

«Мобильное обучение в открытом информационном пространстве». Номинация «Дистанционный курс»
Областной
Диплом ІІ степени

«Лучшая методическая разработка: сценарии праздников, развлечений»
Всероссийский
Диплом победителя 2-е место)

Профессиональный конкурс педагогического мастерства
Международный
Диплом победителя
( 2-е место)



Год
участия
Название мероприятия
(конференция, коллегия, семинар, профессиональный конкурс, вебинар, мастер-класс и т.д.)
Результаты
(докладчик, содокладчик, победитель, призер, лауреат, жюри, участник)
Уровень

20.12.2012
Областной конкурс «Мобильное обучение в открытом информационном пространстве»
Диплом ІІ степени
областной

2013
Вебинар «Новые акценты в методике преподавания математики»
Сертификат участника
областной

2013
ІІ конкурс «Творческий учитель – одаренный ученик» в номинации Авторский развивающий урок и система уроков, проект учителя-предметника.
Сертификат участника


2013
Творческая группа «Учебно-методическое наполнение образовательного портала «Классная оценка», как платформа организации дистанционного обучения»
участник
областная

2014
ІІІ конкурс «Творческий учитель – одаренный ученик» в номинации Авторский развивающий урок. Математика, информатика.
Сертификат участника


20.12.2015
Международный конкурс «Конспект года»
Сертификат участника
Международный

25.01. 2016
Всероссийский творческий конкурс «Зимний марафон 2016»
Сертификат участника
Всероссийский

10.02. 2016
Международный конкурс «По сказочным дорожкам»
Сертификат участника
Международный

11.02. 2016
 Всероссийский конкурс "Лучшая методическая разработка: сценарии праздников, развлечений.."
Диплом победителя
( 2-е место)
+ 4 сертификата участника
Всероссийский

27.04.2016
Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства
Диплом победителя
( 2-е место) + 7 сертификатов участника
Международный

2016
Вебинары для учителей математики «Уравнение с параметрами». «Уравнение с модулем» при кафедре физико-математического образования Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования
участник
Всероссийский

2016
Вторая он-лайн конференции по обобщению и распространению педагогического опыта среди учителей на международном образовательном педагогическом портале «Инновационное образование»

участник
Международный


Распространение опыта

Название работы
Где опубликована
Дата

Разработка урока в 6 классе «Свойства уравнения» с мультимедийной поддержкой»
Журнал «Открытый урок: разработки, технологии, опыт
Публикация в №6 за июнь 2014

Презентация по математике на тему "Определение уравнения" (6 класс)
infourok.ru
22.11.2015

Конспект урока в 6 классе на тему "Уравнение и его элементы"
infourok.ru
22.11.2015

Презентация к уроку «Определение одночлена»
Копилка уроков
05.12.2015

Презентация по алгебре на тему "Стандартный вид одночлена" (7 класс)
infourok.ru
05.12.2015

Пути повышения эффективности обучения
infourok.ru
17.02.2016

Деятельностно-ценностная задача с использованием технологии ТОГИС по математике "Сложение отрицательных чисел", 6 клас
infourok.ru
20.02.2016

Фрагмент урока в 9 классе по алгебре «Решение систем неравенств с двумя переменными» с использованием программы Advanced Grapher и метода "Шесть шляп»
infourok.ru
04.03.2016

Методические аспекты использования мультимедийных презентаций на уроках математики
Уроки математики
22.01.2017

Конспект урока с использованием ИКТ в 8 классе по теме «Квадратный корень из произведения»
infourok.ru
21.01.2017

Всего 52 печатные работы
Наличие и действенность сайта педагога
Адрес сайта
Год создания
активный /
неактивный
Количество посещений

infourok.ru/user/bondarenko-marina-eduardovna
22.11.2015
активный
6882

kladraz.ru/users/bondarenko75
20.01.2016
активный
24129


2016 год Участник второй он-лайн конференции по обобщению и распространению педагогического опыта среди учителей на международном образовательном педагогическом портале «Инновационное образование». Тема доклада: «Использование элементов ИКТ на уроках математики»

Итоги участия учеников в конкурсах

Год
участия
Название мероприятия
(конференция МАН, предметные олимпиады, турниры и т.д.)
результаты
(победитель, призер, лауреат, участник)





2013
Международный математический конкурс «Золотой сундучок - 2013»
Отлично- 2 ученика

2013
І Региональная выставка творческих работ и научных проектов учащихся Донецкой области «Научная весна» при ДонНУ
Участие – 1 ученик

2014
Международный математический конкурс «Золотой ключик- 2014»
Отлично –2 ученика

2014
Математика для всех: интеллект- творчество-математика «ИТМ-2014»
2 место- 1 ученик

2014
І І Региональная выставка творческих работ и научных проектов учащихся Донецкой области «Научная весна» при ДонНУ
Участие – 4 ученика

2015
«Золотой Сундучок-2015»
Отличный – 7 учеников

2015
Всероссийский метапредметный (математика+информатика) конкурс «Алгоритмика»
Участник - 8 учеников

2015
Всероссийский математический конкурс «Волшебный сундучок»
Участник – 7 учеников

2016
Всероссийская дистанционная олимпиада по математике среди учащихся 5-11 классов «Юный Пифагор-2016»
І место-1ученик

2016
Заочный тур математической олимпиады «Абитуриент 2016»

Хороший - 1 ученик

2016
«Золотой Ключик-2016»
Отличный – 8 учеников

2016
Всероссийский математический конкурс «Карта сокровищ»
Участник – 5 учеников

2016
Всероссийский математический конкурс «Клад ацтеков»
Участник – 8 учеников

2016
Всероссийский математический конкурс «Золотой ключик»
Участник – 8 учеников

2016
2 этап Республиканской олимпиады по математике

3 место - победитель

2016
Всероссийский математический конкурс «Потомки Пифагора»
Участник – 8 учеников

2016
Всероссийская математическая олимпиада «Волшебный сундучок»
Участник – 8 (8 класс)+
2 (7 класс)

2016
«Золотой Сундучок-2016»
Отличный – 8 учеников ( 8 класс)
Хороший – 2 ученика (7 класс)


2017
Всероссийская математическая олимпиада «Золотой ключик»
Участник – 9 ( 8 класс) + 3 ( 7 класс)

2017
«Золотой Ключик-2017»


2017
Открытая международная математическая интернет-олимпиада «Зима. Январь 2017)»
Диплом 1 степени – 6 учеников



Сведения о наградах

Формулировка
(за что награждается)
Кем награждается (название организации)
Дата и № приказа

За высокий уровень профессиональной культуры и творческий вклад в проведение конкурса Математика для всех: интеллект- творчество-математика «ИТМ-2014»
Декан физико-математического факультета, руководитель Научной лаборатории содержания и методов обучения математики, физики и информатики СумГПУ им. А.С.Макаренко
2014

За качественную подготовку учащихся во ІІ региональном фестивале творческих работ «Научная весна» в номинации «Математика вокруг нас - 2014»
ДонНУ
МОУ «Школа №101»
2014

Благодарственное письмо за подготовку победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по математике среди учащихся 5-11 классов «Юный Пифагор-2016»
Международный образовательный педагогический портал «Инновационное образование»
23.03.
2016

За популяризацию математических знаний среди учащихся и их привлечение к участию в математических конкурсах «Золотой Сундучок» и «Золотой Ключик»
Факультет МиИТ ДонНУ
Май 2016

За вклад в развитие дистанционных математических соревнований и помощь в проведении Всероссийских математических и метапредметных конкурсов
- «Волшебный сундучок»
- «Клад ацтеков»
- «Алгоритмика»
- «Золотой ключик»
- «Карта сокровищ»
- «Потомки Пифагора»
Электронная школа «Знаника»




2015, 2016
2016
2016
2016, 2017
2016
2016

За активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» при проведении ІІІ Международного конкурса «Мириады открытий»
инфоурок
2016

Грамота за качественный и добросовестный труд, значительный личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения, активную жизненную позицию
Отдел образования администрации Петровского района г Донецка
2016, 2017

Благодарность за отличную подготовку учащихся в открытой международной математической интернет-олимпиаде для школьников «Зима-2017»
Меташкола
2017


Заключение. Применение ИКТ способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”.



15