Роль учителя в решении проблем качества современного образования.


Роль учителя в решении проблем качества современного образования.
Чернышова С.А.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №4 Красноармейского района г. Волгограда
400082, г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, 23
(8442) 62-04-76, 4licey@gmail.comРеализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Кто он - современный учитель? Каким он должен быть? На эти вопросы  ответы пытались найти во все времена. На мой взгляд, в учителе сегодня должны органично сочетаться:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Л. Н. Толстой
Личность

Профессионал

«Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». Д. И. Менделеев

Исследователь
«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». В. Ключевский

«Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения».  Адольф Дистервег

Гражданин

«Для того, чтобы учить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». М. Монтень

Ученик

 Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.  Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.  Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Педагогическое мастерство часто воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя.
Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать:
совершенствование учебного процесса;
уровень сформированности предметных компетенций учащихся;
повышение уровня воспитанности детей;
мастерство и педагогический профессионализм учителя.
В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и уровень  применения учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого и интеллектуального мышления.
 В  современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Одни из учителей добиваются прекрасных результатов, другие, используя в своей работе те же методики, никак не могут достичь каких-либо значимых успехов.  Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь?           Сейчас в основу моей работы положена «субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроках физики, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов».Кончено, это не что-то новое в педагогике. Уже в 80-е годы 20 века существовал такой термин, как «педагогика сотрудничества». Но именно сейчас во главу угла ставится личностно-ориентированный подход на уроках. Это обусловлено, прежде всего, тем, что за последние несколько лет в стране выросло совсем новое поколение, современные дети часто не верят бездоказательным утверждениям учителя, им нужно «пощупать, потрогать». Ученики подчас уверены в своей правоте и просто объяснения учителя, его уверения в том, что нужно обязательно выучить законы Ньютона, не принимают. Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, не представляют своей жизни без Интернета. Кроме того, сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У этих учащихся нет мотивации к учению, поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения.  Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Можно много говорить о реформах, о качестве образования, но если нет кадров, нет учителя, способного на самоотдачу, на внедрение нового в образовательный процесс, если учитель сам не перестроился, а работает «по старинке», если он не видит в ученике личность, о какой реформе может идти речь, о каком качестве  образования можно говорить? Прежде всего учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник. В своем опыте работы  использую такие формы взаимодействия, когда я не только воспитываю и учу, но и актуализирую, стимулирую стремление учащихся к саморазвитию, изучаю его активность, создаю условия для самодвижения, стараюсь, чтобы обучение воспринималось учащимися не только как необходимость, но и вызвало позитивные чувства, происходило в условиях психологического комфорта.Основными средствами субъективизации являются:·  Систематическое использование опережающего отражения окружающей действительности почти на всех структурных этапах урока;·  Целенаправленное развитие логического мышления учащихся;·  Повышение речевой активности школьников.Что это дает?Во-первых, ученик предопределяет виды и содержание учебной деятельности. Он быстро и прочно включается в рабочую ситуацию, возникает готовность к усвоению знаний. Формулируемая цель становится намерением. Поэтому процесс овладения знаниями происходит эффективнее. Кроме того, прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи, что стимулирует их формирование и развитие.Во-вторых, логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством. Процесс мышления невозможен без участия внимания, памяти, речи и, следовательно, обеспечивает их развитие.В-третьих, широкое включение устной речи в учебную деятельность стимулирует внимание, память и мышление ученика. И все это благотворно влияет на повышение качества восприятия физических явлений, законов.Я остановлюсь только на некоторых методах и приемах, используемых на уроках. Личностно-ориентированное обучение в классах возрастной нормы, формирующее языковую личность. В практике использую различные методы: исследовательский, проблемный, эвристический. Методические приемы: внутренний диалог, деловая игра, сочинение миниатюра, проектная деятельность, сочинение на лингвистическую тему, презентации учащихся. Одним  из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний  и стремление  к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Поэтому стараюсь на каждом уроке в системе использовать все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого  воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.Развиваю  поисковую активность через разные формы деятельности. Поднимать учащихся до нового, более высокого уровня познавательной деятельности позволяет  использование проблемности в обучении.  Одним из приемов обучения исследовательской деятельности становится игра, формирующая творчество обучающихся.
Современное обучение невозможно без использования информационно-коммуникативных технологий. Использование медиа-проектора на уроке позволяет на более качественном уровне объяснять новый материал,  своевременно проверить работу учащихся, выполненную на уроке. Часто через медиа-проектор проецирую тесты «Проверь себя». Это позволяет учащимся сразу же увидеть свои ошибки. Контролирующие уроки в кабинете информатики. Тренировочные тесты по ЕГЭ в 11 классе, когда компьютер выдает сразу результат работы, и ученик делает работу над ошибками. Учитель учится вместе с детьми жить в этом современном мире и нужен не столько для передачи накопленного предыдущего, зачастую устарелого опыта, а для возникновения нового субъектного современного опыта каждого ребёнка, как человек, который своим профессионализмом добился права быть значимым в жизни ребёнка. На этом пути много рисков для личности учителя остаться тем, кем ты можешь и хочешь быть, справиться с профессиональным выгоранием и деформациями личности, для этого в нашей жизни так много условий. Оставаться оптимистом при внешних и внутренних воздействиях, нести позитивное и заражать этим детей из разных социальных групп – это трудная, но такая задача, которая требует решения для нашего общего будущего в нашей стране. И хочется верить, что решаться она будет усилиями личности, общества и государства совместно.
А в качестве заключения приведу заповеди современного учителя самому себе:
Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам.
Ищи истину вместе с ними.
Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.