Проект на тему Хлеб-всему голова (4 класс)


Министерство образования и науки РФ Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Забайкальск
Тема:Хлеб всему голова
Выполнила: ученица 4 А класса Тюкавкина Зоя Руководитель:
Учитель: Чупрова Е.В.
п. Забайкальск 2013-2014год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………. стр.3
Глава 1 История …………………………………........………………. стр.5
1.1. История появления хлеба ………………………...……………. стр.5
1.2. Пословицы и поговорки о хлебе ………………………………… стр.5
Глава 2 Поход на пекарню …………………………………………… стр.7
2.1 Что я узнала на хлебопекарне ……………………………………. стр.7
Глава 3 Исследовательская часть…………………………………… стр.8
3.1. Приготовление хлеба ……………………………………………… стр.8
Глава 4 Анкетирование и его результаты…………………….………… стр.9
Заключение …………………….……………………………………… стр.11
Список исследуемой литературы …………………………………… стр.12
Приложение……………………………………………………………… стр.13
Введение
Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила, в нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!
Хлебушко, хлебушек – так ласково называли наши предки главный продукт на столе – хлеб. Доставался он тяжело, пекли его с любовью, берегли и относились с уважением. И в современное время хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Но часто ли мы задумываемся о том, какой хлеб мы едим? Каким на вкус должен быть настоящий хлеб? Как приготовить в домашних условиях хлеб? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам принять участие в моем проекте.
Я решила реализовать проект под названием “Хлеб – всему голова”.Мною была поставлена цель и задачи, гипотеза, которую необходимо было доказать.В проекте представлены вопросы для социологического опроса, а также их результаты, итоги наблюдения за отношением современных школьников к хлебу. Представлен материал, собранный при работе над проектом, создана презентация, иллюстрирующая все этапы и результат работы.
Цель: узнать о процессе приготовления хлеба. Цель работы обусловила постановку следующих задач:
Задачи:
1) обнаружить интересные факты о хлебе; 2) найти пословицы и поговорки о хлебе; 3) узнать рецепт приготовления белого и черного хлебов; 4) испечь хлеб; 5) создать электронную презентацию.
Методы исследования:
знакомство с литературой по теме проекта;
обращение к сети Интернет;
анкетирование;
анализ полученной информации;
проектный.
Гипотеза исследования: предположим, что цвет хлеба зависит от сорта муки. Экспериментально надо доказать или опровергнуть данное суждение.
База исследования – домашняя кухня.
Глава 1. История появления хлеба
Свыше 15 тысяч лет назад наши предки начали употреблять в пищу пшеницу. Хлеб изобрели египтяне. Изначально, греки стали называть свой хлеб, который они выпекали в горшках «клибанос», однако когда искусство выпекания хлеба перешло к другим народам, название трансформировалось в «хлайфс». А в древнем немецком языке и сегодня присутствует слово «хлайб», созвучное с нашим словом хлеб.
Искусство выпекания хлеба быстро распространялось по разным народам, и уже во II веке до нашей эры в Риме были построены первые пекарни.
Хлеб - лекарство:
Впервые хлеб появился на Руси свыше 15000 лет назад в виде жидкой каши. В давние времена люди лечились хлебом. Если подышать над горячим свежим хлебом, можно вылечить насморк, а чёрствый хлеб помогает при болях в желудке.
Во все времена хлеб очень высоко ценился и стоял в одном ряду с золотом и солнцем.
В России желанных гостей встречают «хлебом – солью». Гости должны поцеловать хлеб. Издавна на Руси существует обычай: на свадьбу мать жениха встречает молодых караваем – символом богатства и благополучия.
Почему человек не может обойтись без хлеба?
Оказывается, хлеб богат витаминами, необходимыми для жизни и роста человека. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается. Хлебными растениями были не рожь и пшеница, а рис и дуб.
Для начала надо вспомнить наиболее интересные факты о хлебе. Думаю, что ни для кого не секрет, что по закону Мэрфи хлеб всегда будет падать маслом вниз. Многие, наверное, пробовали поэкспериментировать, и результат всегда получается положительный.
Или вот еще факт о хлебе. Знали ли Вы, что из хлеба можно сделать мозаику. И я не знала. Оказывается, что 27-летняя англичанка Лаура Хендлен стала знаменита на всю страну, благодаря своему необычному увлечению: сотрудница британского музея создала хлебную репродукцию «Джоконда» размером 9 на 11 метров.
1.2 Пословицы и поговорки о хлебе.
Не зря в народе говорят:
Хлеб – всему голова!
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Хлеба ни куска и стол доска.
Горька работа, за то сладок хлеб.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Глава 2. Поход на хлебопекарню
2.1 Что я узнала на хлебопекарне
Так как я уже давно знаю, что хлеб не растет на булочном дереве, я решила посмотреть процесс его приготовления. Для этого я посетила хлебопекарню в п. Забайкальск Даниловой Марии Георгиевной. На даниловской хлебопекарне я узнала, сколько весит одна булка хлеба, сколько на хлебопекарне цехов, какое количество времени уходит на изготовление одной булки хлеба, сколько работников работают на хлебопекарне, какие виды и сорта хлеба бывают, какие ещё выпекают хлебобулочные изделия на данной пекарне. А также, мне рассказали, какие этапы нужно пройти для изготовления хлеба.
Полученные ответы на вопросы, которые я задавала:
Сколько весит булка хлеба?
Одна булка хлеба весит: 500±10 г.
Сколько цехов на хлебопекарне и какие?
Цехов на хлебопекарне 6: 2 цеха для хранения готовой продукции, 1 холодный цех, который служит для приготовления тортов, 1 цех для хранения и просеивания муки, 1 для приготовления изделий, требующих обжарки в масле, таких как пирожки, чебуреки и т.д.; 1 для приготовления хлеба - это где тесто замешивают, взвешивают и выпекают. Каков ассортимент продукции?
На изготовление одной партии хлеба уходит: 12 часов.
Работники на хлебопекарне работают в 2 смены: одна смена – 11,12 человек. Всего же задействованы –24 человека разных профессий. Виды и сорта хлеба бывают : 1 сорт – белый хлеб , второй сорт – чёрный хлеб , а также есть ещё бородинский хлеб - с добавлением солода, хлеб с добавлением кураги, чернослива и изюма. Ржаной хлеб. Также в ассортименте есть: булочки, рулеты, торты, печенье, пирожные, сухари, калачи, пирожки, чебуреки, пиццы и многое другое.Глава 3. Исследовательская часть.
3.1. Приготовление хлеба.
Теперь очередь непосредственно самого эксперимента. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о цвете хлеба потребовались рецепты:
Приготовления белого хлеба
Приготовления черного хлеба
• дрожжи – 2 ст. л.
• вода – 1.5 стакан
• сахар – 1 ст. л.
• соль – 1 ч. л.
• растительное масло – 1/2 стакана
• пшеничная мука – 3 стакана • дрожжи – 2 ст. л.
• вода – 1.5 стакан
• сахар – 1 ст. л.
• соль – 1 ч. л.
• растительное масло – 1/2 стакана
• ржаная мука – 3 стакана
*отличия минимальны, секрет в муке. Именно мука задает цвет хлебу.
Кухня стала базой для эксперимента. Итак:
1. Приготовили опару: в посуду положили дрожжи, соль, сахар, растительное масло и воду, немного подогрела на плите. 2. Дальше в одну посуду мы добавили пшеничную муку, а во вторую ржаную муку. После чего, тесто оставили подниматься на 2 часа в теплое место.3. Включили духовку на 180 градусов, а пока она нагревалась, подготовили формы для выпечки: смазывали растительным маслом, чтобы готовый хлеб в дальнейшем легко мог выйти из формы. 4. Выложили тесто в формы и оставили еще на 1 час для того, чтобы оно поднялось.5. После того, как тесто поднялось в формах, поставила формы в духовку. 6. По истечении 40 минут достали хлеб из духовки. 7. Подождали, пока он остынет, разрезали его, чтобы убедиться в том, что действительно получилось два разных сорта хлеба.Таким образом, я экспериментально доказала, что цвет хлеба действительно зависит от сорта муки. Я поняла, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. Поэтому, надо ценить каждую крошку хлеба и вот почему наши предки складывали так много пословиц и поговорок.
Глава 4. Анкетирование и его результаты.
Наблюдение
В нашей школе было проведено наблюдение, с целью выявления бережного отношения к хлебу. На обед ученикам начальной школы было предложено по кусочку хлеба.
Из 15 человек:
полностью съели хлеб 10 учеников,
по половинке хлеба – 3 учащихся,
2 ребят не притронулись к хлебу.
Исходя из данного наблюдения, можно сделать следующий вывод, что основная часть ребят бережно относятся к хлебу, съедают его, не оставляя.
Анкетирование «Хлеб в жизни человека».
Я провела анкетирование среди взрослых людей и учеников нашего класса. Всего опрошено 21 человек. Цель анкетирования: проанализировать использование, применение, отношение к хлебу.
Вопросы для анкетирования:
№ Вопросы
1 Выпекаете ли вы сами хлеб?
2 Какие другие мучные изделия вы делаете?
3 Как вы используете черствый хлеб?
4 По вашему мнению, сколько стоит хлеб?
5 Как вы думаете, от чего зависит цвет хлеба?
6 Какие сорта хлеба вы знаете?
7 Как часто вы употребляете хлеб?

Результаты анкетирования.

Анкетирование показало, что:
№ Вопросы результат
1 Выпекаете ли вы сами хлеб? Да-9ч., нет-12 ч.
2 Какие другие мучные изделия вы делаете? Пироги, рогалики и т.д. -14 ч., не пекут-7 ч.
3 Как вы используете черствый хлеб? Сушат сухари-4 ч., покупают столько, чтобы съесть-6 ч., отдают жив.-2 ч., выкидывают-2 ч.
4 По вашему мнению, сколько стоит хлеб? Выразили в деньгах-20 ч., бесценен-2 ч.
5 Как вы думаете, от чего зависит цвет хлеба? От муки-4ч., от пшеницы-1 ч., от дрожей-3 ч., от выпекания-2 ч., не знают-7 ч., от теста-1 ч.
6 Какие сорта хлеба вы знаете? Белый-14 ч., черный-13 ч., бород.-6 ч., горчичный-3 ч., зерновой-2ч., не знают-2 ч.
7 Как часто вы употребляете хлеб? В небольшом количестве-2 ч., ежедневно-5 ч., несколько раз в день-7 ч., редко-4 ч., не едят 2 ч.
Результаты проведенного анкетирования показали, что ребята не знают процесс приготовления хлеба, различают сорта хлеба, рационально используют хлеб, но о бесценности хлеба указали только взрослые, ребята указали стоимость в деньгах.

Заключение
При разработке проекта и его реализации, я экспериментально доказала, что цвет хлеба действительно зависит от сорта муки. Презентация проектной деятельности включала в себя: продукт совместной деятельности. В процессе данной работы, я узнала, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Через чтение художественной литературы, можно воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу. Как показали результаты исследования, поставленную задачу я выполнила. Я считаю, что собранный мною материал будет полезен многим ребятам. Какой громадный труд проделали многие поколения в течение веков, чтобы получить такой хлеб, какой мы едим ежедневно! Хлеб – полезный продукт, недаром его ставят в центре стола. Нужно не забывать относиться к хлебу бережно, с большим уважением!

Список литературы.
1.Бертине Ришар. Свой хлеб. Удивительное искусство и простое удовольствие. - Издательство: Астрель, 2011 г.
2. Русские народные загадки, пословицы. Поговорки. - Москва: Просвещение, 2011.
3. Технология по приготовлению хлеба.
4. Круглов Н.А. Педагогический журнал. Внеклассная работа в школе. - Москва, 2006.
Интернет источники.
http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/
Приложение «Вопросы для анкетирования»
№ Вопросы результат примечание
1 Выпекаете ли вы сами хлеб? 2 Какие другие мучные изделия вы делаете? 3 Как вы используете черствый хлеб? 4 По вашему мнению сколько стоит хлеб? 5 Как вы думаете от чего зависит цвет хлеба? 6 Какие сорта хлеба вы знаете? 7 Как часто вы употребляете хлеб?

Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы)
Автор проекта Тюкавкина Зоя
Название проекта: Хлеб всему голова
Учебная дисциплина, близкая к теме проекта. Окружающий мир
Почему я начала работу над проектом? Мне стало интересно: от чего зависит цвет хлеба?
Для чего я начала работу над проектом? Я начала работу над проектом, для того, чтобы на практике подтвердить или опровергнуть суждение, о том, что сорт муки влияет на цвет хлеба.
Какой продукт я хотела получить? _Хлеб 1 – го и 2-го сорта
Как я работала над проектом:
Дата Что делала Затрачено времени Вопрос, затруднение Консультант Помощь
17.10.2013 Выбор темы 10 дней Какую тему выбрать? мама Мама, папа
17.10.2013-30.10.2013 Определение цели и задач 2 недели Определить цель и задачи мама Мама, папа
31.10.2013 Выдвижение гипотезы 1 день сформулировать гипотезу. Елена Викторовна Мама, папа
10.2013-11.2013 Сбор материала (информации) 3 недели - Мама, папа, бабушка Мама, папа
11.2013-12.2013 Изучение материала и обобщение сведений:
-чтение книг;
-просмотр документальных фильмов ;-поиск информации в интернете. 20 дней Большой объем исследуемой литературы Елена Викторовна, мама Мама, папа
20.02.2014-21.02.2014 Экскурсия в пекарню 2 дня - Пекари, технологи мама
22.02.2014-
07.03.2014 Разработка опроса
14 дней 25.03.2014 Практическая часть: по рецептам замесить тесто, выпечь хлеб 1 день - мама мама
26.03.2014 Получение результатов эксперимента и их анализ. 1 день - - мама
27.03.2014. Выводы по результатам эксперимента 1 день - - -
20.03.2014-28.03.2014 Оформление презентации. Выводы по презентации. 9 дней - -
15.03.2014-28.03.2014 Оформление проекта. 14 дней - - мама
01.04.2014-05.04.2014 Анкетирование, обработка данных 5 дней Мама, учащиеся, учителя 17.10.2013-20.04.2014 Составление отчета о проделанной работе -
28.03.2014-02.04.2014 Корректировка работы Подготовка к выступлению. Презентация проекта. Что нового я узнала, чему научилась?
При изучении материала для составления проекта и в ходе разработки проекта я узнала, как нелегко испечь хлеб, что это продукт труда многих людей. В ходе практической части работы и при посещении пекарни И.П. Даниловой Марии Георгиевны я узнала, сколько весит одна булка хлеба, чем отличается хлеб разных сортов, какое тесто называется сдобным и чем отличается от кислого.
Мои впечатления от работы над проектом:
Мне было очень интересно узнать о приготовлении хлеба. Изучив материалы и немало литературы о происхождении хлеба, я задумалась, о том, что иногда мы недооцениваем важность и значимость хлеба. Увидев своими глазами, как получают данный продукт, я теперь точно не когда не буду оставлять недоеденный кусок хлеба, и буду брать столько, сколько действительно мне необходимо.
Вид проекта: исследовательский