Статья Роль продуктивных заданий в формировании языковой компетенции на уроках русского языка и литературы

Роль продуктивных заданий в формировании языковой компетенции
на уроках русского языка и литературы
Ладыгина Эльвира Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 1 им. А.Л.Кузнецовой,
Новосибирская обл. г. Куйбышев

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы различных предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов и лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.
Современное общество требует выпускника, владеющего важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Он должен уметь формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и преобразовывать необходимую информацию из различных источников. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии.
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.
Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.
Используемые рабочие программы по русскому языку и литературе в 5-9 классах разработаны на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования образовательного учреждения, реализующего образовательную программу «Школа 2100». В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, продуктивные задания, смысловое чтение.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная.
Используя деятельностный подход, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Задача учителя – включить самого ученика в учебный процесс, научить самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Решить эти проблемы, на мой взгляд, могут продуктивные задания, которые будет использовать учитель на уроке и предлагать для домашнего задания.
Продуктивные задания, по мнению Е.Л. Мельниковой, это творческое воспроизведение знаний. Каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам собственный продукт. Отсюда и название.
Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов.
Все продуктивные задания можно разделить на группы:
1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.
2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом источнике информации по заданному основанию.
3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.
5. Определение причин и следствий.
6. Группировка по заданному основанию.
7. Сравнение по указанным критериям.
8. Формулирование определения, понятия по тексту.
9. Классификация (группировка с иерархией).
10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.
11. Определение личных качеств, черт характера человека по его поступкам.
Павлова Т.И., Белоусова Т.В. предлагают следующие речевые клише для формулировок продуктивных заданий:
Каким образом можноиспользовать для?
Что п
·одразумевается под?
На что похоже?
Каким образомсвязано с тем, что мы изучили ранее?
В чем разница между и?
Какой аргумент можно привести против?
Что, на ваш взгляд, является причиной и почему?
Чем вы можете аргументировать свой ответ?
Что случится, если?
В чем сильные и слабые стороны?
Что мы уже знаем о?
Каким образомвлияет на?
Объясните, почему? Объясните, как?
В чем смысл? Почему важно..?
Чем похожии?
Какойявляется лучшим и почему?
Сравните и на основании
Согласны ли вы с утверждением, что?
На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие задания для формирования УУД:
- регулятивных: работа с правилом, составление плана текста, различных инструкций и алгоритмов, плана самооценки деятельности;
- познавательных: моделирование, диалог с автором, сравнительные характеристики героев, произведений; задания на соответствие;
- коммуникативных: ведение диалога, написание сочинений и изложений, свободные диктанты, устные ответы и др.
На своих уроках я уделяю большое внимание работе с правилами. Предлагаю не просто прочитать и пересказать, а выполнить ряд заданий:
Прочитай текст в рамке. Что из этого тебе уже известно?
Какие новые сведения ты получил?
Озаглавь текст в рамке.
Разбей его на смысловые части. Поставь к каждой части вопрос.
Составь план. Перескажи текст по плану.
Составь вопросы к каждому абзацу.
Допиши слова в правиле (доскажи словечко).
Составь рассказ по правилу.
Преобразуй графически, в виде схемы.
Выбери ключевые слова.
Методисты Образовательной системы «Школа 2100» предлагают следующий алгоритм выполнения продуктивных заданий:
Осмысли цель задания. (Что надо сделать?)
Найди нужную информацию (текст, рисунок, схему).
Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку).
Запиши, если необходимо, свое решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, например, используя слова: « я считаю, что», «потому что», « во-первых,», 2во-вторых,» и т.д.
Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая наводящих вопросов.
Анализ заданий в учебниках показывает, что продуктивных заданий в них немного. Учителю необходимо самому формулировать их. При подготовке к уроку использую следующие формы трансформации репродуктивных заданий в продуктивные:
вместо авторской оценки предлагаю ученику оценить ситуацию самому;
переношу акцент с воспроизведения на анализ информации;
связываю задание с материалом жизненных ситуаций;
дети работают в основном в паре или группе.
Например, задание в учебнике: поставь существительные в форму мн. ч. род. падежа: яблоки, помидоры, мандарины
Продуктивное задание: по фотографии на слайде составьте несколько предложений с данными словами, отвечая на вопросы: чего на прилавке много, а чего нет? Употребляйте существительные во множественном числе. Проверьте себя по словарю.
Важнейшую роль в формировании познавательных способностей играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
Таким образом, работа с продуктивными заданиями направлена на получение нового образовательного результата, соответствует ФГОС, формирует языковую компетенцию.



15