Конспект урока 1 класс УМК Школа 2100 тема: Прямая и кривая линии. Луч


Тема Прямая и кривая линии. Луч
Педагогическая цель создать условия для формирования представлений о геометрических фигурах, развития практических умений, связанных с построением геометрических фигур; способствовать развитию навыка сравнения предметов в группах.
Тип урока Получение новых знаний
Планируемые результаты (предметные) умеют распознавать геометрические фигуры: прямая линия, кривая линия, луч, различать прямые и кривые линии, чертить прямые линии при помощи линейки.
Личностные результаты стремятся (умеют) самостоятельно осваивать основы математических знаний, демонстрируют внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к школе.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, работают по предложенному учителем плану.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, следуют этическим нормам и правилам ведения диалога, умеют обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.
Основное содержание темы, понятие и термины Прямая
Кривая
Луч
Образовательные ресурсы Доска, мел, рабочие тетради детей, скакалка, проектор, линейка
Методы Наглядный
Практический
Частично – поисковый
Словесный
Проблемный
Приемы и формы работы Фронтальная
Коллективная
Индивидуальная
Ход урока
Актуализация знаний.

- Пересчитать все фигуры. (Счёт количественный и порядковый вперёд и обратно с называнием признаков каждой фигуры; начать хором, а продолжить можно предложить отдельным ученикам.)
- Выложить под каждой фигурой карточку с моделью числа:

- Назвать, на каком месте от начала ряда стоит та или иная фигура и т.д.
- Разложить фигуры на группы по размеру. Сделать вывод о равенстве маленьких и больших фигур.
II. Открытие нового знания и формулирование темы урока.
Выполняется задание № 1 учебника (с. 20).
- Что изображено на рисунке? (Линии.)
- На какие группы можно разбить эти линии? (Дети пытаются выполнить задание учителя самостоятельно. *Возможно, кто-то догадается, что линии можно разбить на прямые и кривые.)**Если дети нашли разбиение на кривые и прямые линии, то учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию сам.
- Как вы думаете, можно так разбить на группы эти линии? (Да, потому что они разные, отличаются друг от друга.)
- Как бы вы назвали эти линии? (Предположения детей.) Учитель обращает внимание детей на рисунок на полях учебника, где Катя и Лена тянут нить.
- На какую из нарисованных линий похожа туго натянутая скакалка? (Учитель предлагает детям взять демонстрационную нить и натянуть её.)
- На какую из линий похожа скакалка, которая не натянута? (Учитель предлагает детям взять демонстрационную скакалку и держать её не натянутой.)
**Учитель демонстрирует детям нить, которую можно тянуть очень долго, «до бесконечности». Для этого можно попросить кого-либо из детей взять один конец нити, а другого - разматывать катушечную нить: сначала по длине класса, затем можно выйти за дверь и т.д., а нить всё будет тянуться.
УЧИТЕЛЬ: Какие названия вы могли бы придумать для линий на рисунке?
Дети отвечают. Рассматриваются изображения и подписи жирным шрифтом в оранжевой рамке, обсуждаются и сравниваются с ответами детей.
Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? (Узнавать и называть новые геометрические фигуры.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Первичное закрепление. (Желательна работа в парах)
- Что можно сказать о числе линий в группах? Как сравнить число линий в группах? (На рисунке в оранжевой рамке.)
- Сколько прямых линий?
- Сколько кривых линий?
1) Учитель сообщает о том, как чертить прямую линию и как проверить, прямая это линия или нет с помощью линейки (демонстрирует на доске).
а) убедиться в своём предположении о наличии прямых линий на рисунке;
б) провести каждому ещё прямую линию на этом же листочке.
2) Читается текст учебника на с. 20 в оранжевой рамке, поясняется и показывается ещё раз, что прямую можно продолжить.
1. Задание № 1 тетради.
2. Задание № 2 учебника.
V. Открытие нового знания.
1) Задание № 3 учебника. Детям предлагается рассмотреть рисунок (фигуры) и рассказать, что нарисовал Вова. Учитель делает это на доске и просит детей назвать все геометрические фигуры, которые они видят. Дети называют прямую, точку, возможно, кто-то из детей назовёт луч.
Учитель выделяет цветом на доске луч вместе с его началом.
- Я обвела красным цветом новую геометрическую фигуру, с которой мы с вами сегодня познакомимся. Это луч, точка разбила прямую на две части - два луча. Точка - это начало лучей. Луч можно продолжить только в одну сторону.
2) Вывод: текст в оранжевой рамке.
VI. Первичное закрепление.
1) Задание № 4 учебника.
2) Задание № 5 учебника. Дети должны назвать фигуры и рассказать, каких больше, каких меньше, каких поровну.
VII. Самостоятельная работа с проверкой. Задание № 2 тетради (с. 12).
VIII. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
1) Задание № 6 учебника. На повторение отношений порядка (логическая задача).
***Мы не видим номеров кресел в ряду, но места Пети и Вовы (2 и 6) не заняты. Это подсказка. Если считать справа налево, то не заняты пятое, шестое и девятое места, что не соответствует номерам билетов Пети и Вовы.
Если считать слева направо, то не занято второе место в ряду, пятое и шестое, что соответствует номерам билетов Пети и Вовы. Теперь осталось только рассказать, на каком месте (рядом с каким ребёнком, между кем и кем сидит Петя, перед кем сидит Вова.)
2) Задание № 3 тетради (с. 12).
IV. Итог урока.
Назовите тему урока. (Прямая и кривая линии. Луч.) Что это? (Фигуры.) Чем они отличаются друг от друга? Как эти знания нам в жизни могут пригодиться? Где?
Что сегодня на уроке было самым сложным?
Что было самым легким?
Были ли такие задание с которыми вы не смогли справиться?