Формирование речевой компетенции на уроках английского языка


Формирование речевой компетенции на уроках английского языка
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
СЛАЙД
Технология развития критического мышления через чтение и письмо одна из педагогических технологий, наиболее отвечающих требованиям ФГОС к образовательной деятельности. Основная идея технологии – создание атмосферы учения  при помощи обучающихся, активно работающих, сознательно размышляющих, отслеживающих, подтверждающих, опровергающих или расширяющих знания. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.
Эта технология позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно, т.е. развивать речевую компетенцию. 
СЛАЙД
Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания  -рефлексия» был завершен и имел выход на следующий«вызов».
Науке известно много приёмов технологий формирования критического мышления: фишбоун, инсерт (система записи для эффективного чтения и размышления – маркировка текста – у - +?) мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кластеры, синквейн, продвитнутая лекция, эссе, перепутанные логические цепочки,  таблица З-Х-У, Дерево предсказанийи, Зигзаг др.
СЛАЙД
КЛАСТЕР («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Кластеры могут стать ведущим приёмом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
СЛАЙД
Правила составления кластеров:
1 этап: учащиеся выделяют ключевое слова или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап: учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.
3 этапе осуществляется систематизация материала, собранного учащимися.
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
bedroom
СЛАЙД
TV
Приём КЛАСТЕР
A sofa

bathroom
House

Living room

wallunit

kitchen
hall

armchair

Создание кластера вносит в учебу элементы игры.
CЛАЙД
В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при формировании коммуникативных компетенций, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.
СЛАЙД
Для закрепления и систематизации лексического материала использую кластеры, изготовленные из цветной бумаги. 2 – 3 человека вызываю к доске, остальные составляют в тетради, затем проверяем.
СЛАЙД
Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.
ВИДЕО
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.
СЛАЙД
ИнсертНазвание приема представляет английскую аббревиатуру
Interactive интерактивная
Noting размечающая
SystemcистемаEffective эффективная
Reading and чтенияиThinking размышленияПереводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления».
СЛАЙД
Иногда этот прием называют «чтение с пометками»
Инсерт очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. Для заполнения таблицы учащимся понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.
СЛАЙД
- ( минус) Я думал(а) иначе, это противоречит моим представлениям
? ( вопрос) Непонятно или захотелось узнать подробнее
+ ( плюс) Новое для меня
V ( галочка)Мне это известно
СЛАЙД
* Зонтик придумали на Востоке An Umbrella has been invented in the East.
+ Зонтик-символ власти, непозволительная роскошь, которую брали напрокат The Umbrella is a symbol of power and luxury that was rented.
_ Первоначально зонт использовался как защита от солнца и только позже в 18 веке стал защитой от дождя Originally the umbrella was used as the protection from the sun and only later in the 18th century it became a protection from the rain.
? Зонтик-громоотвод и средство защиты от нападения The umbrella is a lightning rod and the protection from attacks.
СЛАЙД
А вы когда-нибудь пробовали писать стихи?
As far as I’m concerned I enjoy being sometimes alone because you have the chance to create something.
Have you ever tried your hand at writing any poems in Russian? And in English? Let’s do it just now.
Poems Сегодня я предлагаю вам несколько образцов написания стихотворений.
СЛАЙД
Concrete poem–стихотворение, в котором слова записаны в форме конкретного предмета. Например,радуга
The rainbow is my
favourite thing. The rainbow
makes me want to sing. So big and
beautiful it is with all its different colours.
It comes from one big pot which is filled withgolden dollars. The colours in the rainbow are yellow,
orange,blue, green, red. All of my favouritecolours the same ones on my colourful bed.
I love to paint little rainbows even when
I am sad or in pain. The colours take all my
Sadness away. And I am happy again
ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ
СЛАЙД

СЛАЙД
Opinion poem– выражает твои мысли и чувства.
Подберите слова, описывающие цвет, запах, вкус, ощущения, чувства. Измените выделенные слова.
Love
Smells like roses, violets, tulips, daffodils
Looks like dancing doves, bright spots, wonderful ladies
Sounds like music, songs,
Tastes like lemon drops, sugar candies,
Makes me feel flying in the sky falling in love
I think it’s marvelous! awesome Любовь
Пахнет как розы,
Похожа на танцующих голубей
Звучит как музыка,
На вкус как леденцы,
Чувствую себя окрылённым
Думаю, что это потрясающе!
ИГРАЮТ
Ни для кого не является секретом тот факт, что использование стихотворений на уроке английского языка, тем более собственного сочинения, заметно оживляет его ход, способствуетповышению активности учащихся, развивает их языковые и творческие способности,снимает усталость и напряжение, возникающие в процессе работы с языком, развивает коммуникативную компетенцию в письменной речи.
СЛАЙД
The сinquainСтруктура синквейнаСтро-ка The сinquain is a special form of the poem, which consists of 5 lines Это стихотворение,
состоящее из пяти строк
1
One word- a title, a noun that tells what your poem is about
( write a noun) заявляется тема или предмет (одно существительное);
2 Two adjectives that describe what you're writing about ( write two adjectives describing the noun on Line 1) дается описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 Three- ing participles that describe what your poem is about (words ending with –ing (action words) that describe what the noun on Line1 might do) характеризуются действия предмета (3 глагола);
4 A phrase that tells more about what you're writing about приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;  
5 A synonym for your title, another noun that  tells what your poem is about синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.
ВИДЕО
СЛАЙД – сердца, фото
Заключение
Подводя итог вышесказанному, еще раз хочу отметить,если ребенок может читать, писать, выражать свои мысли и идеи на своем родном языке, воспринимать и адекватно реагировать на речь собеседника, то эти же самые процессы возможны и на иностранном языке. Важно лишь правильно и эффективно суметь организовать процесс обучения. При этом речевые умения необходимо целенаправленно формировать и развивать.