Библейские главы и их роль в решении нравственных проблем романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». (урок-дискуссия в 11-ом классе)



Тема: Библейские главы и их роль в решении нравственных проблем романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цели и задачи урока.

1. Выяснить, с какой целью вводит М. Булгаков в свой роман библейские сюжеты и их героев? Какими видит и изображает главных библейских персонажей Иисуса Христа и Понтия Пилата?
2. Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор в ершалаимских главах? О чём предупреждает нас, от чего предостерегает?
3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, пробуждение понятий добра, милосердия, совести и т.п.

Форма урока ( обсуждение проблем за круглым столом, дискуссия (исследовательская работа по текстам Библии и романа).

Оформление:

1. Портрет М. Булгакова (в исполнении учащихся 11 класса).
2. Библия, Евангелие от Матфея.
3. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
4. Иллюстрации к сценам "Суд", "Казнь" (в исполнении учащихся 11 класса).
5. Оформить стенд с работами выпускников прошедшего года:
а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
б) сочинение "Письмо прокуратору Иудеи Понтию Пилату";
в) доклад о жизни и творчестве М. Булгакова.

Эпиграф к уроку: "Да возьмите вы любых пять страниц из любого его  романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с Писателем" (М. Булгаков.)

Плакаты к уроку:

1. "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле". (В. Лакшин.)
2."Совесть ( внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть ( искупление вины, возможность внутреннего очищения" (Е. В. Корсалова).

Этапы урока (на доске):

1. Сопоставление булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.
2. Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.
3. Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа: бред или стремление к истине?
4. Философские и нравственные проблемы, поднятые в ершалаимских главах. Центральная проблема.
5. Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступление к уроку.

Слово учителя. Начать наш первый урок по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" мне хочется строками из статьи Елены Владимировны Корсаловой - доктора педагогических наук, профессора литературы - "Совесть, истина, человечность..."
"Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман, воплотивший размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и мире, художнике и власти, роман, в котором удивительным образом переплетаются сатира, тонкий психологический анализ и  философские обобщения..."
Я как учитель полностью согласна с Еленой Владимировной и с удовольствием повторю её слова: «Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман..." И от себя добавлю: роман сложный, требующий глубоких раздумий, определенных знаний.
Сегодня мы начинаем его изучение.
Тема первого урока звучит так:
"Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита".
Когда в первый раз, летом, вы читали этот роман, я уверена, что обратили внимание на его композицию. И это не случайно. Композиция романа оригинальна и многопланова. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа:
1-ый( повествование о жизненной судьбе Мастера,
2-ой( созданный Мастером роман о Понтии Пилате.
Получился роман в романе.

Главы вставного романа рассказывают об одном дне римского прокуратора. Они рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя, Мастера, и окружающих его людей. Их всего четыре (2, 16, 25 и 26 гл.). Они вклиниваются в озорные московские главы и резко от них отличаются: строгостью повествования, ритмизированным началом, древностью (ведь они переносят нас из Москвы 30-х годов двадцатого века в город Ершалаим тоже 30-х годов, но века первого).
Обе линии единого произведения( современная и мифологическая( явно и неявно перекликаются друг с другом, что помогает писателю шире показать современную ему действительность, осмыслить её (а это одна из самых главных задач писателя М. Булгакова, которую он решает во всех своих произведениях.)

Задачи нашего урока:
- провести параллели, проверку современной действительности опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов.
А основы этого нравственного опыта заложены в христианстве. Узнать о них может каждый, читающий Библию.
Так делал гениальный автор романа " Мастер и Маргарита " М. Булгаков, а мы попробуем:
- сопоставить булгаковский сюжет с евангельской основой, понять, почему Булгаков обращается к библейским сюжетам, зачем переосмысливает и изменяет их;
- определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор, о чем предупреждает.

Я понимаю всю сложность поставленной задачи для первого урока, но надеюсь, что, работая с текстами Евангелия и романа дома, отвечая на вопросы домашнего задания, с моей помощью на уроке, за этим круглым столом совместно мы можем обсудить многие важные вопросы и попытаемся сделать выводы.
Я прошу смело высказывать свои суждения, даже если они будут не совсем верными, спорными, внимательно слушать ответы товарищей, пользоваться сигнальными карточками (!), чтобы я вовремя заметила ваше желание высказаться. Т. е. я жду от вас полноценной работы мысли и слова и обещаю быть вам добрым помощником.

Итак, приступаем к 1 этапу урока. Задание к нему получили все три группы.

1. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

Вступительное слово: Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы( парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных отличий.

1 Вопрос: Каковы же эти отличия?
Обратимся к вашему домашнему заданию:
- возраст (Иисусу - 33 года, Иешуа - 27 лет);
- происхождение (Иисус( сын Божий и Пресвятой Девы Марии, у Иешуа отец( сириец, а мать( женщина сомнительного поведения; родителей он не помнит);
- Иисус( бог, царь; Иешуа( нищий бродячий философ (положение в обществе);
- отсутствие учеников;
- отсутствие популярности в народе;
- не въехал на осле, а вошел пешком;
- изменил характер проповеди;
- после смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей;
- Иуда не повесился, а убит по приказу Пилата;
- оспорено божественное происхождение Евангелия;
- отсутствие предначертанности его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества;
- нет слов " крест " и " распятый ", а есть грубые "столб ", "повесить";
главный герой не Иешуа (прообразом которого является Иисус Христос), а Понтий Пилат.

2 Вопрос: Почему М. Булгаков обращается в своем романе к библейским сюжетам и их героям ( с одной стороны, а с другой( зачем, с какой целью переосмысляет их?
- в образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, т.е. простой человек, хотя и наделенный высокими моральными качествами;
- М. Булгаков уделяет внимание не идее божественного предопределения, предначертанности смерти во имя искупления человеческих грехов, а земной идее власти, социальной несправедливости;
- делая главным героем Понтия Пилата, хочет обратить особое внимание на проблему нравственной ответственности человека за происходящее вокруг;
- обращается к библейским сюжетам и героям, чтобы подчеркнуть важность всего того, о чём будет говорить, проблем, которые будут решать.

Вывод: Обращение к библейскому сюжету подчеркивает важность описываемого в ершалаимских главах, а переосмысление их автором обусловлено его желанием сблизить всеобщие нравственные идеалы с земными проблемами власти и ответственности человека за происходящее.

2 этап урока. Материалы к вопросу готовила 1 группа.
Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

Учитель: Предлагаю начать работу над образом Понтия Пилата с текста. Зачитаем строки, повествующие о появлении во дворце этой значительной и сложной фигуры: "В белом плаще ... "
Комментирует: Нельзя не почувствовать значительности и особой эмоциональной наполненности этой фразы даже на слух. Но далее идёт фраза, которая сразу снимает этот ореол значительности, подчёркивая земные слабости героя, несколько приземляя его:
"Более всего на свете ... с рассвета " ( стр.20, 2 абз.)
Вывод: Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости.
Давайте обратимся к тексту и найдём там и другие примеры контраста( главного художественного приёма, которым пользуется автор Булгаков в изображении Понтия Пилата.









Величественные черты правителя.

Человеческие слабости.


1. В прошлом бесстрашный войн, всадник " золотое копьё ".
2. Внешне( величественная фигура всесильного прокуратора.
3. Внушает всем страх, называет себя " свирепым
чудовищем".
4. Окружен толпой слуг и охранников.
5. Хочет быть справедливым, помочь Иешуа.
6. Призван решать судьбы людей.
7. Видит, что Иешуа не виновен.
8. Вынес приговор.
1. Ненавидит запах розового масла.
2. Внутри( сильная головная боль.
3. Боится кесаря, прячет трусость, боится доносов.
4.Одинок, единственный друг ( собака Банга.
5. Потерял веру в людей, боится потерять карьеру.
6. Посылает невиновного на смерть.
7. Обвиняет в том, во что сам не
верит.
8. Мучается во сне и наяву.


Вопрос: Почему так много контрастного в изображении прокуратора Понтия Пилата?
Булгаков хочет показать, как в человеке борются доброе начало и злое, как Пилат хочет быть справедливым и совершает зло.
Оставим на время Понтия Пилата и обратимся к другому герою ершалаимских глав( Иешуа Га-Ноцри.

3 этап урока.

Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа. Бред или стремление к истине? (2группа).
Учитель: Опять обратимся к тексту и посмотрим, как появляется во дворце и в романе второй герой ершалаимских глав.
" Этот человек ..." (стр. 22).
" Связанный мгновенно ..." (стр. 24).
" Арестованный пошатнулся ..." (стр. 29).
Комментарии: Это описание создаёт образ жалкого, слабого физически человека, которому трудно переносить телесные мучения.

Вопрос: Каков этот герой внутренне? Так ли он слаб духом, как телом?
Обратимся к тексту:
1. В чём обвиняют Га-Ноцри?
2. Что же он проповедует на самом деле? Что утверждает?
Главные обвинения в словах прокуратора: " Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?"
Проповеди Иешуа:
1. "Все люди добрые ", " Бог один, в него я верю".
2. "... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины".
3. "... всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".
Учитель: Поговорим об утверждениях Иешуа. Посмотрим на них глазами Понтия Пилата.
1. Какое из его утверждений воспринимается Понтием Пилатом как бред, как безвредное чудачество?
2. Какое из них считается легко оспоримым?
3. Какое вызывает у него трепет, страх? Почему?
- 1-ое утверждение Пилат считает бредом и по-своему оспаривает его: физически - с помощью Крысобоя, морально( напоминанием о предательстве Иуды;
- 2-ое утверждение вызывает у него насмешку: "Что такое истина?" Вопрос должен уничтожить собеседника, т.к. человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина. Для людей это сложное, отвлеченное понятие. Что можно ответить на этот вопрос?
Что бы ответили вы?
Можно ожидать потока отвлеченных, туманных слов.
НО: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти, "( ответ Иешуа прост и понятен, истина исходит от человека и замыкается на нём.
Это кусочек истины, оспорить которую Понтий Пилат не может.
- 3-е утверждение вызвало страх у прокуратора, т.к. он боится доносов, боится потерять карьеру, боится расправы кесаря, боится столба, т.е. боится за себя.
Вопрос:  А Иешуа боится за себя? Как он себя ведет ?
- Иешуа боится телесных истязаний. Но не отступает от своих убеждений, не меняет взглядов.

Вопрос: Какие качества героя открываются вам в его проповеди и поведении?
- Главные качества Иешуа: доброта, сострадательность, отвага.

Учитель: В раскрытии образа второго героя ершалаимских глав также используется приём контраста. Слабый физически Иешуа Га-Ноцри оказывается сильным духом.
Учитель: Вернёмся к сцене допроса и посмотрим, что думает о бродячем философе иудейский прокуратор?

Вопросы:  1. Понял ли Понтий Пилат, что Иешуа не виновен? Уверен ли он в этом?
- Да. " В светлой и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, и состава преступления в нём не нашёл".
2. Хочет ли он спасти его от мучительной смерти? Быть справедливым?
- Да. Понтий Пилат делал Иешуа намёки, чтобы тот отказался от своих слов о кесаре, посылал " намекающий взор " и т.п.
3. Какое же чувство побеждает в Понтии Пилате все остальные? Как это происходит?
Сначала Пилат хочет быть справедливым и спасти философа. Но рассуждения последнего о власти повергают его в ужас. " Погиб!" потом: "Погибли!" Он делает попытку склонить Иешуа к отказу от своих слов, но безуспешно.
Страх оказывается сильнее желания быть справедливым. Он побеждает.
4. Найдите слова прокуратора, в которых звучит смертный приговор.
- " Ты полагаешь, несчастный ... не разделяю " (стр. 35)
Учитель: Итак, внутренняя борьба в Понтии Пилате между добром и злом, между желанием быть справедливым или вынести смертный приговор невиновному закончена.
Всесильный прокуратор, умный, мудрый правитель испугался, смалодушничал, струсил.
Он проходит состояния: от страха - к трусости - к подлости.
Вопрос: Скажите, на каком этапе этой логической цепочки вы могли бы ещё понять и оправдать Пилата? Когда нет?
- страх - чувство физиологическое (равно испугу), свойственно всем живым существам, оно рефлекторно, как и инстинкт самосохранения.
Т.е. Пилат мог испытать чувство страха, это нормально, неосудимо.
- Но человек - существо разумное. Он отвечает за свои поступки. Пилат должен не уступать страху, победить трусость, оставаться до конца верным себе, своим убеждениям.
- Вынесение смертного приговора невиновному( это уже подлость. А подлость( это безнравственно.
Акцент: Трусость( между страхом и подлостью. Страх не всегда ведёт к трусости, но от трусости до подлости 1 шаг.
Вывод: "Трусость( несомненно один из самых страшных пороков",( так говорил Иешуа.
"Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок",( внутренний голос Понтия Пилата.
И действительно: "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле".
Так было с Понтием Пилатом: он совершил подлость из страха, из трусости. Но это не всё. Понтий Пилат сохранит себе и жизнь, и карьеру. Но лишит себя чего-то очень важного.
Что же это?
- Понтий Пилат потерял покой. Его будет мучить совесть.
Попытался ли Пилат исправить сделанное, как?
- Да. Прикажет убить Иуду. Захочет облагодетельствовать Левия Матвея.
Успокоит ли это его?
- Нет. "Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит луна, ... его терзает бессонница" (стр. 461).
"При луне ему нет покоя ... он утверждает, что чего-то не договорил тогда... с арестантом Га-Ноцри... более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу".
"Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?"( спросила Маргарита.
Закончим на этом наш разговор о героях библейских глав и обратимся к их проблемам.

4 этап урока. Материалы к вопросу готовила 3 группа.
Философские и нравственно-эстетические проблемы, поднятые в ершалаимских главах.

Учитель: Сейчас я хочу обратиться к группе №3.
Их домашним заданием был вопрос о проблемах романа, поставленных автором в ершалаимских главах. Слушая высказывания на сегодняшнем уроке, участвуя в них, я думаю, они сумели дополнить свои домашние наброски. И я предоставляю слово им.
- Среди всех проблем романа " Мастер и Маргарита " мы хотим выделить две отдельные группы, которые мы могли бы озаглавить так: "философские" и "нравственно-эстетические".
Причём, мы заметили, что группы эти разные в количественном отношении. Т.к. философия( наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, то и философские проблемы, на наш взгляд, поднятые в этих главах, тоже связаны с наиболее общими законами.
Поэтому мы выделили следующие проблемы философского характера:
- Что такое добро и зло?
- Что есть истина?
- В чём смысл человеческой жизни?
- Человек и его вера.
Учитывая, что « нравственность ( это правило, определяющее поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», выделяем нравственно-эстетические проблемы романа, поднятые в ершалаимских главах:
- Духовная свобода и духовная зависимость.
- Ответственность человека за свои деяния.
- Человек и власть.
- Социальная несправедливость в жизни человека.
- Сострадание и милосердие.
Вопрос: Какая из поставленных автором проблем является, на ваш взгляд, центральной?
- Проблема ответственности человека за свои деяния, т.е. проблема совести.
Е. В. Корсалова в своей статье подтверждает эту мысль. Говорит она и о том, для чего дана человеку совесть: " Совесть( внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть ( искупление вины, возможность внутреннего очищения".
Запомните, дети, эти слова.
Вопрос всем: Какие из этих проблем можно назвать современными нам, сегодняшними?
- Все.
Вывод. М. Булгаков поднял в своём романе проблемы вечные, неумирающие. Его роман обращен не только к его современникам, но и к потомкам.
Мы продолжим работу над этими проблемами на следующем уроке.

5 этап урока.
Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

"Роман-предупреждение ( это горькое писательское предвидение того, какие картины могут стать реальностью, если будет и далее раскручиваться нынешняя жизненная спираль".
Эти слова из статьи критика относятся и к роману М. Булгакова, который хочет предостеречь нас, всех живущих, от сделок с совестью, от духовной несвободы.
Я просила подойти вас к этому вопросу творчески, решить его оригинально.
Что из этого получилось?
- 1 группа приготовила рисунок( иллюстрацию к сцене " Суд ";
- 2 группа приготовила рисунок( иллюстрацию к сцене " Казнь";
- 3 группа оформила прошлогодние работы: 1) реферат "Роль ершалаимских глав в решении нравственных и философских проблем романа"; 2) сочинение " Письмо римскому прокуратору Понтию Пилату".
- А ещё ребята сочинили стихи, пусть они и завершат наш урок.

Подведение итогов урока ( оценки.
1. Я довольна (не довольна) Чем?
2. Мы справились с поставленными задачами (не справились).
3. Трудность темы и проблемы.
4. Совместный труд. Оценки участникам групп.

Домашнее задание:
1. Перечитать московские главы.
2. К теме " Сатира в романе " подобрать материал к вопросу: " Кого и за что наказывает Воланд?"
3. Зло, жадность, равнодушие, эгоизм, бессердечие, ложь( их примеры в московских главах.


Стихотворение "Сон Пилата"
Н.П. Борисенко

Снова снится Пилату нескончаемый сон:
Суд вершит прокуратор, близок к истине он.
В прошлом доблестный Всадник Золотое копье,
Чем сегодня прославит он правленье своё?
Перед ним добр и светел, осиян добротой,
Как сама добродетель, вместе с правдой самой.
Люди добрые, это ль преступленье его,
Что он ходит по свету, сеет мир и добро?
Что несет исцеленье и сквозь стены дворцов
Как само откровенье видит мир без оков?
Морщит лоб прокуратор. Будь смелей, игемон,
Неужели проклятый страх в тебе порожден?
Невиновен, ты знаешь, так скажи, не молчи.
Чью судьбу ты решаешь в этой лунной ночи?
Промолчал ... не исправил... не сберег от столба...
И на муки отправил не его, а себя.
И душе нет покоя(наказанье страшно:
Быть бессмертным герою и пороку его.
Трусость, подлость из страха ( самый страшный порок!
Совесть ( вот твоя плаха,
Крест ( бессмертия срок!

За строкой урока
При подготовке к данному уроку класс был поделен на три рабочие группы, каждая из которых получила конкретное задание: один большой вопрос (см. вопросы 2, 3, 4 в разделе «Этапы урока») и общее задание (см. вопрос 1).
Творческое решение вопроса о романе-предупреждении (см. вопрос 5) рассчитано на индивидуальные способности учащихся (в поэзии, изобразительном искусстве и т. п.).
2. Задание к следующему уроку по роману также носит опережающий характер. Вопросы 1 и 2 даются всему классу, а вопрос 3 можно распределить по группам или дать в качестве индивидуального задания.