Программа элективного учебного предмета Подготовка к ЕГЭ по русскому языку


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного предмета предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа ( 1ч в неделю).
Общая характеристика программы элективного предмета
Элективный предмет призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение , которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в старших классах общеобразовательного учреждения согласно учебному плану на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный предмет является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Занятия по предмету не замещают уроки русского языка, а дополняет их, опираясь на межпредметные связи с литературой и другими предметами. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности. В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос о дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ;
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение).
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
необходимые сведения о языке
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Содержание тем учебного курса
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Методы и приёмы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный
Продуктивный
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя
Беседа (Работа со словарями
Анализ таблицы При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Тематический план изучения элективного предмета


п/п
Наименование разделов, тем кол-во часов теорети-ческая часть практи-ческаячасть
1 Введение. Цели и задачи изучаемого курса 1 1 2 Подготовка к заданиям части I 20 3 17
3 Подготовка к сочинению 8 5 3
4 Комплексная подготовка к ЕГЭ. 5 5
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия Тема занятия Кол-во
часов Форма занятия Дата Примечания
1 Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
1 лекция Презентация
2 Орфоэпия. Орфоэпические нормы. 1 практикум 3 Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы 1 практикум 4 Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления 1 практикум 5 Лексические выразительные средства. Тропы. 1 практикум Презентация
6 Фразеология. 1 практикум 7 Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. 1 лекция 8 Морфемный и словообразовательный анализ слова. 1 практикум 9 Морфология. Самостоятельные и служебные части речи 1 практикум 10 Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. 1 лекция 11 Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 1 практикум 12 Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. 1 лекция 13 Синонимия синтаксических конструкций. 1 практикум 14 Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. 1 лекция 15 Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. 1 практикум 16 Орфография. Орфографические нормы. 1 практикум 17 Орфография. Орфографические нормы. 1 практикум 18 Пунктуация. Пунктуационные нормы. 1 практикум 19 Пунктуация. Пунктуационные нормы. 1 практикум 20 Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. 1 практикум 21 Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. 1 практикум 22 Текст. Стили и типы речи 1 практикум 23 Подготовка к сочинению Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. 1 лекция 24 Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). 1 лекция 25 Выявление и формулировка авторской позиции 1 лекция 26 Способы аргументации собственного мнения. 1 лекция 27 Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
1 лекция 28 Практикум по написанию сочинения. 1 практикум Банк текстов
29 Практикум по написанию сочинения. 1 практикум 30 Практикум по написанию сочинения. 1 практикум 31 Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. 1 практикум Сборник КИМОв32 Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. 1 практикум 33 Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. 1 практикум 34 Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. 1 практикум Учебно-методическое обеспечение
1. Н.А.Сенина: Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014- Легион, 2014 г.
2.С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.ЕГЭ. Русский язык. – Интеллект-Центр, 2012
3.Ю.Н. Гостева, В.ВЛьвов: ЕГЭ 2013. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. Экзамен, 2015 г.
Интернет-ресурсы:
1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2012.
2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2014.
3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2015.
4. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2012.