Творческий отчет учителя физической культуры


Творческий отчет
учителя физической культуры КГУ «СШ № 7 села Приишимское» акимата Осакаровского района Карагандинской области
Саульяна Михаила Арменаковича Физическая культура представляет собой часть культуры общества и определяется как вид деятельности, направленный на познание и преобразование физической природы человека. Допустимый с помощью такой деятельности результат выражается состоянием человека, его творческим долголетием, физическими возможностями, уровнем физической подготовленности к производительному труду, к разнообразным формам общественной жизни.
Физическая культура является базой для создания условий получения обучающихся знаний и формирования у них умений вести здоровый образ жизни с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей, целей, требующих соответствующих методов поддержания здоровья.
Изучение учебных материалов в начальных классах дает возможность познакомить учащихся со способами передвижения, преодоления полосы препятствий, прыжков в высоту, длину, лазания, перелазания и так далее. Также происходит знакомство с упражнениями на снарядах, с элементами спортивных игр.
Согласно требованиям программы, учащиеся должны усвоить двигательные действия, узнать, что дает организму занятия ежедневной утренней гимнастикой, соблюдение правил гигиены, какие изменения происходят в человеке в результате воздействия двигательных действий и игр. В среднем и старшем звеньях учащиеся уже усваивают технику двигательных действий игр. Для того, чтобы каждый из учащихся стал всесторонне развитым человеком, надо заниматься физическими упражнениями каждый день: утром до занятий в школе, после уроков во время отдыха на свежем воздухе, спортивных секциях и т.д. Необходимо помнить, что без желания, стремления вырабатывать в себе силу воли и настойчивость, вряд ли можно стать сильным и выносливым. Главное – начать регулярно заниматься физическими упражнениями, постоянно тренироваться, закаляться и совершенствоваться в своих спортивных навыках.
Развернутая конкретная программа реализации задач физического развития и воспитания школьного фонда дана в программе «Президентского многоборья». В ней четко определены цели и задачи физического воспитания, развития физической культуры и спорта, а именно: «Всемерно способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здорового и жизнерадостного подрастающего поколения».
Станут ли физическая культура и спорт насущной потребностью каждого гражданина Казахстана, войдут ли в его жизнь и быт – это во многом зависит от дошкольных учреждений, и, прежде всего, от общеобразовательной школы, через которую проходит каждый ребенок и подросток, у которых она призвана за годы обучения сформировать органическую потребность и привычку к повседневным занятиям физической культурой и спортом. Главный критерий оценки работы школы по физическому воспитанию – привлечение каждого ученика в той или иной форме к систематическим занятиям физической культурой и спортом, наполненность внеучебной деятельности физическими занятиями, спортивными играми и упражнениями, повышение двигательной активности в системе досуга школьников, наиболее полная реализация возможностей физической культуры и спорта, в комплексной организации воспитания и всесторонне гармонического развития учащихся. Какие же условия необходимы для физического воспитания учащихся? Прежде всего, это повышение качества и эффективности каждого урока физической культуры. Уже давно известно, что низкая потребность в движениях у многих людей складывается в школьные годы. Между тем, характер нашего предмета требует от нас, учителей физической культуры, постоянного внимания к интересам ребят. Поэтому на уроках физической культуры стараюсь заинтересовать учащихся и привить им чувства осознанного необходимого получения знаний, умений и навыков в области физической культуры, чтобы ни один ребенок, а тем более подросток, не был равнодушен к своей внешности, к своим физическим данным. Радость самосовершенствования – вот главный стимул, который формирует у ученика желание регулярно заниматься физическими упражнениями и играми.
Необходимость индивидуального подхода к детям и подросткам – одна из азбучных истин педагогики, и для меня следование ей особенно важно. Физические силы и возможности школьника зависят в первую очередь от физического развития, состояния здоровья.
Методы воспитания ловкости, гибкости, координации движений, развития силы, быстроты, выносливости не могут быть одинаковыми для всех учащихся. И тот, кто не считается с этим, вольно и невольно ставит часть детей в трудное положение. Именно это, чаще всего, отбивает у учащихся охоту к занятиям физической культурой, заставляет избегать эти занятия тех учащихся, которым чаще всего они необходимы.
Следующим условием физического воспитания школьников естественно является увеличение количества часов физической культуры. Чтобы решить эту задачу, наш педагогический коллектив перешел с 2003 года на трехчасовое проведение уроков по физической культуре в 3-11 классах.
По рекомендации из 3 часов физической культуры третий час необходимо проводить на свежем воздухе. Поэтому, при планировании мною было увеличено количество часов лыжной подготовки и легкой атлетики, где занятия проводятся на свежем воздухе.
Подводя итог учебного года, рост физической подготовленности учащихся был значителен. Учащиеся стали намного лучше усваивать такие разделы программы, как спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка.
Наши учащиеся последние годы стали постоянными участниками районных финальных соревнований по волейболу, настольному теннису. Неоднократно мы становились призерами школьной спартакиады по волейболу.
Основная цель уроков физической культуры – воспитание физически крепких, закаленных детей. Урок физической культуры помогает особенно слабым детям преодолевать трудности в выполнении учебных нормативов, воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, закалять организм. Ученики становятся увереннее в своих силах. Эффективность уроков тесно связана с их содержанием. Необходимо возрождать и преумножать национальные традиции. Были проведены внеклассные мероприятия, которые воспитывают учащихся в духе взаимопонимания, дружбы, уважения и взаимопомощи.
На уроках стараюсь дать различные варианты эстафет с элементами игр. В процессе учебы постоянно формирую нравственные убеждения, соблюдение дисциплины. Особенно это проявляется у учащихся во время спортивных и подвижных игр. Большое внимание уделяю эстетическому воспитанию школьников.
Учитывая интересы детей, углубленно изучаем технику и тактику спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол. На каждом уроке учащиеся получают домашнее задание, которое способствует активной подготовке к сдаче нормативов. В домашнее задание включаю упражнения со скакалкой, подтягивание, положения лежа, сгибание рук в упоре и поднимание туловища из положения лежа и так далее. В конце каждой четверти провожу тест на гибкость, выносливость. У детей заметно повысился интерес к выполнению домашнего задания. Домашнее задание носит индивидуальный характер для разной категории учащихся, то есть разной степени сложности.
Ведущий принцип в работе со слабыми детьми – дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Так, при проведении подвижных игр, эстафет стараюсь подобрать команды со слабо подготовленными учениками. Это помогает им поверить в свои силы, получить положительные эмоции, заряд энергии и бодрости.
Для максимального усвоения учащимися нового материала необходимо поэтапное его проведение, обучение, закрепление, контроль, совершенствование. Одним из самых главных принципов современного урока является индивидуальный подход к учащимся, изучение особенностей каждого ученика, нахождение эффективных методов обучения и воспитания.
Фронтальный метод обучения позволяет учащимся одновременно выполнять одно и то же задание. Данный метод используют во всех классах, он позволяет включать в работу всех учащихся, повышает моторную плотность урока.
Для улучшения усвоения материала учащимися применяется круговой метод, который позволяет на станциях определить слабых и сильных учеников. При прохождении повторного обучения по станциям даю уже определенную нагрузку для каждого ученика. Индивидуальный метод применяю во всех перечисленных этапах урока. Большую роль для усвоения программного материала играет постановка конкретных задач. Немаловажную роль играет также дозировка физических нагрузок.
Наблюдая за учениками, сделал вывод, что физическая подготовленность учащихся во всех классах разная, поэтому и нагрузка должна быть разной. Учебная программа учащимися выполняется полностью.
Мое мнение, что уровень Президентских тестов завышен, особенно учесть, что в большинстве случаев количество детей с ослабленным здоровьем велико. Согласно разработанному календарному плану спортивных и оборонно-массовых мероприятий в школе проводятся внеклассные мероприятия. Традицией стало проведение «Дня здоровья», «Фестиваля здоровья», где проводятся подвижные игры, эстафеты, часы здоровья. Оформлены соответствующие стенды.