Рабочая адаптированная программа для школы VIII вида по русскому языку (2 класс)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА VII – VIII ВИДОВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании М.О.
учителей начальных классов
Руководитель:
_________________________
Протокол
№______от_______2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________О. С. Рыбцова«_______»____________2016г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «ЯС(К)ОШ VII – VIII ВИДОВ»
_______________Ю.В. Афонин «_______»____________2016г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
Для 2 класса VIII вида

Составитель
учитель математики: Дущенко К. К.

г. Ялта
2016 г.

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с положением МОУ «ЯС(К)ОШ VII – VIII видов» «о порядке разработки рабочей программы учебного предмета»; на основе Государственного образовательного стандарта и отвечает требованиям образовательной программы школы.
Календарно-тематический план для 2 класса по русскому языку ориентирован на использование учебника для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Якубовской Э.В., Павлова Н.В. « Русский язык 2 класс» М.: Просвещение, 2011– 175с. и пособие для учителя под ред. Воронкова В.В. “Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида”. 2008 г.Программа рассчитана на 170 часов.
В процессе обучения русскому языку осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: речи, памяти, внимания. Обучение русскому языку носит элементарно – практический характер. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, об ударных и безударных гласных. Учащиеся получают понятие о предложении, осознают, что предложение выражает законченную мысль. На уроках формируется умение списывать с печатного текста, писать под диктовку, дети знакомятся с простейшими правилами правописания.
На начало года у детей сформированы такие общеучебные умения, как: умение сидеть за партой, списывать с доски, открывать нужную страницу учебника, организовать свое рабочее место. В течение года основными методами деятельности станут практический, словесный и метод деятельностного подхода, в результате которых дети освоят следующие знания и приобретут умения: научатся писать слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, переносить слова при письме, анализировать слова по звуковому составу, ставить ударение, познакомятся со словами, обозначающими предметы, действия предметов, познакомятся с предлогами, научатся оформлять предложения на письме.
Средствами обучения выступают учебники, опорные схемы, таблицы, карточки. Программа составлена с учётом характеристики детей, обучающихся в данном классе.
Цель программы обучения:
овладение элементарными знаниями по грамматике;
формирование навыка письменной речи.
Задачи программы обучения:
выработка достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка;
формирование умения анализировать слова по звуковому составу;
приобретения практических навыков устной и письменной речи;
списывать по слогам с печатного и рукописного текста;
писать под диктовку слова;
оформлять предложения на письме;
выделять предложения из речи;
- воспитание интереса к родному языку.Содержание программы учебного курса
Разделы 105
Повторение «Предложение». 8
Звуки и буквы 9
Слог 7
Парные звонкие и глухие согласные 9
Шипящие и свистящие согласные 3
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слов или слога 5
Твердые и мягкие согласные 7
Мягкий знак (ь) на конце слова 4
Слово. Название предметов. 17
Название действий. Действия и его названия. 10
Предлоги. 2
Слова с непроверяемыми гласными 2
Предложение. 12
Повторение. 10
Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р—л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка работ:
«5» – работа выполнена без ошибок, понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет
«4» - 1 – 3 ошибки, допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при работе с текстом или разборе предложений допускает 1 – 2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя
«3» - 4 – 5 ошибок, ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается
в постоянной помощи учителя
«2» - 6 – 8 ошибок, ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала; допускает ошибки в формулировке
правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.
ЛИТЕРАТУРА
Воронкова В.В. “Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида”. 2008 г.
Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, «Союз»,2007г.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва, «Просвещение»2006г.
М.Г.Ракитина. Тесты. Русский язык. Москва, «Айрис - Пресс» 2006 г.
О.И.Дмитриева. Поурочные планы по русскому языку. 2 класс. Москва, «Вако». 2006 гКалендарно-тематическое планирование по предмету русский язык, 2 класс

п/пДата по плану Дата по факту Кол-во
часов Тема урока Стр. учебника Информационное обеспечение Коррекционная работа
1-2 2 Предложение. 4-5 Иллюстрации, схемы Работа по повышению уровня общего и речевого развития ученика
3-4 2 Предложение и его схема. 6-7 Иллюстрации, схемы Учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
5-6 2 Распространение предложений 8-9 Нагляд-ные пособия, интерактивная доска Формировать практические навыки устной и письменной речи
7-8 2 Слово 10-11 Схемы предложений, учебники Формировать орфографические и пунктуационные навыки
9-10 2 Составление предложений с данным словом 12-13 Схемы слов и предложений, учебники Способствовать умственному и речевому развитию через умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал Учить выделять главное в тексте.
11-12 2 Звуки и буквы 14-17 Схемы предложений, учебники Коррекция фонематического восприятия и произношения.
13 1 Зрительный диктант. «Предложение». Картинки, учебники, интерактивная доска Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении
14 1 Работа над ошибками. «Предложение». Повторение. Линейки, карандаши Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, умения обобщать и сравнивать
15-16 2 Гласные звуки и буквы 18-19 Карточки с доп. заданиями  Развивать самостоятельность при выполнении заданий
17-18 2 Согласные звуки и буквы. 20-21 Касса букв, карточки с буквами, предмет-ные картинки Коррекция фонематического восприятия и произношения.
19-20 2 Слова, которые различаются одним звуком. 22-23 Касса букв, карточки с буквами, предмет-ные картинки Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении.
21-22 2 Слова, которые различаются количеством звуков. 24-25 Предмет-ные картинки, интерактивная доска Работа по повышению уровня общего и речевого развития ученика
23-24 2 Слова, кот различаются последовательностью звуков. 26-27 Атрибуты к игре, картинки, интерактивная доска Коррекция самооценки и самоконтроля.
25-26 2 Ударение в словах. 28-29 Карточки для опроса, веера букв, лента букв, цв. карандаши Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении.
27-28 2 Выделение ударного гласного в слове. 30-31 Веера букв, атрибуты к игре, лента букв Вырабатывать умение преодолевать трудности
29 1 Контрольная работа№1. «Звуки и буквы». Веера букв, мяч, предмет-ные картинки, карточка со словар-ным словом Формировать практические навыки устной и письменной речи
30 1 Работа над ошибками. Повто-рение темы «Звуки и буквы». Веера букв, цветные каран-даши, атрибуты к игре, лента букв Формировать орфографические и пунктуационные навыки
31-32 2 Деление слов на слоги 32-33 Предмет-ные картинки, карточки с задания-ми, карточка со словар-ным словом Способствовать умственному и речевому развитию через умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал
33-34 2 Гласные в образовании слогов. 34-35 Предмет-ные картинки, буквы магнит-ной азбуки, мяч Учить выделять главное в тексте.
35-36 2 Перенос слов по слогам.
Картинный диктант «Словарные слова». 36-37 Атрибуты к игре, учебники, мяч Учить выделять главное в тексте.
37-38 2 Деление слов созвуками и-й на слоги. 38-39 Атрибуты к игре, учебники, интерактивная доска Развивать самостоятельность при выполнении заданий
39 1 Контрольная работа№2. «Слог» Предмет-ные картинки, буквы магнит-ной азбуки, простые карандаши Вырабатывать элементарные навыки грамотного письма
40 1 Работа над ошибками. Упраж-нение в делении слов на слоги Илюстра-ция, карточка со словар-ным словом
Формировать орфографические навыки
41-42 2 Различай л-р40-41 Линейки, карандаши Коррекция внимания
43-44 2 Различай б-п. 42-43 Карточки с доп. заданиями Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в различении.
45-46 2 Различай в-ф44-45 Опорный материал для запомина-ния Учить контролировать свою работу
47-48 2 Различай г-к46-47 Опорный материал для запомина-ния, предмет-ные картинки
Развивать умение ориентироваться в задании 
49-50 2 Различай д-т48-49 Карточки для словарной работы (для слабых уч-ся), учебник Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в различении
51-52 2 Различай ж-ш50-51 Веера букв, мяч, картинки
53-54 2 Различай з-с52-53 Предмет-ные картинки, карточка со словар-ным словом, загадки
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении
55-56. 2 Различай звонкие и глухие согласные 54-55 Предмет-ные картинки, учебники Развивать самостоятельность при выполнении заданий
57 1 Контрольная работа№3. «Парные звонкие и глухие согласные». Предмет-ные картинки, карточка со словар-ным словом, атрибуты к игре
Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в различении.
58 1 Работа над ошибками. «Парные звонкие и глухие согласные». Карточки для самост. работы, предмет-ные картинки Коррекция внимания, образной памяти.
59-60 2 Шипящие согласные. 56-57 Предмет-ные картинки, интерактивная доска Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в соотнесении слов.
61-62. 2 Свистящие согласные. 58-59 Схемы слов, предмет-ные картинки Коррекция зрительного восприятия, образной памяти, логического мышления.
63-64 2 Различай шипящие и свистящие буквы. 60-61 Карточки по теме, учебник Развитие речи учащихся, слухового и зрительного восприятия, умения обобщать и сравнивать.
65-66 2 Буква е в начале слова или слога. 62-63 Карточки со словарными словами Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.
67-68 2 Буква ё в начале слова или слога. 64-65 Веера букв, лента букв Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации.
69-70 2 Буква ю в начале слова или слога. 66-67 Веера букв, атрибуты к игре, касса букв Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении.
71-72 2 Буква я в начале слова или слога. 68-69 Веера букв, атрибуты к игре, касса букв Коррекция фонематического восприятия и произношения.
73 1 Контрольное списывание. «Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога» 70-71 Нагляд-ный материал, атрибуты к игре Развивать устную, письменную, диалогическую речь.
74-75 2 Гласные ы-и после твердых и мягких согласных. 72-73 Веера букв, атрибуты к игре, цв. карандаши Коррекция самооценки и самоконтроля.
76-77 2 Гласные о-ё после твердых и мягких согласных. 74-75 Предмет-ные картинки, мяч, карточки со словар-ными словами, цв. карандаши Обогащение словарного запаса
78-79 2 Гласные у-ю после твердых и мягких согласных. 76-77 Атрибуты к игре, веера букв, предмет-ные картинки Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы
80-81 2 Гласные а-я после твердых и мягких согласных. 78-79 Мяч, веера букв, цв. карандаши Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы
82-83 2 Гласнаяе после мягких согласных. 80-81 Предмет-ные картинки, игра «Собери слова из слогов» Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих действия
84 1 Контрольная работа№4. «Твёрдые и мягкие согласные». Предмет-ные картинки, интерактивная доска Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих действия.
85 1 Работа над ошибками. Различай твердые и мягкие согласные. Цветные и простые карандаши Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих действия.
86-87 2 Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. 82-83 Веера букв, лента букв, цв. карандаши Закреплять умение правильно строить предложения
88-89 2 Письмо слов с мягкими согласными на конце 84-85 Веера букв, атрибуты к играм, предмет-ные картинки, стихи
Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих признаки предметов
90-91 2 Различай твердые и мягкие согласные на конце слова. 86-87 Веера букв, карточки с индивид. заданиями, мяч Учить связному высказыванию.
92-93 2 Различай слова с твердыми и мягкими согласными на конце. 88-89 Учебники, интерактивная доска Закреплять умения описывать предметы, явления
94-95 2 Предмет и его название. 90-91 Веера, предмет-ные картинки, дид. игра
Обучение способности сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы,
96-97 2 Названия предметов, отвечающие на вопрос что? 92-93 Веера букв, карточки с индивид. заданиями, мяч Обучение способности сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы,
98-99 2 Названия частей предмета 94-95 Веера, предмет-ные картинки, мяч
Вырабатывать умение преодолевать трудности.
100-101 2 Различай сходные предметы и их названия 96-97 Загадки, предмет-ные картинки, атрибуты к игре
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении
102 1 Контрольная работа№5. «Названия предметов». Цв. Каранда-ши, предмет-ные картинки, атрибуты к игре
Коррекция внимания, образной памяти.
103 1 Работа над ошибками: «Название предметов». Атрибуты к игре
Развивать самостоятельность при выполнении заданий
104-105 2 Обобщающее слово для группы однородных предметов 98-99 Предмет-ные картинки, атрибуты к игре Вырабатывать элементарные навыки грамотного письма
106-107 2 Название предметов, отвечающие на вопрос кто? 100-101 Атрибуты к игре «Кто прав?» Вырабатывать элементарные навыки грамотного письма
108-109 2 Обобщающее слово для группы однородных предметов 102-103 Предмет-ные картинки, интерактивная доска Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, аккуратности)
110-111 2 Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Словарный диктант 104-105 Веера букв, предмет-ные картинки
Развивать посредством заданий стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.
112-113 2 Различай слова,обознача-ющие один или несколько одинаковых предметов 106-107 Веера букв, предмет-ные картинки, цв. каранда-ши, учебники Формировать орфографические и пунктуационные навыки
114-115 2 Большая буква в именах людей. 108-109 Цв. каранда-ши, учебники Формировать орфографические и пунктуационные навыки
116-117 2 Большая буква в именах и фамилиях 110-111 Цв. каранда-ши, предмет-ные картинки, мяч
Вырабатывать элементарные навыки грамотного письма
118-119 2 Большая буква в кличках животных. 112-113 Цв. каранда-ши, предмет-ные картинки Учиться контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов)
120-121 2 Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. 114-115 Схемы предложений, учебники Формировать практические навыки устной и письменной речи
122 1 Контрольная работа№6. «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных». Цв. каранда-ши, предмет-ные картинки
Способствовать умственному и речевому развитию через умения анализировать, систематизировать языковой материал
123 1 Работа над ошибками. «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных». Сюжетные картинки, интерактивная доска Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении
124-125 2 Названия действий, отвечаю-щие на вопрос что делает? 116-117 Предмет-ные картинки, цв. карандаши Способствовать умственному и речевому развитию через умения обобщать, группировать языковой материал
126-127 2 Названия действий, отвечаю-щие на вопрос что делают? 118-119 Иллюстра-ции, цв. каранда-ши, предмет-ные картинки Развивать посредством заданий стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.
128-129 2 Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как голос подает?». 120-121 Линейки, карандаши Формировать практические навыки устной и письменной речи
130-131 2 Кто как передвигается? 122-123 Карточки с доп. Задания-ми, цв. карандаши Способствовать умственному и речевому развитию через умения анализировать, систематизировать языковой материал
132-133 2 Кто? – что делает?
Кто? – что делают? 124-125 Атрибуты к игре, загадки Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.
134-135 2 Что? – что делает?
Что? – что делают? 126-127 Цв. каранда-ши, предмет-ные картинки Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации.
136-137 2 Различай названия предметов от названия действий по вопросам. 128-129 Предмет-ные картинки, атрибуты к игре Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении.
138-139 2 Повторение по теме: «Слово. Название предметов». 130-131 Цв. каранда-ши, предмет-ные картинки Развивать устную, письменную речь.
140 1 Контрольная работа№7. «Слово. Название действий». Цв. каранда-ши, предмет-ные картинки Коррекция фонематического восприятия и произношения.
141 1 Работа над ошибками «Слово. Название предметов». Карточки с задания-ми, загадки
Формировать орфографические и пунктуационные навыки
142-143 3 Предлог как отдельное слово. 134-135 Веера букв, мяч, картинки
144-145 3 Употребление предлогов в предложении. 136-137 Предмет-ные картинки, карточка со словар-ным словом, загадки
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении
146-147 3 Выделение «трудной» гласной в словах. 138-139 Предмет-ные картинки, учебники Развивать самостоятельность при выполнении заданий
148-149 3 Написание гласных в словах-родственниках 140-141 Предмет-ные картинки, карточка со словар-ным словом, атрибуты к игре
Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в различении.
150-151 3 Выделение предложения из текста 142-143 Карточки для самост. работы, предмет-ные картинки Коррекция внимания, образной памяти.
152-153 3 Правило записи предложений. 144-145 Предмет-ные картинки, интерактивная доска Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в соотнесении слов.
154-155 3 Предложение и его схема. 146-147 Схемы слов, предмет-ные картинки Коррекция зрительного восприятия, образной памяти, логического мышления.
156-157 3 Различай набор слов и предложений. 148-149 Карточки по теме, учебник Развитие речи учащихся, слухового и зрительного восприятия, умения обобщать и сравнивать.
158 1 Контрольная работа №8. «Предложение» Карточки со словарными словами Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.
159 1 Работа над ошибками: «Предложение». Веера букв, лента букв Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации.
160-161 3 Порядок слов в предложении. 150-151 Веера букв, атрибуты к игре, касса букв Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении.
162-163 3 Завершение начатого предложения. 152-153 Веера букв, атрибуты к игре, касса букв Коррекция фонематического восприятия и произношения.
164-165 3 Составление предложений по предметной картинке 154-155 Нагляд-ный материал, атрибуты к игре Развивать устную, письменную, диалогическую речь.
166-167 3 Составление предложений по сюжетной картинке 156-157 Веера букв, атрибуты к игре, цв. карандаши Коррекция самооценки и самоконтроля.
168-169 3 Предложения-вопросы и предложения-ответы. 158-159 Предмет-ные картинки, мяч, карточки со словар-ными словами, цв. карандаши Обогащение словарного запаса
170 1 Повторение пройденного материала Веера букв Обогащение словарного запаса