Использование мнемодорожек чистоговорок, стихов и скороговорок при автоматизации звуков


Использование мнемодорожек чистоговорок, стихов и скороговорок при автоматизации звуков
Процесс обучения дошкольников с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил, как у ребёнка, так и у логопеда. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «красиво и правильно». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта каждого педагога. Используя традиционные методы исправления речи, я всегда помню о том, что дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А. Венгера, А.В.Запорожца, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. (1)
Я согласна с автором статьи журнала «Логопед» Барсуковой Е.Л. (2) , что эффективным приёмом работы над звуками на этапе автоматизации является мнемотехника, т.е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Автор этой статьи использует в своей работе мнемодорожки чистоговорок и стихотворений. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.
Предложенные Барсуковой Е.Л. мнемодорожки стихов я успешно использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков, а также, увлёкшись этой идеей и зная, что повторение скороговорок особенно трудно даётся большинству детей, хочу предложить свои варианты мнемодорожек не только чистоговорок и стихов, но и скороговорок.
Подборку мнемодорожек я разделила на группы: автоматизация свистящих, автоматизация шипящих, автоматизация звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.
Автоматизация свистящих звуков
ЧистоговоркиСА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Рисунок 1.
АСКА-АСКА – у Сани маска,
УСКА-УСКА – у Сони блузка,
ОСКА-ОСКА – у Насти соска,
ИСКА-ИСКА – у киски миска.

Рисунок 2.
Стихи
Самокат я сам катаю,
встану сам, сам разгоню.
Ну, а если сам сломаю,
сам его и починю.

Рисунок 3.
Жили у бабуси два весёлых гуся.
Один белый, другой серый, два весёлых гуся.
Мыли гуси лапки в луже у канавки,
Один белый, другой серый спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!
Один белый, другой серый, гуси мои, гуси!»
Выходили гуси, кланялись бабусе.
Один белый, другой серый, кланялись бабусе.

Рисунок 4.
Мама Зои, мама Зины
побывали в магазине.
Зое купили зайку,
а Зине мозаику

Рисунок 5.
У наседки, наконец,
вылупился птенец.
Будет Петенька певец,
как петух – его отец!

Рисунок 6
Скороговорки
У Сани сом с усами.

Рисунок 7.
Маленькому Сане мы купили сани, у Сани санки едут сами.

Рисунок 8.
У зайки Бубы заболели зубы.

Рисунок 9.
Кот Вася есть у Аси.

Рисунок 10.
Автоматизация шипящих звуков
ЧистоговоркиША-ША-ША – наша Даша хороша,
ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши
ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,
ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!

Рисунок 11.
АШ-АШ-АШ – у Наташки карандаш,
ОШ-ОШ-ОШ – у Антошки нож,
УШ-УШ-УШ – малыш идёт в душ,
ЫШ-ЫШ-ЫШ – в камышах мышь.

Рисунок 12.
ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи,
ЖА-ЖА -ЖА – есть иголки у ежа,
ЖУ-ЖУ-ЖУ – я к ежу подхожу,
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – ёжик в норке уже!

Рисунок13.
Стихи
Лягушка – попрыгушка,
глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
комары и мушки!

Рисунок 14.
Кошка в окошке
подушку шьёт,
Мышка в сапожках
избушку метёт.

Рисунок 15.
Летом в клетке зоопарка
медвежонку очень жарко.
Хорошо в жару такую
снять одёжку меховую.
Ищет он застёжки,
чтобы снять одёжки.

Рисунок 16.
Скороговорки
У кошки и у мышки ушки на макушке.

Рисунок 17.
Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.

Рисунок 18
У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Рисунок 19.
Ежу на ужин мышонок нужен.


Рисунок20
Автоматизация звуков Р, РЬ, Л,ЛЬ.
ЧистоговоркиАР-АР-АР – воздушный шар,
ОР-ОР-ОР – заводи мотор,
УР-УР-УР – длинный шнур,
ЫР-ЫР-ЫР – мышки любят сыр.

Рисунок 21.
РА-РА-РА – домой идти пора,
РЕ-РЕ-РЕ – стоит дом на горе,
АРЬ-АРЬ-АРЬ - на стене горит фонарь,
РЫ-РЫ-РЫ – в доме много детворы

Рисунок 22.
РИ-РИ-РИ – на рябине снегири,
РА-РА-РА – у мышки есть нора,
РЫ-РЫ-РЫ – налетели комары,
РЮ-РЮ-РЮ – как я много говорю!


Рисунок 23.
ЛА-ЛА-ЛА – Мила пока мала,
ЛО-ЛО-ЛО – в лодке весло,
ЛУ-ЛУ-ЛУ – шкаф стоит в углу,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – подметаю сам полы

Рисунок 24.
Стихи
В яркой шапке мухомор
гордо сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
не пойдём на косогор!

Рисунок 25.
Приготовила Лариса
для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису
угостил ирисом.

Рисунок 26.
Всё бело, бело, бело,
много снега намело.
Вот весёлые деньки –
возьмём лыжи и коньки!


Рисунок 27.
Белый снег, белый мел,
белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
белой даже не была!

Рисунок 28.
Была у Алёнки болонка,
была у болонки Алёнка.
Алёнка гуляла с болонкой,
болонка гуляла с Алёнкой.

Рисунок 29.
Скороговорки
Три ватрушки – у Петрушки, три ватрушки – у Петра.

Рисунок 30.
Клава искала булавку, а булавка упала под лавку.


Рисунок 31.
Стул около стола, стол около стула.

Рисунок 32.
У Алёши одна липа, у Филиппа семь лип.

Рисунок 33.
Список использованной литературы:
Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.