Статья по теме Использование песенного материала как средства развития грамматических навыков у старшеклассников на уроках английского языка


Лазарева Татьяна Александровна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 12 г. Волжский Волгоградская область
Использование песенного материала как средства развития грамматических навыков у старшеклассников на уроках английского языка
В обучении иностранным языкам используются всевозможные методики, которые облегчают его изучение. Небольшой словарный запас учеников, многочисленные ошибки и недостаточный уровень развития лексико-грамматических навыков говорения на английском языке побуждает использовать в преподавании дидактический материал, который не только обогащает их активный словарь, но легко и прочно запоминается. Таким дополнительным материалом и могут быть песенные тексты. [5, c.155
Песни, наполненные эмоционально окрашенными и актуальными темами, живой разговорной речью, художественными образами и риторическими оборотами, содержат больше ценного для учащегося языкового материала. А вот грамматику придётся учить. Именно песни позволяют сделать запоминание грамматических структур более естественным и долговременным.
Грамматические конструкции и обороты, характерные для живой разговорной речи, находят в текстах песен самое непосредственное отражение. Усвоение грамматических единиц происходит намного эффективнее, чем в результате отработки соответствующего правила через письменные упражнения, так как усвоение грамматики происходит непроизвольно. Грамматические конструкции «спрятаны» внутри смыслового содержания, усваиваются и удерживаются в памяти неразрывно с семантикой, а значит, получают эмоциональную окраску и оценку, что оставляет их не только в оперативной, но и в долговременной памяти. В ходе дальнейшего обучения грамматические клише, усвоенные в качестве примеров из песни, вспоминаются и выcтупают в роли наглядного материала к теории. [4, с. 69]
Так, в процессе выполнения упражнений, следующих за первым и вторым исполнением песни, учащиеся включают в свой активный словарь те новые для них способы передачи мысли на английском языке, которые они восприняли, слушая песню. Сама куплетная структура в песне такова, что многие ситуации и слова в ней повторяются. Эти повторы обеспечивают запоминание отдельных слов и грамматических конструкций.
Хотя существует и такое мнение, что слушать песни – не самый лучший способ выучить язык, так как в них часто встречается сленг, нарушение грамматических правил и даже ненормативная лексика. Но это совсем не значит, что авторы песенных текстов не знают своего языка. Скорее всего это желание приблизить слова песни к разговорной речи, где, конечно же, встречаются и неправильные обороты, и необычный порядок слов, и сокращения, и грамматические ошибки, т.е. то, что совершенно недопустимо в официальной письменной, да и в грамотной устной речи тоже.
Но все же хороших, правильных с точки зрения грамматики песен, намного больше. Я предпочитаю старые песни, уже ставшие классикой. В них ученики услышат речь более чистую по звучанию и более правильную со стороны грамматики. Здесь следует придерживаться некоторых принципов, а именно: песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту учащихся. Грамматически аутентичное оформление фразы не менее важно, чем аутентичное лексическое наполнение. Грамматика языка, как и его словарный состав, непрерывно развивается. [1] Также необходимо соответствие песни уровню языка учащихся, методическая ценность песни и некоторая корреляция с учебными программами. Если учитель творчески подходит к процессу обучения, он пойдет на компромисс и будет готов работать с песенным материалом, который интересен его ученикам, разрабатывает систему упражнений к данной песне.
В условиях жестких временных рамок учебного плана учитель должен выбрать наиболее эффективный вид деятельности: работа с целой песней или использование коротких отрывков песни в течение небольшого количества времени на уроке.
Я представляю вашему вниманию разработку фрагмента урока по теме "Прилагательные. Словообразование на примере песни «The Logical Song» группы “Supertramp", в которой основной смысловой вес несут прилагательные (здесь убранные в скобки вместо пробелов).
When I was (young), it seemed that life was so (wonderful), a miracle, oh it was (beautiful, magical) And (all) the birds in the trees, well, they'd be singing so (happily, joyfully, playfully) watching me.But then they sent me away to teach me how to be (sensible, logical, responsible, practical).And they showed me a world where I could be so (dependable, clinical, intellectual, cynical).There are times when (all) the world's (asleep), the questions run too (deep) for (such) a (simple) man.Won't you please, please tell me what we've learned.I know it sounds (absurd), but please tell me who I am.I said, watch what you say or they'll be calling you a (radical, liberal, fanatical, criminal).Won't you sign up (your) name, we'd like to feel you're (acceptable, respectable, presentable), a vegetable!There are nights when (all) the world's (asleep), the questions run so (deep) for (such) a (simple) man. Won't you please, please tell me what you've learned.I know it sounds (absurd), but please tell me who I am. [2]
В песне представлено 26 прилагательных. На них следует обратить внимание учащихся, поскольку сама грамматическая сторона вопроса - это словообразование, точнее суффиксы образования прилагательных. Но не менее чем прилагательные важен смысл, заложенный в этой песне: это песня о взрослении, о том, как с возрастом изменяется сознание. Общество дает готовые шаблоны и ответы, но не помогает разобраться в себе, в заложенных в индивидууме способностей и склонностей. [ 2 ]
План фрагмента урока по теме «Прилагательные. Словообразование»
Цель урока: формировать грамматические умения по систематизации знаний по словообразованию по теме «Проблемы молодежи» на основе аудирования песни.
Задачи: 1. прослущать песню и записать прилагательные [3]
2. на основе текста песни «The Logical Song» разработать алгоритм по образованию новых слов (прилагательных)
3. активизировать лексику по теме «Проблемы подростков»

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный
Актуализация знаний Цель учителя: создать благоприятную иноязычную атмосферу для эффективной работы на уроке по теме
«Проблемы подростков»
Задачи: 1. организовать учащихся, проверить готовность к уроку
2. организовать беседу с дежурным, с классом “How are you feeling today”
3. прокомментировать или отреагировать на высказывания учащихся
4. в ходе эвристической беседы подвести учащихся к формулированию темы урока
Методы:
1.беседа-обмен мнениями
2. наглядный (плакат с лицами людей и прилагательными, выражающими настроение)
Опора на диалог: “How are you felling today? – I am in a good mood! Thanks. I’ve got a 5 at Maths.”
Цель урока не объявляется Цель ученика: активно принимать участие в беседе на уроке
Задача:
Передать словесно свое настроение, используя наглядную опору и обосновать свой выбор, употребив время “Present Perfect” c опорой на диалог: “How are you felling today? – I am in a good mood! Thanks. I’ve got a 5 at Maths.”
Изучение нового материала Цель: формирование умений аудирования с извлечением детальной информации
Задачи:
1.Прослушать песню и ответить на вопрос какая часть речи встречается чаще других.
2.Подвести к формулировке темы урока: Какую часть речи мы использовали для описания настроения? Какая часть речи встречается чаще других?
С какой частью речи мы будем работать на уроке?
Методы:
эвристическая беседа
приёмы: составление семантической карты,
Мозговой штурм
Индивидуальная работа
Парная или групповая работа
Повторное аудирование с извлечением основного содержания


Обучение чтению с извлечением детальной информации (Работа с текстом песни)
Работа в парах.
Если возникают затруднения с пониманием значения - раздать словари.
Обучение чтению с извлечением основного содержания
Парная работа
модель словообразования прилагательных: существительное+префикс+суффикс
Словесное поощрение за каждый вид деятельности Цель: продемонстрировать уровень сформированности умений аудированияЗадачи:
1.прослущать песню
2.в ходе беседы сформулировать тему урока
Составляют семантическую карту «Прилагательные»;
учащиеся слушают еще раз с установкой: какие прилагательные встречаются в песне. Здесь каждый работает индивидуально;
ведут записи; по окончании работы обмениваются записями с партнёром и дополняют записи друг друга, обсуждая их в парах.
сначала 1 учащийся читает свой список слов, а остальные слушают и по окончании чтения – дополняют.
Сравнивают текст песни со своим списком прилагательных и с моделью на слайде
Работа в парах или группах для выяснения значения, так как продвинутые школьники могут перевести или догадаться о значении слова.
читают, переводят по необходимости; подчеркивают выражения, слова или целые предложения, которые, по-вашему мнению, раскрывают смысл песни.
заполняют таблицу или рисуют “Mind map” «суффиксы и префиксы для образования прилагательных».
сверяют свою работу с моделью,
выводят алгоритм словообразования, сравнивают с моделью на слайде: существительное+префикс+суффикс
Закрепление изученного материаляПарная работа
Работа с текстом песни
Выделить слово, от которого образовано прилагательное (вписать в правую колонку слова, которые необходимо преобразовать и подчеркнуть в тексте слово, с которым они работали.
WONDERFUL – WONDER. CLINICAL – CLINIC.)
Рефлексия Цель: проконтролировать уровень сформированности грамматических умений по словообразованию по теме «Проблемы молодежи» на основе аудирования песни.
Задача: организовать фронтальную беседу
Метод: беседа-обмен мнениями Цель: продемонстрировать уровень сформированности грамматических умений по словообразованию по теме «Проблемы молодежи» на основе аудирования песни
Задача: высказать свое мнение и сделать выводы о достижении цели урока, общем впечатлении и что нового узнали.
Домашнее задание Цель: чётко объяснить дом задание
Задача: проконтролировать запись дом. задания в дневнике
Метод: беседа - объяснение Записать дом. задание: используя ресурсы Интернет, выбрать песню и провести работу по словообразованию по алгоритму: слово – префикс – суффикс.
Вывод: обучение должно быть с увлечением. На базе песенных текстов можно проводить самую разнообразную работу по формированию и совершенствованию лингвистической и социокультурной компетентностей, которую целесообразно сочетать с традиционной методикой работы.Литература:
Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста. (ИЯШ №1, 1999)электронный ресурс http://www.study.ru/support/lib/note52.html Всеволод Моренков. Say Goodbye to Boring! — Language Learning through Song.
электронный ресурс http://www.english-study-cafe.ru/index.php/students/songsВ. А. Кочетова, В. Н. Данова Работа с музыкальным материалом как способ активизации речевой деятельности на уроке немецкого языка. 2012. № 1 (1). Электронный научный журнал (Online). ISSN 2303-9922. http://www.vestospu.ru Вестник Оренбургского государственного педагогического университета, УДК 372.881.111.22
Использование песенного материала в формировании лингвистической и социокультурной компетентностей у будущих учителей иностранного языка. Воробьёва Е.В. Вестник Бурятского Государственного Университета, выпуск № 5, 2010, с. 154-156
Лазарева Татьяна Александровна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 12 г. Волжский Волгоградская область