Творческий отчет учителя информатики по теме: Актуализация познавательной деятельности на уроках информатики


Творческий отчет учителя информатики
МОУ «Средняя общеобразовательная ноосферная школа»
Шульгиной Веры Борисовны
по теме «Актуализация познавательной деятельности обучающихся при изучении информатики»
Боровск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Методы активизации познавательной деятельности………………………………..стр.3
2.Педагогические условия, способствующие развитию познавательной
деятельности обучающихся……………………………………………………………...стр.3
3.Способы активизации познавательной деятельности обучающихся……………….стр.4
4.Список литературы……………………………………………………………………..стр.10
Учение, лишённое всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту ковладению знаниями.
Приохотить ребёнка к учению –
гораздо более достойная задача,
чем приневолить.
                               К.Д. Ушинский
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Перед школой сейчас стоит задача - вырастить конкурентоспособного в современном обществе выпускника, вырастить личность. Личность независимую, свободную в выборе, уважаемую, авторитетную, интеллектуальную, волевую. Это диктуют новые стандарты образования.
Всем известно, что все, что навязано человеку сверху, не приживается в нем, отторгается и не приносит ему никакой пользы. Вызубривая навязанные знания только для того, чтобы получить хорошую отметку, порадовать родителей или сдать ОГЭ и ЕГЭ, выпускник школы фактически остается необразованным, незрелым, неготовым к дальнейшей учебе, работе, к полноценной жизни. В основе ФГОС лежит деятельностный подход, а деятельность, как известно, включает прежде всего личный мотив, самостоятельную постановку целей, выбор содержания и способов работы и т.д. Так как же замотивировать школьников получать знания? Как активизировать познавательную деятельность школьника на уроке информатики?
Когда ребята и родители еще не столкнулись с этим предметом, им кажется, что информатика – это предмет развлечение. Ведь в их понятии информатика – это деятельность на компьютере. И поскольку их деятельность до урока это игры на компьютере, развлечения, общение в соцсетях и т.д., то когда они ребята приходят на первые уроки информатики, то видишь их округленные глаза: а что мы на компьютере не будем работать? И с первых уроков я стараюсь сделать так, чтобы к концу года ребята не разочаровались в предмете? Как я это делаю, я и хочу изложить в своем отчете.
Я на своих уроках стремлюсь ненавязчиво управлять учебным процессом моих учеников, который направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех обучающихся, на усиление обратной связи.
При подготовке и проведении уроков я обращаю большое внимание на индивидуальные особенности своих учеников. Я так планирую учебный процесс в классе, чтобы процесс управления был направлен на обучение и развитие каждого ученика. Моя роль заключается в том, чтобы незаметно подтолкнуть обучающегося к активной познавательной деятельности.
П.М.Лебедев указывает, что «познавательная активность- это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также для проявления интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [1].
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности
Познавательная активность на всех стадиях обучения включает:
-привлечение обучающихся к целям и задачам урока;
-возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
-включение обучающихся в интересную для них форму работы1.Методы активизации познавательной деятельности
Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант). В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В своей работе я применяю следующие методы обучения:методы словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ, лекция, беседа, дискуссия и др.);
методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрация, показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и др.)
методы передачи учебной информации посредством практических действий( упражнения, дидактические игры, алгоритмический метод, анализ и решение проблемных ситуаций )
объяснительно-иллюстративный метод,
метод проблемного изложения,
частично-поисковый или эвристический метод,
исследовательский метод;
методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль),  практические работы, программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);
2. Педагогические условия, способствующие развитию
познавательной активности школьников
В. Ф.Шаталов говорит: «Четкость и глубина изложения учебного материала преподавателя, ежедневный опрос, доброжелательная помощь педагога и товарищей, систематическая работа, становящаяся навыком, - залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность».
Условия для проявления познавательной деятельности:
Для активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в классе, «ситуацию успеха» для каждого учащегося. При проведении уроков избегать стандартности, монотонности, обыденности. Учить бережно относиться школьников к своему здоровью, не допускать перегрузок, больших объемов домашних заданий.
Самое первое, с чего я начинаю урок, это с создания доброжелательного отношения с обучающимися, с хорошего приветственного доброго слова, с положительного настроя на урок.  У нас в школе есть классы с разным уровнем подготовки. Учащиеся 7а класса более подготовлены к восприятию материала по информатике, чем учащиеся 7б класса. И, соответственно, я по-разному строю урок. В слабом 7б классе приходится больше времени на объяснение и отработку материала, в 7а это проходит быстрее и есть возможность использовать углубленный дополнительный материала для проведений уроков. Никакой активизации познавательной деятельности не будет, если ребенок боится идти на урок, боится высказать свою мысль. В 7б классе есть один особенный ученик. При опросе у доски и проведении контроля он впадает в панику. Первые его работы оценивались на неудовлетворительно, но после совместной работы с классным воспитателем, беседы с ребенком, я пришла к выводу, что его необходимо просто дать немного больше времени на написание работы, сказать персонально слова поддержки, и тогда он удачно справится с работой. Большую роль играют и различные формы контроля(Смотр знаний, тестирование на компьютере, зачет в группе, карточка личного зачета.)Конечно, всем ребятам необходимо создать «ситуацию успеха» для того, чтобы они с радостью изучали сложный теоретический материал информатики.
3.Способы активизации познавательной деятельности обучающихся.
В своей работе я применяю разные пути активации познавательной деятельности. Моя задача посреди множества форм, способов, приемов и средств обучения подобрать такие сочетания, которые в различных педагогических ситуациях помогают повысить активность и самостоятельность обучающихся.
Одним из главных приоритетов современной системы образования является здоровье обучающихся. По теме использование здоровьесберегающих технологий наша школа работала с 2008 года. За вклад по организации здоровьесберегающей среды я награждена грамотой отдела образования администрации муниципального образования муниципального района «Боровский район» от 03.09.2013г. В 2013 году я выступала перед учителями и родителями школы с докладом на тему: «Компьютер и здоровье детей», в 2014 году «Безопасный Интернет», в 2015г. «Во что мы играем». На своих уроках я на особое место ставлю сохранение здоровья школьников, учу их бережно относиться к собственному здоровью во всех отношениях. Нельзя говорить об активизации познавательного интереса у уставшего, ослабленного обучающегося. При первом знакомстве с предметом я знакомлю школьников с правилами работы и техникой безопасности за компьютером. Потом мы повторяем эти правила уже при проведении практической работы. На любом уроке, примерно на 20 минуте я провожу физкультминутку. Это физкультминутка для мышц тела или для мышц глаз. Ребята запоминают их и выполняют дома. По здоровьесбережению на школьной конференции мои ученики представляли проекты «Компьютер: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник», «Компьютерные игры: вред или польза?».
Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег убеждал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Конечно, учителю всегда хочется все сделать самому: сообщить тему, поставить оценку, рассказать новый материал. Но у учащихся от такой подачи материала в голове остается только малый процент, и то не у всех. И даже если и что осталось, то это не становится прочным знанием и через неделю куда-то улетучивается.
Театр начинается с вешалки, а урок с формулировки темы. Чем интереснее будет сформулирована тема урока, тем больше интриги и у учащихся появится интерес на первых этапах урока. По ФГОСам тему урока необходимо формулировать самим учащимся, а моя задача подвести их к формулировке этой темы. Конечно, с первого урока учащиеся не смогут четко сформулировать тему. Их этому надо научить. И им это нравится. Чтобы заинтересовать учащихся, начинаю урок с фразы на раздумье, например, "В каждой магии внимательный человек всегда найдет скрытые закономерности, из мультипликационного фильма "Приключения домовенка Кузи":
- Дедушка, а Баба Яга полезная или вредная?- Всякая поганка в лесу к чему-нибудь назначена. Потому порядок.
"Великое берет начало с малого!" - Публий Сир,
"Начало пути вдохновляет, середина утомляет, конец вызывает улыбку при воспоминании о первых двух отрезках"
Это дает положительный настрой на урок. В конце четверти решаем веселые задачи.
На уроке для усвоения в долговременной памяти материала необходимо использовать метод проблемных ситуаций, давая ученикам выдвигать свои предположения, формулировать свои мысли, доказывать истинность своих предположений. Например, при изучении темы «Компьютер-универсальная техническая система обработки информации» я предлагаю решить следующую ситуацию: смоделировать процесс ускорения работы процессора. Предположим, что вы – рабочая группа, которой необходимо как можно быстрее решить некоторую задачу. Вы должны работать в помещении 1, а условие задачи, исходные данные и этапы решения находятся в помещении 2, причем выдача необходимой информации происходит достаточно медленно. В помещение 2 может входить только один человек. Необходимо одному человеку брать порцию информации, приносить ее рабочей группе для обработки. После обработки человек идет за новой порцией информации и т.д. Как можно ускорить процесс, если вы обрабатываете информацию быстрее, чем вам ее выдают в помещении 2, в результате чего вы теряете много времени? А по теме «Основные компоненты компьютера» можно предложить решение следующей проблемы: у вас имеется в наличии 35 тысяч рублей, вам необходимо купить запчасти для сборки компьютера для офиса или для ученика, которому необходимо установить много игровых приложений. Хватит ли вам денег для этого? На тему в дальнейшем можно составить модель покупки компьютера при помощи ЭТ.
Чтобы удержать внимание обучающихся на уроке, необходимо им предъявить что-то интересное, захватывающие. На своих уроках я знакомлю ребят с интересными фактами или они сами их находят в Интернете. Это оживляет урок и активизирует познавательный интерес. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают в душах обучающихся живой отклик. Всё это стимулирует к самостоятельному поиску нужного материала, развивает познавательный интерес к предмету. Чем интереснее, красочнее представлен материал, тем лучше идёт запоминание. А это сказывается на повышении познавательной активности.
Очень важно при изучении нового материала связывать его с практикой. Ведь нередко учителя слышат вопрос от своих учеников: а зачем мне это надо? На своих уроках я уделяю внимание этому большое внимание, чтобы ученики видели применение своих знаний в жизненных ситуациях. Таким способом, заинтересованность у учеников возрастает, а новый изучаемый материал включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их более системными и упорядоченными. При изучении главы «Технологии информационного моделирования» предлагаю ребятам создать свое малое предприятие(тема: «Модели оптимального планирования», 11класс), по теме «Основы алгоритмизации» предлагается конкурс на создание алгоритма «кулинарного чуда»(8 класс), в 9 классе при изучении темы «Обработка числовой информации»(ЭТ) предлагаю рассчитать сколько ученик получил жиров, белков и углеводов в сутки и сравнить с положенной нормой(связь с биологией).
На уроках информатики, которые проходят один раз в неделю, учащиеся знакомятся с очень большим количеством новой информации, которую необходимо запомнить. Многим учащимся бывает это сложно сделать, и чтобы не потерялся интерес уроку, я использую на уроке опорные схемы. Сначала мы учимся их составлять вместе, а потом ребята с удовольствием делают это сами. Конечно, у автора учебника в ЦОРах это есть, но лучше, чтобы учащиеся делали это сами.(Здесь и работа с книгой, составление связей между объектами темы и запоминание материала). Очень хорошо это делать в группах. В конце работы можно выбрать наиболее удачную схему. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление. Очень много занимательных заданий есть в рабочих тетрадях Л.Л.Босовой. Например, допиши недостающие названия подходящих устройств в письме, придумай меню для кафе «Сластена» [7]. И т.д. Помимо этого я использую материал из пособий [3], [4].
Занимательные задания я использую на всех этапах урока. Главное здесь не переусердствовать. При актуализации знаний использую ребусы, кроссворды. При объяснении новой темы можно использовать сообщения и доклады учащихся с красочными иллюстрациями или презентациями. Очень важна занимательность и при проверке знаний обучающегося. Здесь тоже можно использовать кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики как самими учениками, так и учителем. Домашняя работа особенно должна включать долю занимательности. Ведь мы знаем, что многие дети с неохотой выполняют домашние задания. Одним из видов домашних работ является подготовка презентации по теме урока. (Это может быть и дополнительный материал к теме, и подготовка вопросов с ответами, и кроссворд и т.д.). Ребята с удовольствием выполняют такое домашнее задание. Составляя презентации учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, выбирать важную информацию, структурировать ее и творчески оформлять слайды. Конечно, прежде, чем давать ученикам такую задачу, необходимо их этому научить.
Знакомя с новыми темами, я обязательно стараюсь связать тему с какой-либо профессиональной деятельностью. Сейчас в нашем обществе очень востребованы специалисты, профессия которых связана с информационными технологиями(web-дизайнер, программист, системный администратор…). При изучении темы «Компьютер- универсальная машина для работы с информацией» предлагается выполнить задание на соответствие. Название каждой профессии соединить линией с описаниеим возможностей компьютера в соответствующей сфере деятельности. Например, врач-постановка диагноза, бухгалтер-быстрый расчет зарплаты, дизайнер - создание интерьеров и т.д. Иногда предлагаю учеников самим найти материал о какой-то профессии и с презентацией выступить перед классом.
Наукой доказано, что не могут все школьники усваивать знания одинаково. Это зависит от различных факторов. Да и навыки работы с компьютером у учащихся, которые впервые пришли на урок информатики, разные. Поэтому вначале я изучаю стартовые возможности каждого ученика. А потом в процессе работы наблюдаю за тем, чтобы все учащиеся развивались по своей индивидуальной траектории. Каждый мой ученик имеет на своем компьютере папку своих достижений. Выполняя определенные задания, ученик продвигается по мере своих индивидуальных возможностей. Предлагаемые задания дифференцируемые: от самых простых до самых сложных. Моя задача- научить, а не поставить отметку. Поэтому оценивание я провожу в конце темы. Ученик получает оценку не только за контрольную работу, но и за успешное движение вперед, согласно своей папки достижений.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. [2]. Организация самостоятельной работы предполагает создание стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер). В рамках самостоятельной работы можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Большое место в своей работе с обучающимися я уделяю навыкам формирования исследовательской деятельности. В процессе исследовательской деятельности, обучающиеся получают новые знания(новые и личностно значимые для конкретного обучающегося). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе. На своих уроках я использую прием «Черный ящик». Элементы исследовательской деятельности я использую на этапе освоения начальных инструментальных навыков, и на этапе их развития.(раздели подкову, соедини точки, снеговик). Большим образовательном потенциалом обладают мини-исследования «Самая необходимая буква в алфавите»[7]., направленные на то, чтобы включить обучающегося в активную деятельность по овладению содержанием учебного предмета.Чтобы разнообразить обучение, я провожу различные нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес к предмету. Я провожу следующие нетрадиционные уроки: урок-экскурсия («Компьютеры: прошлое, настоящее, будущее»); деловая игра («Покупка компьютера»); практикум-семинар («Никто не проскочит, никто не пройдет» (антивирусная защита)); урок-интервью («Вопрос к создателю»); видеоурок и т.д. Самым надежным свидетельством освоения информатики и ИКТ является способность учащихся вести беседу по конкретной теме, используя предметную терминологию. В этом случае хорошо использовать урок-интервью - это урок, где учащиеся сами готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Развивать интерес к предмету помогают и интегрированные уроки, где учащиеся видят смысл изучения и связь между предметами. Тем самым мы отвечаем им на вопрос: «А зачем мне это надо?»
Такие уроки представляют живой интерес обучающихся. Они нравятся и семиклассникам и одиннадцатиклассникам. Играя, ребята знакомятся с новым материалом, обобщают и систематизируют старый. Однако, им это интересно.  "Хорошая игра похожа на хорошую» работу",- писал А.С. Макаренко. Поэтому, можно сказать, что играя, они учатся.
Много внимания я уделяю обучению проектной деятельности обучающихся. Проекты использую разные по времени: краткосрочные и долгосрочные, по составу: групповые и индивидуальные, урочные и внеурочные. В процессе работы над проектом раскрываются даже самые слабые ученики, которые чувствуя поддержку, проявляют новые качества перед другими учащимися. Из моей практики запомнился случай с одной девочкой М., которая при презентации своего первого проекта не могла даже вымолвить ни одного слова. Через некоторое время, когда ей пришлось еще раз представлять свой новый проект, она смело выступила и ответила на все вопросы, которые ей задавали ребята. Конечно, сложно не только вместить проекты в ограниченное время урока, но и найти время обучить учеников правилам создания и оформления проекта, но есть темы информатики, где это можно сделать. Например, проект «История письменности»., «Открытка маме», созданная средствами ГР, интегрированный мини-проект биология, информатика(система «Клетка») «Танк», созданный в среде программирования КуМир, «Создание БД своего класса», «Компьютер: за и против» и др. Большой отклик у ребят вызывает работа по созданию проекта «Газета». В этом году школа отмечает свое 25-летие. Учащимся было предложено задание создать проект юбилейной газеты. Получилось очень интересно. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.
Особенно важны проекты при обучении в старших классах. У учащихся к этому возрасту уже сформированы навыки работы с компьютером. В связи с будущим выбором профессии, у них повышается мотивация к обучению. Поэтому здесь есть необходимость при изучении предмета внести элементы предпрофессиональной деятельности. В старших классах учащиеся более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. На этой ступени учащиеся склонны искать в учителе старшего друга, советчика. Все это говорит о том, что метод проектов необходимо применять в старшем звене. Считаю проектную деятельность ведущей на уроках информатики и ИКТ. Но, к сожалению, хочется иметь и лишние часы в учебном плане для обучения проектной деятельности ребят.
Внеклассная работа формирует интерес учащихся к предмету. В рамках внеурочной деятельности веду кружки робототехника и «Первые шаги в программировании». Ежегодно в школе проводятся предметные недели. Так как наша школа небольшая, учителей-предметников мало, то решили совместить неделю математики, информатики и физики. Проведение предметной недели-это праздник для учащихся. На предметной неделе всем дается возможность заработать хороший бал по разным критериям(активность , творческий подход, глубина знаний предмета) и получить отметку по предмету. Формируется ВТК(творческий коллектив учащихся и педагогов), которые продумывают план по организации и проведении недели. Неделя начинается с линейки, которую готовят учащиеся школы. В каждом классе проходят мероприятия, организаторами которых являются не только учителя, но и учащиеся старших классов. В этом году учащиеся старших классов сочиняли кроссворды и шарады для ребят 5-8 классов. На заключительной линейке все ребята награждаются грамотами за победу в разных конкурсах. Результатом успешности этой недели служит статья, написанная учеником 7 класса в местную газету.
С тех пор как наша школа вступила в эксперимент по внедрению ФГОС ООО(2013г.) у нас в школе проходит конференция проектов, на которой принимают участие все обучающиеся с 5-8 класс. В этом году будет участвовать и 9 класс. Каждый ученик в начале года выбирает проект по предмету и защищает в классе. Затем выбираются лучшие проекты для школьной конференции.
 Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что для меня главной задачей является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировать потребность в обучении, чтобы ребята с удовольствием шли на мои уроки. Что какие-бы модные технологии обучения я не применяла, самое важное это увидеть в своем ученике личность. Не важно, сильный это ученик или слабый, задача учителя выбрать такие методы и формы обучения, чтобы они подтолкнули ученика к приобретению новых знаний. Моим ученикам нравятся мои уроки, это показал опрос, проведенный классными руководителями. Ребята с удовольствием создают проекты, принимаю участие в различных мероприятиях. Тема актуализации познавательных способностей была и остается одной из самых важных тем педагогики, которую каждый учитель решает в течение всей своей педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Лебедев П.М. «Понятие познавательной активности учащихся и пути ее измерения»
Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016.
Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры/ авт.-сост. Н.А.Владимирова.- Волгоград: Учитель, 2015.
Занимательные задачи по информатике/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Оптимизация деятельности учителя средсвами открытых образовательных технологий/ М.: МПА-Пресс, Карпов Е.В., 2012.
Информатика. Рабочая тетрадь.6кл. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний
http://allrefs.net/c13/1lcj2/p1/
http://biofile.ru/chel/5757.htmlhttp://portal.tpu.ru/SHARED/k/KAV47/education/Tab2/pt_v_t.pdf